Рефераты. Дидактическая игра как способ руководства познавательной деятельностью детей старшего дошкольного возраста

Высокий уровень - 45-50 баллов

Средний уровень- 32-44 баллов

Низкий уровень - менее 32 баллов.

q Изучение уровня связной речи детей

Методические указания: для изучения уровня связной речи используется методика «пересказ текста». Детям предлагается прослушать незнакомые рассказы или сказку, небольшие по объему.

Пересказы анализируются по следующим показателям:

1. понимание текста - правильно ли ребенок формулирует основную мысль

2. структурирование текста - умение последовательно и точно построить пересказ (основывается на основе сопоставления пересказа со структурой текста)

3. лексика - полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными

4. грамматика - правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения

5. плавность речи - наличие или отсутствие длительных пауз

6. самостоятельность пересказа - наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста - 12 баллов. 2 балла - правильное воспроизведение; 1 балл - незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов - неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках. Таким образом,

Высокий уровень - 12 баллов

Средний уровень- 11-6 баллов

Низкий уровень - 5 и менее баллов.

q Изучение грамматического строя речи

Задание 1а.Цель: определить умение конструировать предложения.

Методика проведения. Ребенку предлагается составить предложение по опорны словам. Дается 3 слова , из которых ребенок должен составить предложение. Всего пять наборов слов: 1.Саша, кататься, лыжи; 2.клетка, синица, летать; 3.дети школа, идти; 4.девочка, альбом, рисовать; 5.аквариум, рыбка , плавать.

Обработка результатов. Высшая оценка 10 баллов. Предложение сконструировано верно - 2 балла; есть незначительные отклонения от правил -1 балл; не все слова использованы, есть нарушения правил - 0 баллов.

Задание 2б. Цель: выявить умение образовывать существительные в именительном, родительном, творительном и предложных падежах множественного числа, обозначающих животных и их детенышей.

Методика проведения. Детям предлагаются парные картинки животных и их детенышей. Задания в виде игры «Кто у кого?», «Кого нет?», «Кто с кем вышел на прогулку?», «О ком заботятся животные?». Дети подбирают соответствующие картинки.

Обработка результатов. Высшая оценка - 40 баллов. Безошибочное употребление -2 балла, незначительные отклонения - 1 балл; неверные ответы - 0 баллов.

Задание 3в. Цель: выявить умения образовывать множественное число существительных.

Методика проведения. Задания предъявляются в виде игры «Один-много». Слова для предъявления: книга, ручка, стол, стул, зеркало, ведро, майка, ухо, город.

Обработка результатов. Высшая оценка - 10 баллов. Верный ответ - 1 балл, неверный - 0 баллов.

Задание 4г. Цель: обследование умения согласовывать числительные с существительными.

Методика проведения. У детей картинки, изображающие игрушки на полках. Например, 2 флажка, 5 шаров, 1 ведро, 4 куклы и т.д. дети рассматривают картинки и отвечают на вопросы «Сколько игрушек?. Какой по счету?».

Обработка результатов. Высшая оценка- 10 баллов. Верный ответ- 1 балл, неверный ответ - 0 баллов.

Обработка результатов по разделу «Грамматический строй»

Высокий уровень- 65-70 баллов

Средний уровень- 64-40 баллов

Низкий уровень - 39 и менее баллов.

Оценка речевого развития осуществляется согласно уровневой дифференциации:

Уровень

Характеристика уровня

Лексическая

сторона речи

Грамматическая сторона речи

Связная речь

Высокий

122-132 балла

Употребляет правильно существительные, прилагательные, обозначающие признаки предметов; используют в повседневной речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим словом. Употребляют разные части речи точно по смыслу.

Правильно согласовывает существительные с числительными, прилагательными и местоимениями. Использует предложения разных видов: с прямой и косвенной речью. Правильно подбирает однокоренные слова.

Умеет связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составляет небольшие рассказы о предмете, по картинке, по плану. При пересказе передает литературное содержание, используя выразительные средства.

Средний

85-121

балла

Допускает незначительные ошибки при употреблении слов разных частей речи; при назывании обобщающего слова; при назывании синонимов и антонимов.

Допускает незначительные ошибки при согласовании в роде, числе, падеже. Допускает незначительные ошибки при употреблении предложений, имеющих прямую и косвенную речь.

Допускает незначительные ошибки при пересказывании небольшого текста. С небольшой помощью педагога передает содержание литературного произведения, используя выразительные средства языка. Несколько увеличены паузы при пересказе текста.

Низкий

84 и менее баллов

Допускает большое количество ошибок либо не различает совсем слова-синонимы, слова-антонимы, при назывании обобщающего слова ориентируется только на его семантическое поле.

Допускает большое количество ошибок при согласовании в роде, числе, падеже. Допускает значительные ошибки при употреблении и различении предложений, имеющих прямую и косвенную речь.

Допускает значительные ошибки при пересказывании небольшого текста, не соблюдает последовательность событий. С помощью педагога передает содержание литературного произведения, не используя при этом выразительные средства языка. Отмечаются длительные увеличены паузы при пересказе текста.

2.2 Констатирующий эксперимент

В экспериментальном исследовании принимали участие 12 детей старшей группы ( возраст 5-6 лет), дата проведения исследования - апрель 2003-04 уч.год; воспитанники МДСКВ №64 «Пингвиненок» г.Нижневартовска.

В результате исследования выявились следующие результаты (согласно Протокола выполнения заданий):

Уровень речевого развития

Количество детей ( чел.)

Количество детей ( %)

Высокий уровень

-

0

Средний уровень

11

92

Низкий уровень

1

8

Условные обозначения (цветовое обозначение)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Протокол выполнения заданий

Ф.И. ребенка

Словарь

Итого

Связная речь

Грамматический строй речи

Итого

Уровень речевого развития

(в баллах)

№ задания

(в баллах)

№ задания

(в баллах)

1

Игорь

Деметьев

22

6

6

34

8

9

27

6

7

49

91

2

Кирилл

Клюшкин

20

6

7

33

7

7

37

5

8

59

99

3

Света

Типцова

15

7

8

30

6

7

33

6

5

51

87

4

Настя

Чабурина

27

8

9

44

8

6

32

7

6

51

103

5

Лена

Шаталина

23

5

7

35

9

5

35

7

5

52

96

6

Камиль Ширняев

20

4

7

31

7

6

30

8

6

50

88

7

Ира

Шагаева

19

9

6

34

5

7

31

5

7

50

89

8

Ната

Шишканова

28

10

5

43

8

8

29

4

7

48

99

9

Сергей

Иванов

30

8

7

45

6

9

37

9

8

63

114

10

Олег

Юрков

17

7

8

32

8

7

35

7

5

54

94

11

Ольга

Семенкова

14

7

9

30

4

6

30

6

4

46

80

12

Андрей

Горин

18

6

7

31

7

7

31

7

9

54

92

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.