Рефераты. Анализ современных технологий обучения истории

Тем не менее, в старшей школе объемы учебного материала, высокие требования к выпускникам и учителю, подталкивают педагога к поиску инновационных форм деятельности, интерактивных методов, в том числе и к применению проектов.

Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Хотя, как и другие, имеет ряд недостатков. Между тем, перечисление достоинств и недостатков оставим за рамками данной работы. Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации.

Проектной деятельности может предшествовать "мозговой штурм", в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин, ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, распределяют обязанности, всесторонне проявляют компетентность личности. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно полипредметного, индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов.

Проектная технология широко распространена в американских и японских школах.

В переводе с латинского проект - означает "самостоятельный поиск пути" ("брошенный вперед"). Проекты существуют разного типа, но в школе применяется только один.

Учебно-познавательный проект - это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определенной системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися. За определенное время (от одного урока до 2-3 мес.) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую, либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы.

Главные условия организации работы над проектом

1. Профессионализм учителя, знание им особенностей проектной методики, осознание широких возможностей развития учащихся в процессе проектной деятельности;

2. Обучение учащихся и овладение ими технологии проектной деятельности. Умение определять цель, задачи, видеть предмет исследования, определять гипотезу, планировать собственную деятельность и своих товарищей. Способность четко, систематически выполнять спланированную работу, что является непременным условием для развития школьников, участвующих в реализации проекта, достижении цели проекта.

3. Стремление учащихся участвовать в работе над проектом, определенный уровень владения знаниями по предмету и общеучебными интеллектуальными умениями.

4. Начатую совместную работу учителя и учащихся по проекту, следует доводить до конца, поэтапно согласуя ее промежуточные результаты с учителем.

5. Доступность информации о ходе проекта.

Методика проектной деятельности

1. Выбор проблемы, обоснование практической значимости ее результата

2. Определение цели и поэтапных задач.

3. Определение масштабов работы, средств и методов достижения цели, рамки интеграции с др. предметами, предполагаемые сложности, сроки, разделение всей работы на этапы.

4. Формулировка гипотезы, идеи реализации.

5. Выбор исполнителя или команды для осуществления проекта. Распределение обязанностей на каждом из этапов проекта при всеобщем равноправии участников. Мотивация участников.

6. Планируя проект, необходимо продумать его общую модель и ее структуру. Модель - это условный образ, схема конечного результата проекта.

7. Выбрать двух учащихся, отвечающих за информационное обеспечение проекта выпуск бюллетеней. Обозначить основные принципы оформления, периодичность выпуска. Сенновский И.Б. и Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе: Практико-ориентированная монография. - М.: ВЛАДОС, 1998. - С.110.

Таким образом, в старшей школе следует осуществлять продуманную и научно-обоснованную работу по обновлению и совершенствованию учебной деятельности школьников. Особенно это важно в условиях эксперимента, когда многие условия этому благоприятствуют. Во многом чистота эксперимента, его результативность зависят от творческой инициативы и смелости, умения и знаний современных тенденций в области педагогической психологии и технологизации учебной деятельности. Надо признать, что преподносить учащимся готовый материал по учебнику гораздо проще, чем организовывать класс и отдельно каждого учащегося на творческую работу.

Первый раздел бакалаврской работы содержит четкие теоретические понятия и определения терминам: "технология обучения" и инновации в технологиях обучения. В первом разделе, также, рассмотрены основные приемы технологий преподавания.

Результатом исследования стало выявление того, что на сегодняшний день, в условиях реформации общего среднего образования на историю и другие обществоведческие дисциплины возлагаются важные задания, связанные с социальной адаптацией личности, подготовкой к активной общественной жизни и воспитанием, с одной стороны, общечеловеческих ценностных ориентаций, а из другого - глубокого патриотизма. Особенного внимания нуждается в формировании исторической осмысленности, которая дает возможность критически осмысливать прошлое и современное и прогнозировать будущее.

Основным заданием раздела являются:

· описание теоретических сведений о нововведениях в технологии обучения, терминов и понятий;

· раскрыть некоторые основные методы технологий обучения;

В разделе собрано и систематизировано много теоретического материала, который имеет методическую ценность для студентов-историков, как материал для изучения. Полученные материалы, следует использовать в следующем разделе, для применения их на практике, ради лучшего усвоения.

Раздел 2. Внедрение инновационных технологий в практику школ

Становление и развитие новых социально-экономических и политических отношений в украинском обществе обусловили необходимость пересмотра требований к организации учебного процесса в школе. Важнейшим заданием системы образования сегодня является создание самых благоприятных условий для развития высокообразованной, творческой и активной личности.

Национальная доктрина развития образования в Украине в XXI веке предусматривает коренное обновление исторического образования с целью обеспечения становления демократического общества. Поэтому изучение истории в школе должно обеспечить сотворчество ученика и учителя, возбуждать интеллектуальную активность школьника, готовя его к активному участию в общественной жизни.

Технологический подход модернизирует традиционное обучение истории на основе преобладающей репродуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения истории, как организации достижения учащихся, четко фиксированных эталонов усвоения. В рамках этого подхода, процесс обучения истории, ориентирован на традиционно дидактические задачи репродуктивного обучения истории, ставится, как конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными, ожидаемыми результатами.

Поисковый подход преобразует традиционное обучение истории на основе продуктивной деятельности учащихся, определяет разработку моделей обучения, как инсценируемого учащимися освоения нового опыта. В рамках этого подхода к обучению истории является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога, и учащихся, является порождение новых знаний, способов действий.

Игровая технология (репродуктивная) строиться, как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию. Такое обучение помогает активизировать познавательный процесс.

Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху.

Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формулированными методами. Решение подобных задач является результатом компромисса между некоторыми участниками, интересы которых не идентичны.

Такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех умений, побуждает осваивать и углублять новые знания, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет овладевать целым комплексом важных умений, в первую очередь, коммуникативных. Развиваются способности школьника к восприятию, сопереживанию. Один с путей реализации этого задания заключается в совершенствовании методов обучения, направлении их на активную познавательную деятельность учеников, привлечении к самостоятельному развитию чему активно содействует внедрение интерактивных методов обучения.

2.1 Планирование работы по модульной технологии

На уроках истории, так же как и на уроках других предметов, возможно применение модульной технологии.

Содержание обучения по модульной технологии представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Главная особенность модульной конструкции - наличие целевого плана действий. Постановка целей осуществляется и при формировании модуля учителем, и при отработке модуля на уроке. Учитель строит модуль, определяя цели. Сначала ставится комплексная дидактическая цель (КДЦ). На основе КДЦ формируются интегрирующие дидактические цели (ИДЦ), после чего создаются модули (М). Выполнение ИДЦ позволит достичь КДЦ. В свою очередь ИДЦ позволяет сформулировать дидактические цели (ДЦ) и частные дидактические цели (ЧДЦ), на основе которых выделяются учебные элементы (УЭ). Таким образом, модульная программа (МП) строится на основе иерархии целей.

Начинается работа с тематического планирования. Строится оно на основе образовательных целей и характера содержания образования. Определяется главная идея курса, ставится цель (КДЦ). На основе её формируются ИДЦ, а затем ЧДЦ. Так происходит создание модулей. Сначала оформляется это в виде схемы, чтобы обеспечить наглядность, а затем с помощью учебника и программы формируется обычное тематическое планирование с указанием порядкового номера модуля в теме и разделе. В качестве примера рассмотрим тематическое планирование курса истории средних веков. Строится оно на основе цивилизационного подхода к изучению истории, опирается на хронологию Средневековой европейской цивилизации (V - XV вв.), а также учитывает особенности данной цивилизации (феодальные отношения, деление общества на корпорации, монархическая форма государства, господство в духовной жизни людей религиозных представлений) и её аграрный характер. ПРИЛ 1 в папке 100405

На вводном уроке совершенствуется знание сути понятия "цивилизация", известное учащимся с 6 класса, и вводится понятие "средневековая европейская цивилизация" (СЕЦ), устанавливаются её хронологические рамки, и повторяется материал об уже известной античной цивилизации. Определяются цели следующих модулей на основе проблем, возникших в ходе обсуждения материала вводного урока (Чем средневековая цивилизация отличается от античной? Чем она похожа? Какие еще бывают цивилизации? Каковы признаки средневековой европейской цивилизации?). Так формируются первые два модуля первого уровня. Затем, сформулировав основные признаки СЕЦ, формируются модули второго уровня, в каждом из которых выделяются учебные элементы. ПРИЛ 2 в папке 100405

Это краткая модульная программа раздела. Возможен расширенный вариант тематического планирования, с указанием целей, учебного материала, домашнего задания.

В модульной программе темы необходимо указывать место этой темы в разделе. Поэтому указывается схематичная программа раздела.

I

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.