Рефераты. Детско-подростковые клубы как часть системы дополнительного образования

В оперативном управлении МОУДО «Детско-подростковый центр «Содружество» находится 25 помещений общей площадью 4942,23 кв.м и спортивный стадион 15756 кв.м (футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, два теннисных корта). На базе помещений расположено: - 11 хореографических залов

10 кабинетов для занятий вокалом

35 кабинетов прикладного творчества

11 театральных залов

18 залов для проведения спортивных занятий

2 кабинета для занятий туризмом

вспомогательные помещения (костюмерные, душевые, раздевалки)

Центр является многопрофильным учреждением, на базе которого реализовываются программы дополнительного образования по разнообразным направлениям:

- хореография;

- вокал;

- прикладное творчество;

- туризм;

- техническое творчество;

- фольклор;

- общая физическая подготовка;

- спортивные секции;

- театральное искусство;

- ИЗО-деятельность;

- ролевые игры;

- др.

Деятельность Центра направлена на создание условий для личностного развития детей, подростков и молодежи, адаптацию их в обществе, профессиональное самоопределение и осуществляется в комплексе:

- познавательная деятельность - направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний и умений, формирование умственных способностей и прочее;

- ценностно-ориентационная деятельность представляет процесс формирования отношений обучающихся к миру, формирование его убеждений, взглядов, усвоение нравственных и других норм жизни людей - всего того, что называют ценностями;

- коммуникативная деятельность - направлена на создание среды общения, развития навыков общения, воспитание культуры общения и формирование языковой культуры;

- досуговая и спортивная деятельность - означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать обучающимся.{8.}

Центр создан в целях развития мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности и общества, организации культурно-досуговой, социально-профилактической, спортивно-массовой и воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства.{8.}

Задачи деятельности центра:

- обеспечение максимально благоприятных условий для повседневного пребывания в нем детей, подростков и молодежи, в том числе, нуждающихся в социально-психологической защите, реализация программ по организации неформального общения;

- организация комплекса мероприятий по нравственному, эстетическому, трудовому, патриотическому, гражданскому и физическому воспитанию детей, подростков и молодежи;

- создание социально-культурной среды для развития творческого потенциала детей, подростков и молодежи, расширения разнообразных форм досуговой и развлекательной деятельности;

- осуществление индивидуальной и групповой работы по профилактике негативных явлений среди различных формирований детей, подростков и молодежи;

- адаптация и социальная реабилитация детей, подростков и молодежи с индивидуальными особенностями и трудностями социализации;

- работа по профессиональной ориентации, частичной занятости, трудоустройству и социальной защите интересов подрастающего поколения;

- оказание помощи в защите прав и законных интересов детей, подростков и молодежи;

- поддержка социально-значимых программ.{8.}

Традиционно на базе центра проходят мероприятия и соревнования, объединяющие детей и подростков всего города. Основными реализованными проектами и программами стали:

2

Чемпионат по футболу на снегу проходит среди футбольных команд, занимающихся в центре, в состав которых входят студенты СУЗов и старшеклассники в возрасте 16-18 лет. Цель чемпионата - активизация отдыха молодежи во время каникул (январь-февраль) и выявление лучших футболистов. 12-15 футбольных команд играют три отборочных тура, полуфинальные игры и финал. Победитель чемпионата становится обладателем переходящего кубка «Содружество», лучшие игроки чемпионата награждаются памятными медалями.

Военно-спортивная игра на местности «Снежный барс». Игра проводится с целью военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, развития чувства гражданской ответственности и готовности к действиям в экстремальных ситуациях. Поддержку при проведении оказывают военкоматы г.Калуги, Калужский отряд милиции особого назначения и МУ «Городской спортивно-туристский клуб». 16 команд в составе 6 человек выполняют стрельбу из винтовки, сборку-разборку автомата, оказывают первую медицинскую помощь, подтягиваются, работают с радиостанциями и миноискателем, преодолевают различные препятствия, отвечают на вопросы по истории России.

Фестиваль театральных коллективов детско-подростковых клубов «Зазеркалье». На базе центра занимается 5 кукольных театров и 12 театральных студий, для которых в марте-апреле месяце каждого года проходит фестиваль.

Фестиваль проходит в 3-и этапа:

1. конкурс художественного чтения;

2. показ спектаклей коллективов участников фестиваля, куда входят: кукольные спектакли; СТЭМы; театральные миниатюры; мюзиклы; спектакли и т.д.;

3. конкурс актёрского мастерства.

Критерием оценки выступлений на фестивале являются: литературный репертуар, уровень сценической культуры, органичность исполнения, яркость образа, артистизм. Основными целями и задачами фестиваля является: популяризация театрального искусства и выявление творчески одарённых детей. По итогам фестиваля с наиболее одаренными детьми проводятся занятия по сценической речи и актерскому мастерству, их привлекают к ведению концертных программ на городских мероприятиях. Четыре наших выпускника стали актерами областного театра.

Фестиваль театральных коллективов «Зазеркалье» имеет большое значение для обмена опытом между театральными коллективами детско-подростковых клубов и всегда проходит в атмосфере доброжелательности.

Выставка прикладного творчества «Рукотворное чудо» проходит ежегодно и является отчетным мероприятием кружков прикладного творчества. Более 400 работ, выполненных в различной технике (шитье, вышивка, вязание, макраме, роспись, лепка, самолетостроение, цветоделие, лоскутная техника, оригами, бумажная пластика, реконструкция исторического костюма, аппликация, изобразительное искусство, выжигание, изонить, бисероплетение, мягкая игрушка и т.д.), представляются на выставке.{8}

Во время работы выставки педагоги центра для посетителей проводят мастер классы: «Плетение на коклюшках», «Лепка из глины», «Роспись по стеклу» и др. Целью проекта является популяризация прикладного творчества, воспитание трудолюбия, развитие эстетического вкуса, привлечение внимания общественности к деятельности детско-подростковых клубов МОУДО «ДПЦ «Содружество».

Чемпионат по футболу среди дворовых непрофессиональных команд «Кожаный мяч» проходит по четырем возрастным группам (10-12 лет, 13-14 лет, 15-16 лет, 17-18 лет). На первом этапе проходят круговые отборочные игры по микрорайонам города. Победители выходят в полуфинал и встречаются в финале. К участию в чемпионате не допускаются игроку профессионально занимающиеся футболом в ДЮСШ и СДЮШОР, с целью активизации занятиями массовыми видами спорта всех желающих детей и подростков. Общее количество команд - 35, участников чемпионата - 450 человек.

Из лучших игроков чемпионата формируется сборная ДПЦ «Содружество», которая принимает участие в первенстве города по футболу среди любительских команд.

Детский праздник «А у нас во дворе …» традиционно проходит на центральной площадке города в Парке культуры и отдыха, с целью подведения итогов работы за учебный год, привлечения детей и подростков к занятиям в кружках и секциях центра, оказания методической и практической помощи образовательным учреждениям по организации работы по месту жительства.

В программе праздника:

Концертная программа с участием хореографических и вокальных коллективов центра

Выставка поделок, изготовленных детьми и подростками, занимающимися в детско-подростковых клубах

«Город мастеров». Всем желающим гостям праздника предлагается попробовать свои силы в изготовлении различных игрушек, поделок и сувениров под руководством педагогов центра и взять изделие на память о празднике.

Вернисаж рисунков на асфальте «Мой город - мой двор»

Фольклорная площадка: выступление фольклорных коллективов, народные игры, конкурс частушек.

Спортивные состязания: армрестлинг, настольный теннис, городки и т.д.

Рыцарская площадка: чемпионат по историческому фехтованию, стрельба из лука

Общее количество участников программы - 2500 человек.

Туристский слет «Клубная тусовка» традиционно проходит в течение 4-х июньских дней на берегу реки Вырка в 12 км от города Калуги под девизом: «Мы за здоровый образ жизни!» {8.}

В турслете принимают участие команды девчонки и мальчишки в возрасте от 6 до 18 лет в количестве 200 человек.

В программу слета входят спортивные соревнования (военно-спортивная эстафета, контрольно-комбинированный маршрут, веселые старты, перетягивание каната, волейбол, мини-футбол, стрельба из винтовки, шашки) и творческие конкурсы (приветствие, капустник, конкурс самодеятельной песни, конкурс частушек и т.д.)

Хорошей традицией слета стало награждение всех участников и гостей памятными сувенирами (брелки, календари, банданы).

Фестиваль творческих коллективов «Радуга чудес» объединяет усилия кружков изобразительного искусства, вокальных и хореографических студий и проходит в три этапа: I этап - акция по эстетическому благоустройству дворовых площадок, II этап - концертные программы вокальных студий, III этап - концертные программы хореографических студий.

Основные задачи фестиваля направлены на создание условий для развития ценностных ориентаций, самореализации членов творческих коллективов детско-подростковых клубов в избранном виде деятельности и самовыражения личности посредством творчества, выявление одарённых детей.{21. стр 47-51}

В фестивале ежегодно принимает участие около 2000 человек в возрасте от 4 до 25 лет. Во время программ концертные залы бывают переполнены зрителями (500-600 человек).

В этом году в рамках программы фестиваля «Радуга чудес» проходили обучающие семинары по различным направлениям хореографического искусства, которые проводили лучшие хореографы нашего города.

Соревнования «Веселые старты» проводятся в целях привлечения детей и подростков к занятиям активными видами спорта, популяризации массовых видов спорта и обмена опытом работы по организации спортивно-оздоровительного досуга детей на дворовых площадках.

Соревнования проводятся на спортивных площадках города в два этапа: I этап - отборочные соревнования по микрорайонам, II этап - финальные встречи лучших команд. Участники соревнований - от 400 до 500 человек. Программа соревнований «Веселые старты» очень популярна у детей и подростков МОУДО «ДПЦ «Содружество», так как всегда включает разнообразные состязания и народные игры. Данные соревнования, прежде всего, позволяют организовывать физкультурно-оздоровительный досуг ребят, укрепляя их здоровье, и, приобщая к ценностям здорового образа жизни.

Чемпионат по настольному теннису. Настольный теннис является одним из самых распространенных видов спорта среди подростков. В каждом помещении центра установлены теннисные столы и вечерами все желающие могут поиграть. Цель чемпионата выявление лучших игроков. На первом этапе проходят соревнования в каждом микрорайоне и из лучших игроков формируются команды в составе трех человек по двум возрастным категориям. На втором этапе проходят соревнования среди сборных команд от клубов и определяются победители чемпионата.{8.}

Заключение

Важнейшей задачей всякого человеческого общества на протяжении долгих лет было воспитание и обучение детей, подготовка их к будущей жизни.

Вопрос, что же важнее: воспитание или образование всегда волновал человечество. Сегодняшняя цивилизация достигнута с помощью высокого научно-технического прогресса, что, безусловно, требует от человека знаний, которые приобретаются в результате обучения, но при этом нельзя забывать, что личность должна всесторонне развиваться в общении, культуре, игре, досуге. Полноценная личность не может вырасти только на обязанностях, она должна формироваться и на личных, досуговых интересах.

На основе имеющейся информации о системе дополнительного образования можно сделать вывод, что система дополнительного образования, и есть то звено, что обеспечивает развитие полноценной, глубокой личности.

На примере детско-подростковых клубов можно сказать: в учреждение представлены разнообразные виды деятельности, создаётся особая микросреда, основанная на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере наиболее ярко раскрывается индивидуальность каждого ребёнка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные интересы и качества, художественный и эстетические вкусы.

Образовательный процесс здесь направлен на гуманистическое развитие личности каждого ребёнка. Педагогический процесс представлен во всём разнообразии приёмов и способов группового и индивидуального взаимодействия с личностью; здесь происходит превращение личности воспитанника в субъекта самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования; регулирование взаимоотношений в системе «Личность-общество».

Деятельность ребёнка в учреждении дополнительного образования развивает интеллект и творчество. Здесь создаётся база, реальные возможности для систематического единого процесса воспитания, обучения, и развития детей. Творчество рождается потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершённости или не определённости, имеет 3 составляющие: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Только при наличии всех 3-х факторов можно ожидать от ребёнка выдающихся достижений, т.к. в основе деятельности любой направленности преобладают желания, склонности, интересы, потребности связанные с их содержанием.

Такая деятельность связана с положительными эмоциями и именно поэтому развивает способности, то есть оригинальность, способность к синтезу и анализу, умение видеть проблему и др.

Это можно отнести как к творческому продуцированию оригинальных идей, так и к их творческой разработке.

Оценка и деятельность детей может служить: способность выявлять и ставить проблему, выдвигать новые, неожиданные идеи выражать в характере и тематике своих выступлений, самостоятельность, фантазию.

Таким образом, учреждение дополнительного образования направляют деятельность ребёнка на развитие, с одной стороны творческого мышления с опорой на логическое, и с другой - связано с воображением, оригинальностью и разнообразием идей.

Педагогическая ценность данных учреждений состоит в том, что они создают условия для самореализации творческого потенциала личности, гибко реагируют на изменение в потребностях и запросах детей и подростков.

Список литературы

1. Аттестация педагогических кадров в учреж. Доп. Образования детей / Сост. В.П. Голованова. Москва. 2004.

2. Боровиков Л.И. Педагогика доп. Образования :Учеб метод. Пособие для руководителей детских творческих объединений . Новороссийск. 2004.

3. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы. Москва 2002.

4. В.П. Голованов. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. Москва 2004год.

5. . Волохов А.В. Будем работать вместе/ Программы деятельности детских и подростковых организаций. - М., 1996.

6. Вольская В.В. Формирование имиджа педагога доп. Образования . Москва. 2002.

7. Голованов В.П. Нормативно-правовая база деятельности учреждений доп. Образования детей. Москва. 2002.

8. Голованов В.П. становление и развитие региональной системы доп. Образования детей в современных социокультурных условиях. Москва. 2001.

9. Документы и материалы деятельности МОУДО “ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫЙ ЦЕНТР СОДРУЖЕСТВО».

10. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под редакцией О.Е Лебедева - Москва. 2000.

11. Евладова Е.Б. Логинова Л.Г. Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учеб. Пособ. Для студентов учреж. Сред. Проф. Образования. Москва. 2002.

12. Иванова И.П. Педагогика коллективной творческой жизни. Псков. 1998.

13. Маленкова Л.Х Педагоги, родители, дети. Москва 1994.

14 Руднева Т.И. Кочеткова В.Г. Педагог дополнительного образования. Психолого-педагогические проблемы: Учеб. Пособие. Самара 1998.

15. Фомина А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель:в 2-х частях Москва 2004 год.

16. Штейнберг Е.Б. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия. Москва. 2002.

17. Показатели оценки результативности деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-подростковый центр содружество» на 2005-2006 гг.

18. Щетинская А.И. Педагогическое управление учреждением дополнительного образования инновационного типа. Москва 2003.

19. Дополнительное образование детей. Учеб пособие для студентов высш. Учеб. Заведений/Под ред. О.Е. Лебедева Москва 2005.

20. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: СБ. науч. Тр. Москва 2001.

21.Методическое пособие. Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей. Яковлев Д.Е.Москва 2004.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.