Высокий уровень - 45-50 баллов
Средний уровень- 32-44 баллов
Низкий уровень - менее 32 баллов.
q Изучение уровня связной речи детей
Методические указания: для изучения уровня связной речи используется методика «пересказ текста». Детям предлагается прослушать незнакомые рассказы или сказку, небольшие по объему.
Пересказы анализируются по следующим показателям:
1. понимание текста - правильно ли ребенок формулирует основную мысль
2. структурирование текста - умение последовательно и точно построить пересказ (основывается на основе сопоставления пересказа со структурой текста)
3. лексика - полнота использования лексики текста, замена авторских выразительных средств собственными
4. грамматика - правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения
5. плавность речи - наличие или отсутствие длительных пауз
6. самостоятельность пересказа - наличие или отсутствие подсказок педагога по ходу пересказа, необходимость повторного чтения текста.
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста - 12 баллов. 2 балла - правильное воспроизведение; 1 балл - незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов - неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках. Таким образом,
Высокий уровень - 12 баллов
Средний уровень- 11-6 баллов
Низкий уровень - 5 и менее баллов.
q Изучение грамматического строя речи
Задание 1а.Цель: определить умение конструировать предложения.
Методика проведения. Ребенку предлагается составить предложение по опорны словам. Дается 3 слова , из которых ребенок должен составить предложение. Всего пять наборов слов: 1.Саша, кататься, лыжи; 2.клетка, синица, летать; 3.дети школа, идти; 4.девочка, альбом, рисовать; 5.аквариум, рыбка , плавать.
Обработка результатов. Высшая оценка 10 баллов. Предложение сконструировано верно - 2 балла; есть незначительные отклонения от правил -1 балл; не все слова использованы, есть нарушения правил - 0 баллов.
Задание 2б. Цель: выявить умение образовывать существительные в именительном, родительном, творительном и предложных падежах множественного числа, обозначающих животных и их детенышей.
Методика проведения. Детям предлагаются парные картинки животных и их детенышей. Задания в виде игры «Кто у кого?», «Кого нет?», «Кто с кем вышел на прогулку?», «О ком заботятся животные?». Дети подбирают соответствующие картинки.
Обработка результатов. Высшая оценка - 40 баллов. Безошибочное употребление -2 балла, незначительные отклонения - 1 балл; неверные ответы - 0 баллов.
Задание 3в. Цель: выявить умения образовывать множественное число существительных.
Методика проведения. Задания предъявляются в виде игры «Один-много». Слова для предъявления: книга, ручка, стол, стул, зеркало, ведро, майка, ухо, город.
Обработка результатов. Высшая оценка - 10 баллов. Верный ответ - 1 балл, неверный - 0 баллов.
Задание 4г. Цель: обследование умения согласовывать числительные с существительными.
Методика проведения. У детей картинки, изображающие игрушки на полках. Например, 2 флажка, 5 шаров, 1 ведро, 4 куклы и т.д. дети рассматривают картинки и отвечают на вопросы «Сколько игрушек?. Какой по счету?».
Обработка результатов. Высшая оценка- 10 баллов. Верный ответ- 1 балл, неверный ответ - 0 баллов.
Оценка речевого развития осуществляется согласно уровневой дифференциации:
Уровень
Характеристика уровня
сторона речи
Грамматическая сторона речи
Связная речь
122-132 балла
Употребляет правильно существительные, прилагательные, обозначающие признаки предметов; используют в повседневной речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим словом. Употребляют разные части речи точно по смыслу.
Правильно согласовывает существительные с числительными, прилагательными и местоимениями. Использует предложения разных видов: с прямой и косвенной речью. Правильно подбирает однокоренные слова.
Умеет связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составляет небольшие рассказы о предмете, по картинке, по плану. При пересказе передает литературное содержание, используя выразительные средства.
балла
Допускает незначительные ошибки при употреблении слов разных частей речи; при назывании обобщающего слова; при назывании синонимов и антонимов.
Допускает незначительные ошибки при пересказывании небольшого текста. С небольшой помощью педагога передает содержание литературного произведения, используя выразительные средства языка. Несколько увеличены паузы при пересказе текста.
84 и менее баллов
Допускает большое количество ошибок либо не различает совсем слова-синонимы, слова-антонимы, при назывании обобщающего слова ориентируется только на его семантическое поле.
Допускает значительные ошибки при пересказывании небольшого текста, не соблюдает последовательность событий. С помощью педагога передает содержание литературного произведения, не используя при этом выразительные средства языка. Отмечаются длительные увеличены паузы при пересказе текста.
В экспериментальном исследовании принимали участие 12 детей старшей группы ( возраст 5-6 лет), дата проведения исследования - апрель 2003-04 уч.год; воспитанники МДСКВ №64 «Пингвиненок» г.Нижневартовска.
В результате исследования выявились следующие результаты (согласно Протокола выполнения заданий):
Уровень речевого развития
Количество детей ( чел.)
Количество детей ( %)
Высокий уровень
-
0
Средний уровень
11
92
Низкий уровень
1
8
Условные обозначения (цветовое обозначение)
Протокол выполнения заданий
№
Ф.И. ребенка
Словарь
Итого
Грамматический строй речи
(в баллах)
№ задания
1а
2б
3в
4г
Игорь
Деметьев
22
6
34
9
27
7
49
91
2
Кирилл
Клюшкин
20
33
37
5
59
99
3
Света
Типцова
15
30
51
87
4
Настя
Чабурина
44
32
103
Лена
Шаталина
23
35
52
96
Камиль Ширняев
31
50
88
Ира
Шагаева
19
89
Ната
Шишканова
28
10
43
29
48
Сергей
Иванов
45
63
114
Олег
Юрков
17
54
94
Ольга
Семенкова
14
46
80
12
Андрей
Горин
18
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10