Рефераты. Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников

убеждение и способы его выражения ( беседа, убеждение словом и делом, внушение, наставление, распоряжение, напоминание, предостережение, пожелание, доверие).

упражнения и ряд приёмов метода упражнения: упражнения в нравственных поступках, требование, показ, тренировка, напоминание, самоконтроль.

Положительный пример - из жизни великих людей, личный пример отца и матери, учителя.

Поощрение - одобрение положительного поступка, выражение доверия к ребёнку, предоставление детям эстетических удовольствий. Мера поощрения должна соответствовать поступку и его мотивам.;

Наказание-замечание, укор, лишение удовольствия, прекращение разговора, изменение отношения к человеку (физические наказания противоречат принципам гуманистической педагогики). Наказание нужно использовать лишь, когда ребёнок осознал недопустимость своего поступка, должно быть справедливым, должно осуществляться на основе принципа единства требований семьи и школы.

Игра. В процессе её легко и свободно создаются положительные отношения к разным привычкам. В каждой игре есть свои правила, которые схожи с требованиями к упражнениям; есть элементы соревнования. Вырабатывается самоконтроль, развивается активность. Игру сопровождают положительные эмоции.

Воспитание сознательной дисциплины - одна из актуальных проблем общественной и школьной жизни. Любое общество требует выполнения установленных норм общественного порядка, исполнение этих норм должно быть сознательным. Дисциплина в воспитательной работе - частично средство воспитания, но это и результат воспитания. Она требует от учащихся добросовестного отношения к своим обязанностям, творчества в труде, сознательного выполнения общественного долга, строгого соблюдения установленного порядка, борьбы за коллективные интересы, за честь своей школы и семьи.

Важную роль в воспитании сознательной дисциплины играет коллектив, в котором отношения строятся на доверии и взаимоуважении. В таком коллективе дисциплина воспринимается как необходимость.

Учитель должен добиваться того, чтобы каждый ученик руководствовался внутренней убеждённостью в необходимости выполнения правильного нравственного поведения.

Дисциплинированность - нравственное качество личности, которое тесно связано с такими волевыми проявлениями, как сдержанность, настойчивость, организованность, умение преодолевать трудности, инициатива.

Показатели дисциплины в классе:

1) наличие убеждения, что дисциплина является основой нормальной жизнедеятельности;

исполнение с готовностью необходимых правил и требований;

самоконтроль за поведением;

4) готовность выполнять необходимую работу (даже неинтересную) в любых обстоятельствах;

5) умение сдерживать себя от недисциплинированных поступков, препятствие нарушения порядка другими лицами.

Воспитание культуры поведения- одна из целей программы "Шаг за шагом"". Данная программа предполагает, что в процессе обучения в начальных классах дети будут играть различные роли, достигая при этом вышеуказанной цели:

· как мыслители они будут задумываться над своими действиями и устанавливать связь между уже имеющимися у них знаниями и новой информацией

· как слушатели дети будут учиться полностью концентрировать внимание и становиться активной и сопереживающей аудиторией

· как партнеры они будут учиться сотрудничать и учитывать противоположные точки зрения

· как друзья будут учиться доверять другим и заботиться о них, а также понимать, что от этого зависит и отношение к ним со стороны окружающих.

Учитель ожидает ,что ребенок будет играть все эти роли , и сообщает ему о своих ожиданиях в различных формах.[23]

Выводы по главе I

В главе I мы изучили вопрос, что такое нравственное воспитание, дали определение нравственности и нравственного воспитания, выделили его основные задачи .Нами были выделены виды отношений, которые , в свою очередь, определяют основные направления нравственного воспитания. Мы проанализировали идеи известных ученых по этим вопросам. Далее нами были рассмотрены содержание и методы нравственного воспитания во внеклассной работе, была проанализирована их эффективность. Более детально нами был изучен такой метод нравственного воспитания, как этическая беседа. Последний параграф I главы мы посвятили одному из аспектов нравственного воспитания - культуре поведения, так как о нравственности человека обычно судят по его поведению. Также нами было рассмотрено влияние программы "Шаг за шагом"" на культуру поведения младших школьников.

Глава II. Развитие нравственных качеств с помощью технологии "Шаг за шагом"

2.1 Теоретическая основа программы "Step by step"

В последнее время в Республике Беларусь довольно широкое применение получила образовательная технология "Шаг за шагом". Международная программа "Step by Step" разработана специалистами Джоржтаунского университета (Вашингтон, США) на основе современных теорий развития ребенка (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.) с использованием передовых педагогических технологий. В настоящее время программа реализуется более чем в 25 странах мира. По замыслу она должна соответствовать специфическим потребностям и культурным традициям каждой страны.

Главная цель программы - подготовить ребенка к жизни в меняющемся мире, формировать устойчивое стремление и умение учиться самостоятельно.

В основе программы "Step by Step" лежит приверженность принципам демократии. Программа помогает детям стать активными гражданами и уважать ценности, лежащие в основе демократического образа жизни. Программа исходит из таких базовых ценностей, как взаимное уважение, ответственность детей и взрослых, честность, забота и прилежание. Взрослые целенаправленно моделируют эти ценности в рамках ежедневного взаимодействия детьми и тем самым прививают им черты лидера, столь необходимые в последующей жизни. В данной программе эти черты являются основой для развития характера. Учителя приучают детей делать выбор и нести личную ответственность за него.

Программа основана на твердом убеждении в необходимости:

· вовлечения семьи в процесс обучения;

· развивающего характера обучения, когда во внимание принимается ребенок со всеми присущими ему особенностями;

· ориентации учебного процесса на ребенка и его индивидуальные качества;

· постоянных тренингов и технической помощи учителям.

Авторы программы "Step by Step" видят свою главную задачу в создании новой модели обучения, которая сделает каждого ребенка самостоятельным на всю жизнь. При создании программы авторы использовали опыт многих ученых и практиков, являющихся признанными авторитетами в области когнитивной психологии, теории развития мозга, социальных наук и образования. Их цель -- объединить все лучшее из опыта европейской и американской философии образования для разработки методов обучения, основанных на признании индивидуума как творчески мыслящего субъекта, живущего в мире, где все взаимосвязано. [24]

Одна из важнейших задач программы "Step by Step" -- воспитать в детях такие качества, как любознательность, непосредственность, развить воображение и чувство прекрасного, научить критически оценивать явления и суждения. Учителя, работающие по программе "Step by Step", уделяют большое внимание сохранению в детях именно этих качеств, так как они оказывают серьезное влияние на способность ребенка быстро схватывать материал и непредвзято, оригинально мыслить. [23]

Программа "Step by Step" основывается на четырех базовых понятиях, которые и легли в основу ее методики: общение, сопричастность, сообщество, связи и отношения.

На основе этих идей программа ставит четыре цели:

*способствовать формированию личностей, которые будут учиться на протяжении всей жизни;

создавать такую среду обучения, которая основана на взаимном уважении и демократических принципах;

обеспечивать преемственность развивающего обучения;

*создавать условия для того, чтобы дети приобретали учебные, художественные, эстетические и практические умения и навыки для успешной самореализации в демократическом обществе.

Сопричастность -- это первая ценность, на которой строится большая часть учебной работы. В процессе наблюдения за взрослыми дети перенимают и используют в собственном поведении, заботясь о себе, друг о друге, о растениях и животных, о среде своего обитания. [24]

Общение. Способность общаться четко и ясно -- один из ключей к успешному участию в жизни демократического общества. Когда у детей появляется уверенность, подкрепленная соответствующими умениями, что они могут хорошо общаться, они начинают сами проявлять инициативу и выдвигать важные для себя идеи. Через общение дети учатся понимать точку зрения других людей и уважать разнообразие идей и культур, а также начинают осознавать то общее, что объединяет людей.

Отношения и связи -- эти термины, описывающие способность связывать новую информацию с прошлым опытом в процессе накопления знаний. [24]

Сообщество. Каждый класс, занимающийся по программе "Step by Step", является потенциальным сообществом учеников, в котором высоко ценится доброта и забота друг о друге. Они приобретают чувство ответственности, помогая другим членам сообщества, осознают свою "нужность", и для них важно, что их по-настоящему ценят за то, что они делают. [24]

Модель "Step by Step" призвана учить детей тому, как стать ответственными членами демократического общества. Сотрудничество семьи и школы, подход к обучению во имя развития ребенка, а не только ради выполнения учебных стандартов, а также проявление со стороны учителей доброты и уважения позволяют строить в классах и школах сообщества неравнодушных людей -- залог общественного прогресса в любой стране. [23]

В программе "Step by Step" использованы различные идеи, которые составили теоретическую основу эффективной модели для обучения в начальной школе. Авторы использовали труды Руссо, Песталоцци, Фребеля и Монтессори, работы которых уже давно считаются классическими в мировой педагогике обучения детей, а также современные модели, такие, как "Бритиш Инфант Скул" (Британская школа начального обучения).

Размышление над многочисленными идеями и теориями обучения детей младших возрастов позволяет выделить три обширных темы. Первая -- это этика социальных реформ. Обучение младших детей предполагает надежду на социальные изменения к лучшему в будущем. Роль взрослых в обществе состоит в стремлении улучшить условия существования для следующего поколения. Если эти устремления сопровождаются конкретными действиями, для детей могут произойти положительные перемены. С течением времени в обучении детей стал применяться комплексный метод, подразумевающий совместное участие семьи, школы и всего сообщества в этом процессе. [23]

Вторая -- это признание самоценности детства. По мере признания значимости детства, условия жизни детей улучшались. Взрослые стали с большей ответственностью подходить к проблемам, затрагивающим развитие детей. Были приняты законы о защите детей, об охране их здоровья и совершенствовании условий жизни. Педагоги, работающие с детьми младшего возраста, убеждены, что в раннем возрасте закладываются основы для дальнейшего физического, социального, эмоционального и познавательного развития. Сейчас общепризнанно, что дети младших возрастов требуют особого внимания, поскольку они в корне отличаются от взрослых. По мере роста знаний о развитии человека и работе его мозга улучшалось и качество программ и методов преподавания для детей. Наряду с этими переменами возник новый тип уважения взрослых к детству и к детям, подтверждением чего является разработка небывалого в истории количества разнообразных программ для детей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.