Рефераты. Детско-подростковые клубы как часть системы дополнительного образования

-недостаточный охват детей пионерским движением;

-недостаточное число различных клубов, станций, секций, для проведения полезного досуга с детьми и подростками.

Задачи внешкольных учреждений в эти годы формировались следующим образом:

-борьба за получение детьми знаний, за вовлечение всех детей в школу, ликвидация неграмотность;

-организация досуга детей через проведение массовой культурно-просветительской работы;

-оздоровление ребят и окружающего быта;

-включение детей в социалистическое строительство, участие их мероприятиях партии и советской власти.

Деятельность внешкольных учреждений развивалась по трем основным направлениям:

-учебно-кружковая работа;

-массовая работа;

-методическая работа.

Система внешкольных учреждений обладала финансовыми ресурсами, достаточными для постепенного, но непрерывного расширения масштабов этой системы. Эти финансовые ресурсы обеспечивались за счет государственного и местных бюджетов.{3. стр. 30-35}

В 40-е годы система внешкольной воспитательной работы в основном сформировалась, что дало возможность стимулировать и развивать творческие способности и интересы детей в области искусства, живописи, техники, туризма, физкультуры и спорта, а также определить типы внешкольных учреждений - специализированные комплексные. К концу 1940 года в системе народного образования насчитывалось 1846 учреждений.

В специфических условиях военных лет деятельность внешкольных учреждений была направлена на шефство над госпиталями, сбор лекарственных трав, выполнение заказов военных предприятий, овладение военным делом.

В после военный период формы и методы работы с детьми определялись задачами воспитания и перспектив развития школы. В этот период внешкольная работа становится предметом внимания органов народного образования всех уровней.

В 50-е годы происходит дальнейшая политизация работы внешкольных учреждений. Система внешкольных учреждений рассматривалась как важный идеологический инструмент укрепления социалистического строя. Детские внешкольные учреждения наряду с другими социальными инструментами были призваны способствовать воспитанию гражданина социалистического общества, активного строителя коммунизма с присущими ему идейными установками, маралью и интересами, культурой труда и поведения.{2. стр. 40-42} Идеологическая деятельность детских внешкольных учреждений представляла собой относительно самостоятельный »модуль» в системе внешкольной работы. Добровольный характер деятельности детских объединений обуславливал неизбежность ориентации на интересы и потребности детей. Для детей внешкольные учреждения были не идеологическими центрами, а центрами творческой деятельности, неформального общения. Выполняя государственный заказ, детские внешкольные учреждения удовлетворяли запросы и потребности детей. Являясь учреждениями педагогическими, они не могли не ориентироваться на достижения индивидуально-личностных результатов.{10. стр. 19-23} Таким образом, социально-педагогические функции внешкольного учреждения можно рассматривать как виды ожидаемых результатов его деятельности, соответствующих социальному заказу, потребностям детей, педагогическим возможностям самого учреждения. Можно выделить четыре основные педагогические функции, которые реализовывались в рассматриваемый период.

1.Профессиональное и гражданское самоопределение детей. Внешкольные учреждения создавали условия для выявления талантов, развития творческих способностей детей, определения их планов профессионального образования. Гражданское самоопределение, жизненная позиция воспитанников внешкольных учреждений вырабатывалась в многообразных практических делах: организация трудовых объединений, участие в природоохраняемых мероприятиях, проведение праздников и концертов для населения, участия в исследовательской работе и т.д.

2.Вторая функция связана с функцией профессионального самоопределения, но не тождественна ей. Во внешкольных учреждениях школьники получали образование, которое не могла им дать школа (не могла дать вообще или на желаемом уровне): эстетическое, техническое, спортивное, научное.

3.Третья функция - коммуникативная, создание условий для развития коммуникативных контактов на межличностном, межшкольном, межрегиональном и международном уровнях. Творческие объединения детей становились своеобразными клубами. Дружеские связи, возникшие в рамках этих клубов, нередко сохранялись долгие годы. Такие контакты обогащали опыт социального поведения школьников, ибо в школе и во внешкольном учреждении они играли разные социальные роли, был различным характер их взаимоотношений со сверстниками и педагогами.

4.Четвертая функция, которая появилась в процессе деятельности внешкольных учреждений - формирование духовного образа жизни. Участие в детских объединениях оказывало влияние на структуру свободного времени школьников, ибо всегда было связано и с самостоятельными занятиями дома, и с изменением содержания таких занятий( иной подход к выбору телепередач, книг и т.д.). Внешкольная деятельность детей влияет на круг их общения, на содержание личностно значимых проблем - иначе говоря, на всю систему духовных ценностей.{1. стр. 14-16}

Оценивая данное направление работы внешкольных учреждений, следует иметь в виду, что полноценное развитие личности невозможно в рамках какого-то одного вида деятельности (например учебной), а предполагает сочетание разных ее видов, состав которых обязательно должна входить и досуговая деятельность.

В середине 80-ых годов во внешкольных учреждениях системы просвещения работали 135 тысяч педагогов, многие из которых сочетали эту работу с основной работой в ВУЗах, НИИ, на производстве, учреждениях культуры. Эти специалисты , работая с детьми , реализовывали свой личный потенциал, свои педагогические способности. Внешкольные учреждения обеспечивали их методическую подготовку к педагогической работе. Реализация методической функции внешкольных учреждений выражалась и в их педагогических инновациях. Нередко в практике работы внешкольных учреждений появлялись такие формы и методы педагогической деятельности, которые можно было использовать и в массовой школьной практике. К ним относятся различные виды дискуссий, интеллектуальных игр и другие интерактивные методы.{14. стр. 56-59}

В 1984 году был принят пакет правительственных постановлений определивших основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. В этот пакет вошли постановления, раскрывающие основные направления реформы и определяющие пути развития отдельных подсистем образования ( дошкольных учреждений, средней школы, профессиональной школы).Специального постановления по вопросам работы внешкольных учреждений принято не было.{4. стр. 91-105}

Таблица №1.

Этапы

Характеристика целей и задач

Годы

Особенности развития учреждений

1-й этап.

Синкретизм.

Дореволюционная эпоха. Отсутствие доминанты в социализации

До 1917г.

Разработка теоретических основ в создание первых экспериментальных детских внешкольных учреждений

2-й этап.

Становление

Эпоха диктатуры пролетариата. Доминанта социализации-обучение, т к оснавная цель-ликвидация неграмотности. Задача-освоение образовательного минимума большинством населения

С 1917 г. До нач.

30-х годов 20 в.

Формирование государственной системы внешкольных учреждений, которые играли второстепенную роль. Поэтому имели возможность для относительно свободного и самостоятельного развития

3-й этап.

Зрелость.

Тоталитарное государство. Доминанта-воспитание. Цель-формирование личности (активный строитель коммунизма, например). Задача-воспитание необходимых качеств заданного типа личности

С нач. 30-х до середины 80-х годов

Идеологизация системы внешкольных учреждений, которые были призваны помогать школе в решении задач воспитания

Теряется самостоятельность учреждений

4-й этап.

Трансформация.

Создание демократического государства. Доминанта-развитие. Цель-развитие возможностей личности. Задача- свободное движение личности по индивидуальной траектории развития к некой «индивидуальной планке»

С середины 80-х годов

Демократизация системы образования. Переход от внешкольных учреждений к учреждениям дополнительного образования детей.

УДОД становятся одной из равноправных составляющих в системе непрерывного образования1

1.1 Трансформация сети внешкольных учреждений в систему дополнительного образования детей

Изменения в обществе в 90-е годы привели к глубокому социально- экономическому кризису. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности, и сокращение финансовых ресурсов, выделяемых на нужды образования. Следствиями действия этих факторов стали изменения в сети внешкольных учреждений, в их функциях, в содержании и масштабности инновационной деятельности.

По данным Федерального Министерства образования, уже в первой половине 90-х годов расходы на образование стали существенно сокращаться. Нехватка средств привела к сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений, практике предоставления платных услуг. Внешкольные учреждения оказались все чаще к родителям с просьбой о финансовой помощи.{12. стр. 7-9}

С принятием Закона РФ « Об образовании» (1992 г.) статус внешкольных учреждений существенно изменился. Принятый закон создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. В качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования Закон провозглашает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Закон исходит из того, что образование должно быть направленно на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (статья 2). Закон устанавливает принципы автономности образовательных учреждений (статья 2), говорит о том, образовательное учреждение является юридическим лицом (статья 12) и действует на основе своего устава. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательную программу (статья 14). Оно имеет право в соответствии со своими уставными целями и задачами реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ (статья 14). Статья 26 Закона РФ «Об образовании» специально посвящена дополнительному образованию. Закон «Об образовании» создал правовую базу для дальнейшей дифференциации учреждений дополнительного образования детей.{6. стр. 182-197} Этот процесс обусловлен, с одной стороны, ориентацией на образовательные потребности детей и их родителей, с другой стороны, стремлением полнее реализовать имеющийся педагогический потенциал самих образовательных учреждений. Процесс дифференциации учреждений дополнительного образования стал превращаться в процесс их «индивидуализации»: различие между центрами дополнительного образования стали касаться не только их состава, профилей детских объединений, но и педагогических программ, исходных идей, лежащих в основе этих программ.{12. стр. 11-15} Заметные изменения произошли в функциях учреждений дополнительного образования. Отпала функция идеологического воспитания, направленного на формирование заранее заданной мировоззренческой и политической позиции. Вместе с тем достаточно быстро обнаружилось, что общество не может развиваться без единого идеологического пространства - общих ценностей, включающих в том числе отношения к историческому прошлому страны, к ее национальным символам, ее роли в мировом сообществе.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.