Рефераты. Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий

Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий

1

Активизация учебной деятельности младших школьников в образовательном процессе посредством применения информационно-коммуникационных технологий

Дряхлова Галина Павловна

учитель начальных классов

МОУ СОШ с УИОП

г. Кирс Верхнекамского района

Кировской области

г. Кирс

2009г.

Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовать информационно-коммуникационные технологии обучения.

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической, политической жизни страны возрастает роль образования, интеллектуального труда. Условием возникновения опыта стало улучшение материально-технической базы школы и внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий. В моем кабинете установлена и максимально эксплуатируется интерактивная доска Star Board в комплекте с мультимедиапроектором, ноутбуком, веб-камерой, аудиосистемой.

Уже на начальной ступени обучения педагог должен формировать у современного школьника элементарные навыки пользователя персонального компьютера, развивать умения работать с необходимыми в повседневной жизни вычислительными и информационными системами. В этом я вижу актуальность моей темы.

Профессор Г.К. Селевко в своей работе «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств» предлагает создать информационно-коммуникационную среду для реализации данного подхода в учебном процессе. Информационно-коммуникационная среда - это совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационными ресурсами по сбору, обработке, транслированию, применению информации, а также информационное взаимодействие с другими пользователями с помощью интерактивных средств, информационных и коммуникационных технологий, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью.

В концепции стандартов общего образования второго поколения в Российской Федерации (научный руководитель авторского коллектива разработчиков федеральных государственных образовательных стандартов А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО) отмечается обновление содержания образования и использование новых технологий.

В содержание образования закладывается развитие новых процессуальных умений:

· самостоятельно заниматься своим обучением и получать нужную информацию;

· работать в группе и принимать решения;

· использовать новые технологии информационные и коммуникативные;

Существуют противоречия между социальным заказом государства и общества, которые ставят перед школой задачу формирования человека, способного успешно адаптироваться в современном информационном обществе, и недостаточным уровнем использования ИКТ в начальной школе.

Поэтому назрела необходимость в новых подходах к преподаванию в начальных классах с целью активизации учебной деятельности младших школьников.

Выдвинутая мною гипотеза предполагает, что использование интерактивного комплекса и информационно-коммуникационных технологий обучения способствует активной, самостоятельной, творческой, практической деятельности младших школьников в образовательном процессе.

В условиях работы в общеобразовательной школе ведущими педагогическими идеями моего опыта стали:

· идея развивающего обучения;

· идея практико-ориентированного подхода;

· идея использования новых информационных технологий;

Информатизацию образовательного пространства школы я рассматриваю как:

Ш Использование ИКТ для решения психолого-педагогических целей образования;

Ш Оснащение кабинета начальных классов современной техникой;

Ш Проведение уроков информатики;

Ш Проведение кружка «Мой друг-компьютер»;

Ш Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, конференциях разных уровней, дистанционном Всероссийском конкурсе «Инфознайка»;

Опираясь на теорию активизации учебной деятельности школьников (Т.И. Шамова, А.К. Маркова) и педагогическую технологию на основе информационно-коммуникационных средств, разработанную профессором Г.К. Селевко, я обозначила основную цель моей педагогической работы: создание условий для активизации учебной деятельности младших школьников посредством использования ИКТ в образовательном процессе.

Для достижения поставленной цели мною определены следующие задачи:

Ш Способствовать созданию информационно-коммуникационной среды на уроках и во внеурочной деятельности;

Ш Формировать информационную культуру, информационную грамотность, информационную компетентность ученика;

Ш Формировать учебную мотивацию и интерес к преподаваемым предметам;

Ш Повышение уровня обученности и качества знаний;

Ш Совершенствование интеллектуальных способностей учащихся и положительный настрой к активной познавательной деятельности;

Еще А. Франс высказал мысль, что «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом». Я как педагог понимаю, что «Ученик - это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь».

В целях активизации учебной деятельности, интеллектуального развития учащихся, повышения эффективности образовательного процесса и качества образования использую информационно-коммуникационные технологии, технологию развивающего обучения, ТРИЗ-технологию.

Новизна опыта заключается в создании новой образовательной среды и развитие собственной преобразующей деятельности школьников, разработка моделей уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий, подготовка методических материалов, методических рекомендаций. Планируя урок с применением новых информационных технологий, соблюдаю дидактические требования, в соответствии с которыми:

· четко определяю педагогическую цель применения информационных технологий в учебном процессе;

· уточняю, где и когда буду использовать информационные технологии;

· согласовываю выбранное средство информационной технологии с другими техническими средствами обучения;

· учитываю специфику учебного материала, особенности своего класса, характер объяснения новой информации;

Методы и приемы (кроме традиционных) при проведении уроков с использованием информационных технологий.

? I. Методика организации компьютерного практикума на уроках математики, русского языка (деловые игры, составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями, ученик в роли учителя, мозговой штурм;)

? II. Методика использования творческих заданий на уроках окружающего мира и литературного чтения с применением средств Microsoft Office, PowerPoint (создание рекламных роликов, презентаций и т. д.)

? III. Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках математики, русского языка (ролевые игры и имитации; деловые игры и моделирование; образовательные игры, электронное пособие “Семейный наставник”, «Мир информатики» для начальной школы, обучающие игры «Гарфилд», «Малыш» и др.) см. слайд 3

В обучающих программах, таких как «Гарфилд первоклассникам», изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как “игры”. Множество игровых ситуаций и занимательных заданий, встречающихся в такой программе, делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети вставляют слова, буквы, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают правила правописания.

Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности мне как учителю, так и учащимся, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.

Я применяю программы для работы со всем классом, которые предполагают возможность соучастия детей в процессе обучения. Я работаю за клавиатурой, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Дети делятся на группы, где работают совместно, а я ввожу результат в компьютер.

? IV. Метод проектов в сочетании с технологией ИКТ. Суть проектов заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и получении конкретного результата в виде конкретного продукта. Используемый мною метод проектов позволяет приблизить обучение, учебную деятельность школьников к решению практических задач, что сближает школьное образование с жизнью, делает процесс обучения активным и личностно значимым. См. слайд 8

Методика работы над проектом:

? Подготовка детей к работе над проектом ? Выбор проблемы ? Сбор информации ? Разработка собственного варианта решения проблемы ? Реализация плана действий ? Подготовка к защите проекта ? Презентация проекта ? Рефлексия.

Вот, например, какая была дана самооценка процесса проектирования фойе школы учащимися 4 класса:

?Нами была исследована проблема и определена потребность, исходя из которой, на наш взгляд, была четко сформулирована задача. По мере выполнения проекта наши интересы все больше возрастали, прорабатывалось много вариантов решения задач. Хорошо спланированный процесс изготовления, выбор материалов, инструментов и оборудования, позволили успешно решить поставленные задачи. Работа над проектом нас очень увлекла. Мы думали и фантазировали, искали пути решения интересующих вопросов. Так рождался у нас проект. Путь к реализации проекта был не прост. В процессе изготовления мы сталкивались с некоторыми проблемами: 1) какие цвета лучше подходят к фойе? 2)как правильно расставить мелкие детали (вазы, цветы), чтобы дети не смогли разбить или уронить их? Мы считаем, что, несмотря на эти проблемы, наш проект удался.

Формы организации занятий с использованием ИКТ:

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.