Самостоятельные работы, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, деловые игры, олимпиады, проведение кружка «Мой друг - компьютер» и т. д. см. слайд 6
Для контроля за уровнем знаний, умений и навыков, формирования активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности младших школьников на уроках использую письменные, устные формы контроля, диктанты, тестовые задания, разноуровневые работы, контрольные работы, фронтальный опрос, викторины, самоконтроль.
Алгоритм проведения урока с применением ИКТ:
1. На организационном этапе ученикам поясняю цель и содержание последующей работы. На данном этапе показываю слайд с указанием темы и перечня вопросов для изучения.
2. На этапе актуализации знаний Мотивационно-познавательная деятельность учителя формирует заинтересованность ученика в восприятии информации, которая будет рассказана на уроке или отдается на самостоятельное изучение. Эффект от применения какой-либо информации демонстрирую в виде рисунков, иллюстраций, графиков или диаграмм.
Изображение на экране является равнозначным словам учителя. В этом случае учитель поясняет то, что показано на экране. Изображение на экране дополняет слова учителя.
3. Проверка усвоения предыдущего материала. С помощью различных форм контроля устанавливаю степень усвоения материала: запоминание прочитанного в учебнике, услышанного на уроке, узнанного при самостоятельной работе, на практическом занятии и воспроизведение знаний при тестировании.
4. Изучение нового материала. При изучении нового материала наглядное изображение является зрительной опорой, которая помогает наиболее полно усвоить подаваемый материал. Соотношение между словами учителя и информацией на экране может быть разным, и это определяет пояснения, которые дает учитель.
Например: Знакомство со словообразовательным анализом.
Последовательность
Материал для наблюдения над словами
Графическая модель
Введение понятия корень
Рисунок с изображением мака на интерактивной доске. Образуем словесный сад:
-Как называется плод мака? - маковка
- Как назовем семечко мака? - маковинка
- Какой цвет у мака? - маковый
Это слова - родственники. У них похожий смысл, есть общая часть - корень МАК.
Игра «Третий лишний»:
Лес, лесник, лестница
Гусь, гусыня, гусеница
Боль, большой, больница
Автобус, грузовик, трамвай
Введение понятия суффикса
Образование новых слов по схеме:
Куст + ик = кустик
Бант + ик = бантик
Мост + ик = мостик
5. Систематизация и закрепление материала. С целью лучшего запоминания и четкого структурирования в конце урока делаю обзор изученного материала, демонстрируя наиболее важные наглядные пособия на слайдах.
Компьютерное тестирование дает возможность индивидуализировать и дифференцировать задания путем разноуровневых вопросов. К тому же, тесты на компьютере позволяют вернуться к неотработанным вопросам и сделать “работу над ошибками”. Тестирование с помощью компьютера гораздо более привлекательно для ученика, нежели традиционная контрольная работа или тест. Во-первых, ученик не связан напрямую с учителем, он общается в первую очередь с машиной. Во-вторых, большинство тестов представлены в игровой форме. При неправильном ответе школьник услышит смешной звук или увидит неодобрительное покачивание головы какого-нибудь забавного героя. А если тест успешно пройден - ученику вручат виртуальный лавровый венок, в его честь зазвучат фанфары и в небе вспыхнет салют. Естественно, что такое тестирование не вызывает у ученика стресса или отрицательных эмоций.
Основной задачей интерактивного оборудования является повышение эффективности подачи материала. Подготовленный к уроку материал я рассматриваю как учебный фон. А ученик, или группа учеников создает на этом фоне объекты и управляет ими непосредственно в процессе обучения. Эффект замечательный. Не остается ни одного незаинтересованного ученика, ни одного, кто не хотел бы пойти к доске.
Пример использования информационных технологий на уроке окружающего мира в 3 классе по теме “ Это зависит от тебя”. См. слайд 4
В данном примере опрос домашнего задания, подготовленное учащимися совместно с родителями и на кружке «Мой друг - компьютер», частичное усвоение новой темы, рефлексия сопровождается презентацией учителя, работой на интерактивном оборудовании.
Измерители оценки качества образования младшего школьника:
· требования Госстандарта к выпускнику начальной школы;
· требования к знаниям и умениям по действующей программе «Школа России»;
· диагностика обучаемости;
· диагностика обученности;
Качество конечного результата - это цена достижения результата учениками.
Положительная динамика уровня обученности и качества знаний учащихся: Степень обученности учащихся составляет 100%, качество знаний возросло с 87% в 2006г.до 91% в 2008, средняя отметка возросла с 4,1 до 4,5 балла.
В 5 классе мои выпускники показали повышение качества обучения на 4% (за I триместр - 95%), стали победителями и призерами олимпиад, проводимых на школьном и районном уровнях.
Отслеживание результатов помогает мне управлять качеством образования младших школьников:
1. Прежде всего, на основе мониторинга выстраиваю стратегию и тактику учебной деятельности (от целей до результата), создаю комфортные условия обучения для активизации учебной деятельности младших школьников;
2. Применяемые диагностики позволяют мне управлять процессом обучения с учетом индивидуальных возможностей и способностей младших школьников;
3. Диагностика дает мне информацию и о качестве процесса обучения через применяемые технологии, методы и приемы организации учебного занятия;
4. Мониторинг позволяет:
- отслеживать результаты,
- сравнивать их,
- устанавливать динамику,
- находить причины повышения или снижения качества знаний, вновь
ставить цель и идти к результату.
Таким образом, в результате применения ИКТ происходит личностное развитие школьников. Активизируется учебная деятельность учеников. На уроках наблюдается сосредоточенность учащихся, напряженная мыслительная деятельность, серьезная работа памяти и умение правильно и логично выражать свои мысли. Дети моего класса активны на уроках: ребята сами учатся анализировать, делают выводы по изученной теме, обобщают, учатся логически мыслить. Учащиеся целеустремленны, с высокоразвитыми общими способностями и эрудицией, готовые к самообразованию.
Активное участие школьников в интеллектуальных конкурсах за три последних года:
1) 2007г. Всероссийский конкурс-фестиваль «Алмазные грани». Литературная номинация «Обыкновенное чудо» - II место Коробейникова Инна;
2) 2006г. Всероссийский конкурс творческих работ учащихся «Моя классная - самая классная!!!» - 2 диплома Пак Яна, Рябова Ульяна;
3) 2007г. II Региональный конкурс «Лучший урок письма» в номинации «Письмо Президенту» - III место Сюткин Григорий;
4) 2007г. IV Межрегиональная многопредметная олимпиада «Интеллектуальный марафон» - Поощрительный отзыв Куцын Дмитрий;
5) 2008г. Региональный конкурс «Творчество юных - за безопасность дорожного движения» - III место Тетенькин Даниил и Жукова Алина;
6) 2006-2008г.г. Международный математический конкурс «Кенгуру» - 7 Поощрительных отзывов по Кировской области;
7) 2006-2008гг. Международная игра-конкурс «Русский медвежонок» - 2 Поощрительных отзыва по Кировской области;
8) 2005-2008гг. На районном уровне - 36 учащихся стали победителям и призерам.
Положительная динамика удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения (Методика Е. Н. Степанова «Удовлетворенность детей и родителей жизнедеятельностью общеобразовательного учреждения»): коэффициент от 3,1 в 200502006уч.г. до 3,5 в 200702008уч.г. - высокий показатель. Мониторинг родительской удовлетворенности см. слайд 10
Перспективы:
• Развитие личностного потенциала ребенка: интеллектуального, творческого;
• Формирование информационной компетентности;
Содействие самореализации школьника через участие в интеллектуальных, творческих конкурсах, олимпиадах;
Литература
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., Интор, 1996. - 542 с.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
3. Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности //Начальная школа, № 7, 1999.
4. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. - М.: Просвещение, 1994.
5. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. - Томск: Пеленг, 1997.
6. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М. Народное образование, 1998 г.
8. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-
коммуникационных средств. М. НИИ школьных технологий 2005 г.
9. Семенов И.Н. Тенденции психологии развития мышления, рефлексии и познавательной активности. - М.: МОДЭК, 2000.
10.Смирнова Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»
11. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М., 1971.
12. Угринович Н. Информатика и информационные технологии М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2002.
13. Шамова Т.И. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 - 384с.
14. Якимская И.С. Развивающее обучении. - Москва: Педагогика, 1979.
15. Материалы ресурса Интернет.
Страницы: 1, 2