М.I.2.В.1 М.I.2.В.2
Общее представление о данном периоде. Главное здесь - преодоление раздробленности и переход к централизации.
2.2. Компьютерные технологии в обучении истории
Первый уровень компьютерных программ.
Это программы, содержащие вопросно-ответную информацию.(см. прил. 2)
Второй уровень компьютерной программы
Это программы, предусматривающие возможность выбора одного правильного ответа из нескольких предложенных. Гребенев И.В. Методические проблемы компьютеризации обучения в школе. //ПЕДАГОГИКА - 1994. - №5.-С.12-15.
Главный недостаток данного уровня программ состоит в том, что учащийся получает за выбранный вариант ответа либо "отмена", либо "неудовлетворительно". Кроме того, у учащихся с неустойчивыми знаниями, но развитой интуицией, достаточно высокая вероятность получения случайной отличной оценки (см. прил. 2)
Третий уровень компьютерных программ
Это программы, требующая от учащихся самостоятельной выработки свободно конструируемых ответов на поставленные вопросы и их набор на клавиатуре.
Работа учащегося с такой программой включает:
а) высвечивание вопроса на экране;
б) набор учащимся самостоятельно сформулированного ответа на вопрос;
в) получение оценки (нажатием на специальную клавишу);
г) обоснование получения любой оценки, кроме "отлично" (в сценарии значится под словом "надо"
Однако если в компьютер ввести сценарий в предложенном виде (см. прил.2), 100% пользователей получат неудовлетворительные оценки. Почему? Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002. - С.120.
Большинство терминов имеют синонимы, и учащиеся вправе использовать их, поэтому наряду с основными терминами в программу включаются все их синонимы.
Четвертый уровень компьютерных программ
Это программы для тех, кто стремится учиться только на "отлично", для лиц обучающихся экстерном или посредством дистанционного обучения (см. прил. 2)
Структурно программа содержит элемент программ первых трех уровней. Отличие в том, что она предусматривает ориентирование и оценивание пользователя (учащегося) до тех пор, пока он не получит отличную оценку.
Данный уровень программ гармонично вписывается в условиях рейтинговой системы оценки знаний: отчет за знание темы, раздела, курса истории.
Обучающие и контролирующие программы
Обучающие программы это - дидактические средства, обеспечивающие посредством ЭВМ управляемую самостоятельную работу учащихся в изучении заданного материала.
При разработке сценария-кадроплана изучающей программы составитель решает ряд вопросов.
1. Формирование информативно-содержательной части. Производится отбор учебного материала (идеи, положения, события, факты, личности и т.д.) Которые должны войти в программу в соответствии с темой занятия.
2. Размещение учебного материала в сценарии и распределение его по блокам и фрагментам (кадрам). Здесь учитывается последовательность изучения материала и места для осуществления промежуточного и итогового контроля.
3. Выработка форм преподнесения учебного материала с экрана компьютера пользователю (учащемуся). Материал лучше воспринимается, если, он конкретен, требует таких же ответов, художественно оформлен, отдельные эпизоды включают музыкальные паузы (например, веселая или грустная музыка как реакция на правильный или неправильный ответ) и т.д.
4. Ориентирование программиста на набор материала в строгом соответствии со сценарием - кадропланом. Если программист опытен, он сам может предложить учителю оригинальные варианты обработки материала. Обучающая программа включает три составляющих: ведение, основную часть, заключение введения:
· название темы;
· цели изучения;
· время на отработку;
· перечень справочной литературы;
· структуру компьютерной программы;
· порядок работы на клавиатуре.
· Основная часть содержит:
· учебный материал;
· ориентировку в дальнейших действиях в случае слабого усвоения того или иного положения;
· организацию текущего, промежуточного и итогового контроля.
Критериями текста, вводимого в компьютерную программу, являются:
· текст по объему меньше, чем в печатных источниках;
· текс сформирован не только из материала учебника, но и с использованием других источников;
· текс скомпонован с удобствами для его восприятия, осмысления, запоминания;
· текст содержит в себе только ту информацию, которая несет в себе смысловую нагрузку.
Далее приводится два варианта текста: из источника и программный (см. прил. 3)
В основной части программы учитывается то, что учащийся слабо усвоил (полностью не усвоил) тот или иной вопрос. Здесь предусматривается подсказка в виде указания, где можно найти материал по данному вопросу. Степанищев А.Г. Методика преподавания и изучения истории: Учеб. пособие для студ. высш. учеб заведений: в 2 ч. - М.: ВЛАДОС, 2002. - С.128.
Важным фактором самостоятельной работы учащегося по обучающей программе является самоконтроль за ходом и итогами усвоения материала. С этой целью в программу закладываются контрольные вопросы теоретического, обобщающего и практического характера. Допустимы варианты:
1. Контрольный вопрос по результатам прочтения значительного отрезка текста;
2. Два - три контрольных вопроса по результатам прочтения значительного отрезка текста;
3. Контрольные вопросы по всем важным положениям текста;
4. Обобщающие и практические вопросы по итогам прочтения всего текста и т.д.;
Заключительная часть содержит:
· оценочные показатели;
· направление дальнейшего изучения материала;
· источники и дидактические средства для дальнейшей самостоятельной работы;
· учебно-практические задания.
Контролирующие программы
Это дидактические средства, обеспечивающие в минимальные сроки качественный и всеобъемлющий контроль за ходом и результатами усвоения изученного материала.
Разработка сценария-кадроплана контролирующей программы осуществляется на основе пятиблокового алгоритма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8