Рефераты. Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников

"Одним из действенных механизмов обогащения фундаментальных потребностей растущего человека является органичная взаимосвязь нравственного и эстетического аспектов воспитания". [5]

К.В.Гавриловец и И.И.Казимирская говорят о том, что "нравственно-эстетическое воспитание призвано сформировать у школьников эстетическое отношение к нравственному в жизнедеятельности человека и общества, раскрыть моральное как прекрасное, аморальное как безобразное". [5]

Они утверждают, что воспитание только тогда плодотворно, когда согласуется с фундаментальными потребностями воспитуемых. К таким потребностям школьников относятся потребности в общении, в самоутверждении, в творчестве. Помогая реализоваться этим насущным потребностям воспитанников, учитель развивает их как субъектов воспитания, создает предпосылки для активного, сознательного, самосовершенствования.

"Факторами, обуславливающими нравственно-эстетическое развитие личности школьника, является:

демократизация отношений между учителем и учащимся;

наличие условий для развития интересов, склонностей и способностей каждой;

возрастание удельного веса трудового воспитания в целостном процессе формирования личности школьника;

эстетизация всех аспектов жизнедеятельности школьников". [6]

"нравственно-эстетическое воспитание осуществляется во всех сферах школьной жизни через содержание учебного материала обогащается представление учащихся о нравственных качествах личности, раскрывается прекрасное в природе, общественной жизни, взаимоотношениях людей, формируется идеал прекрасного человека, побуждающий к самосовершенствованию". [6]

Для нравственно-эстетического обогащения детей И.И.Казимирская и К.В.Гавриловец предлагают: "рассказ учителя; беседу; устный журнал; диспут; обсуждение книг, фильмов, спектаклей, документальных очерков; тематические вечера и вечера вопросов и ответов; встречи с замечательными людьми; собрания-характеристики "Товарищи о тебе"; выставки-диспуты, блицвыставки; экскурсии в музеи; кинофестивали короткометражных фильмов о деятелях искусства и других".[6]

Среди нравственных качеств К.В.Гавриловец выделяет особую группу умений: сотрудничества и заботливости. "В эту группу входят: умение бескорыстно делиться с товарищами (предметами, едой, знаниями, умениями), умение настраиваться на переживания другого, умение самостоятельно определить, кто и в какой помощи нуждается; умение брать более трудную долю работы на себя.

Развитие поведенческих навыков обеспечивается:

осознанием детьми значимости приобретаемого навыка для себя и коллектива;

осознанием справедливости, лежащего в основе навыка нравственного требования;

многократным упражнением детей в поведении, навыком которого должен овладеть ребенок". [6]

Роль нравственности в развитии и формировании личности имеет большое значение имеет в системе современного воспитания.

Нравственное воспитание - двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей..

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип последовательности реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Основными задачами нравственного воспитания являются:

1)Формирование нравственного сознания (суждений, понятий, взглядов, убеждений). Это совместная деятельность учителя и учащихся по усвоению правил и норм поведения.

Высший уровень сформированности нравственного сознания - убеждения. Сознание - наше внутреннее состояние. О росте сознания свидетельствуют поступки, поведение, деятельность человека. Формирование сознания-одна из самых сложных задач.

2)Воспитание и развитие нравственных чувств - это воздействие учителя на сознание и эмоциональную сферу учащихся с целью выработать у них нравственные чувства (гордость за ..., стыд, сочувствие, ответственность, организованность, пунктуальность и др.). Используются методы: личный пример, внушение, совет и т.д..

3) Выработка умений и привычек нравственного поведения заключается в формировании у учащихся посредством специальных упражнений культуры поведения. Нравственное воспитание осуществляется в практической деятельности, а также в специально организованных видах деятельности по нравственному просвещению и упражнениях по выполнению высоконравственных поступков.

В нравственном воспитании можно выделить 4 вида отношений, которые в свою очередь определяют основные направления нравственного воспитания. Это:

1) воспитание нравственных качеств ;

2) воспитание культуры поведения;

3)отношение к обществу,Родине (любовь к Родине);

4)отношение к труду (трудолюбие);

5)отношение к людям (сочувствие, взаимопонимание);

6)отношение к себе (самоанализ).

1.2 Содержание и методы нравственного воспитания младших школьников во внеклассной работе

Нравственное воспитание имеет тенденцию к усилению психологической направленности, к формированию потребности школьника в саморазвитии.

Нравственное воспитание в школе включает в себя:

Формирование у человека осознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости соотносить своё поведение с интересами общества;

Ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества; доказательство их правомерности и разумности;

Преобразование нравственного знания в нравственное убеждение, создание системы этих убеждений;

Формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения к людям;

* Формирование привычек культурного поведения.

Для этого учитель должен:

помочь сформировать внутреннее побуждение поступать красиво;

не использовать наказание, угрозу, страх;

- не вырабатывать множество привычек сразу, не спешить (терпение, последовательность, систематичность);

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, считает А.А. Калюжный, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация..

Ускорение и углубление нравственного формирования личности в значительной степени зависит от вооруженности учителя зданиями специфических функций и назначения методов воспитания, от умения определять и создавать оптимальные условия их использования. Реализация этого положения в практике воспитания школьников требует динамичности, соотношения и взаимодействия методов, обогащения их новыми составными частями. При этом жизненно необходимым является воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, волевую сферу учащихся. Все эти виды воздействия составляют основные компоненты процесса нравственного воспитания. И если один из них выпадает из поля педагогического зрения или внимание к нему ослаблено, то организованное и руководимое формирование и самоформирование личности в какой-то мере уступает стихийному. Поэтому в конечном итоге цель и задачи воспитания не могут быть полностью достигнуты и успешно решены.

Выбор методов нравственного воспитания во многом зависит от возраста учащихся и жизненного опыта.

Характер методов нравственного воспитания изменяется и в зависимости от развития детского коллектива. Если коллектив еще не сформирован, воспитатель предъявляет в твердой и категоричной форме требования ко всем детям. Как только коллектив начинает заметную роль играть актив учащихся, методика работы меняется. Педагог стремится в своих требованиях опираться на мнение школьников, советуется с ними.

Формы организации и методы нравственного воспитания изменяются от индивидуальных особенностей детей. Воспитательная работа проводится не только со всем классом, но и принимает индивидуальные формы. Конечная цель работы с коллективом - воспитание личности каждого ребенка. Этой цели подчиняется вся воспитательная система. Создание коллектива- это не самоцель ,а лишь наиболее эффективный и действенный путь формирования личности.

И.С. Марьенко назвал такие группы методов воспитания, как методы приучения и упражнения, стимулирования, торможения, самовоспитания, руководства, объяснительно - репродуктивные и проблемно-ситуативные. В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы как,упражнение и убеждение.

Упражнение обеспечивает выработку и закрепление у младших подростков необходимых навыков и привычек, претворение навыков и привычек на практике.

Используя этот метод в своей работе, воспитатель в целом влияет на личность. Убеждение направлено на формирование у младших подростков этических понятий, на разъяснение нравственных принципов, на выработку этических идеалов. Для активизации нравственного развития личности и проверки ее зрелости, установления единства убеждений и поведения используется метод проблемно-ситуационный. В различных ситуациях, умело подобранных воспитателем, ученики самостоятельно решают нравственные проблемы. Этот метод побуждает личность систематизировать ранее усвоенные нравственные знания и соотносить их с избранными формами поведения как конечного результата решения поставленной проблемы. Метод интенсифицирует протекание процесса мышления, вызывает переживания, мобилизует волю ученика. [13]

Самостоятельное решение учеником нравственных проблем, в различных жизненных ситуациях позволяет педагогу устанавливать связь между поступками и качествами личности, прослеживать характер ее развития, определять перспективу в становлении личности, формировать положительные мотивы, обобщать нравственные знания и умения. Этот метод включает следующие приемы: постановку нравственных задач, создание коллизий и ситуаций, задания на самостоятельное продолжение и окончание нравственной задачи по решенному началу. В работе с более сильным коллективом учащихся можно использовать такие приемы, которые помогают педагогу умело изменять мотивы поведения школьников: изменять состав коллектива при выполнении различных видов деятельности и поведения, создавать благоприятную обстановку для критики отрицательных качеств у товарищей, выполнять нежелательное для личности, но необходимое для коллектива поручение, назначать ответственным лицом за поручение в ту группу, где авторитет ученика незначителен, давать внеочередное задание или выполнение его за товарища, поручать то дело, которое ученик считает плохим, лишать ожидаемого удовольствия, сталкивать личность с множеством выбора вариантов поведения, вызывать у школьника желание поделиться с товарищами чем-то ценным и важным для него лично. С помощью этих методов воспитатель оказывает непосредственное влияние на нравственное развитие личности. [13]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.