Рефераты. Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр, выступающее как условие успешности обучения

У. - Давайте поблагодарим (Свету) за то, что она напоминала нам о том, сколько времени осталось на выполнение задания.

А сейчас давайте выслушаем мнение каждой группы по вопросу о том, что же такое сосуд.

Ещё раз напоминаю, когда группа говорит, все слушаем, вопросы после того, как она закончит выступление.

Какая группа желает начать первой?

У. - Я вижу, что мнения разделились. А как вы думаете, перед людьми мог встать такой вопрос, могли ли люди договориться, что же считать сосудами?

У. - Сегодня поучиться работать со словарём у нас - Миша. Возьми на полке словарь. Кто помнит, каким словарём мы с вами пользуемся на уроках, если нам нужна помощь?

У. - А пока Миша ищет слово, я предлагаю выполнить следующую работу, которую вы сможете выполнить, опираясь на свой опыт. Постарайтесь составить как можно больше предложений со словом «сосуд».

У. - Всем спасибо, многие из вас составили очень интересные и оригинальные предложения.

Миша нашел в словаре определение слова «сосуд», давайте дадим ему слово.

У. - Спасибо Миша, ты нам всем очень помог, и сам потренировался работать со словарём. Ребята, все ли слова вам понятны в этом определении?

Давайте же попробуем определить значение этого слова. Посмотрите на доску. Я рядом со словом «сосуд» закрепила ещё три слова. Прочитайте эти слова:

-судно

- посуда

- суд

Запишите эти слова у себя на пластиковых досках маркером.

Значения, каких слов вам не понятны?

Тогда давайте попробуем ещё раз внимательно их прочитать.

У. - Чем эти слова похожи и почему я поместила их рядом со словом «сосуд»?

У. - Верно, ты был внимателен. А как вы думаете, что может обозначать этот корень. Подумайте и обсудите это в группах. Время на это у вас - 1 минутка.

(Выслушиваются мнения детей во всех группах).

У. - А хотите ли вы узнать, что по этому поводу думают другие люди?

А где мы можем найти и, прочитав узнать, о чем же удалось договориться людям?

У. - Сейчас Аня прочитает нам, что же по этому поводу написано в словаре.

Там говориться о том, что часть слова суд - корень - древнерусского происхождения, и означает он буквально, целое, составленное из частей.

Как вы это понимаете? Приведите примеры.

У. - Сосуд, тогда это предмет, в котором храниться много разнообразных частей какого-либо вещества или насколько предметов.

Вот ребята как много помог нам узнать словарь и сколько оказывается значений у слова.

У. - Чему мы могли с вами поучиться, выполняя эту работу?

А сейчас давайте немного отдохнём и поиграем в игру, с которой мы познакомились в начале урока.

Кто потренировал свою память и запомнил название игры, поднимите руки. (Дети поднимают руки)

Встаньте из-за столов так, чтобы вокруг было немного свободного места. Представьте себе, что вам нужно нарубить дрова из нескольких чурок. Покажите мне, какой толщины кусок бревна, который вы хотите разрубить,

У. - Поставьте его на пень и поднимите топор высоко над головой. Всякий раз, когда вы с силой опускаете топор, вы можете громко выкрикивать: «Ха!». Затем ставьте следующую чурку перед собой и рубите вновь.

Давайте договоримся о том, что, через две минуты, когда я позвоню в колокольчик, вы остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов, после, каждый может сказать мне, сколько чурок он перерубил.

Поднимите руку, кто принимает наш уговор.

Начинаем рубку дров.

У. - (Делает сигнал о прекращении игры - звеня колокольчиком).

Вижу, что многие из вас были очень внимательны и потренировали свою память, запомнив наш с вами уговор перед началом игры «Рубка дров».

Обратите внимание на то, как приятно находиться в тишине после такого шума и гама. Давайте послушаем тишину.

Итак, сколько же чурок вам удалось перерубить за две минуты.

У. - Садитесь дети. Сейчас, когда мы отдохнули, можем с новыми силами преступать к работе.

У. - А теперь назовите как можно больше сосудов, которых нет в классе.

У. - Давайте, Рома еще раз прочитает определение слова «сосуд». (Ребёнок читает определение в словаре)

У. - Если все вами названные предметы - сосуды, то в них можно хранить лишь жидкие с сыпучие предметы.

Какие ещё мы можем предметы в них хранить?

Смотрите, я положила в вазочку кубики. Сколько их, посчитайте.

У. - В банку я положила учебник и ручки.

Значит, можем мы хранить в сосудах другие предметы?

У. - А удобно ли это, разумно? Почему?

У. - Значит, люди могли понять это и договориться хранить в сосудах только жидкие и сыпучие предметы.

Какие жидкости вы можете назвать?

У. - Какие сыпучие предметы можно хранить в сосудах, назовите?

У. - А могут ли выполнять функцию сосудов другие предметы? Докажите.

(Мнения детей разделяются).

У. - Смотрите, я в плетёную вазочку наливаю воду, могу ли я хранить воду в ней?

У. - Давайте проверим, сколько времени можно хранить воду в плетёной вазочке. Дети, засекайте время и считайте секунды.

(Все, хором считают)

У. - Сколько же у нас получилось?

У. - Значит, и корзинка может стать сосудом. А сделанный из бумаги кулёк, может быть сосудом?

У. - Ребята, значит, и бумажный кулёк будет являться сосудом.

Но всегда ли это будет удобным и разумным?

У. - Отчего тогда будет зависеть назначение предметов?

У. - Но всё же люди договорились называть сосудами предметы, в которых удобно хранить жидкости и сыпучие тела.

У. - Ребята, вот уже высохла краски и полностью готовы ваши поделки, большинство из них можно назвать сосудами.

Вы побыли мастерами.

А как вы думаете, когда и почему могли появиться первые сосуды?

У. - А когда появились первые люди?

У. - Это очень трудные вопросы. Об этом вы сможете более подробно узнать в старших классах на уроках истории. Давайте договоримся с вами считать, что сосуды появились очень давно, вместе с тем, как появились первые люди.

К этому очень серьёзному вопросу можно с детьми вернуться не раз. Сходить ещё раз в музей и поговорить с сотрудниками, пригласить на урок учителя истории. Дети должны чувствовать себя исследователями.

Я думаю, вам будет интересно увидеть, как выглядели древние сосуды.

У. - Как вы думаете, что могли в них хранить?

У. - Обратите внимание на то, из чего оно сделаны - они керамические, т. е. глиняные. Как они оформлены. Помните, мы читали с вами на уроках внеклассного чтения легенды и мифы Древней Греции, так вот эти сосуды греческие и на них изображен бог Апполон и богиня Афина.

У.- А сейчас, я каждой группе дам тексты о сосудах в разное время и в разных странах.

Это тексты, в которых рассказывается о сосудах в Древней Греции, Древнем Египте, Древней Руси, Древнем Китае (4 текста по количеству групп).

Каждый из вас прочитает текст, обсудит его содержание в группе. После того как вы посовещаетесь в группах, сделайте небольшую презентацию вашей работы - представьте себя жителям той страны, о сосудах которой вы читали и расскажите нам, жителям других стран.

Можете сделать иллюстрации, на которых были бы изображены сосуды.

У. - Я предлагаю вам при выполнении этого задания поучиться слушать другого человека, задавать вопросы.

У. - Давайте начнём работу. Время на подготовку - 8 минут. Определите в группах человека, который будет следить за временем.

Поднимите руки кому не понятно задание. (Кому не понятно задание поднимают руки, задают вопросы).

Тогда не теряем время и начинаем работать. Желаю удачи.

У. - Я вижу, что ребята ответственные за время показывают нам, что работа должна подходить к концу. Ещё минутка - подготовиться к выступлениям

Итак, ребята, начнёт своё выступление первой - группа, читавшая текст о сосудах в Древнем Египте. Выходите к доске. Давайте закрепим ваши рисунки на доску.

У. - Ребята, что нового мы могли узнать из рассказа ребят?

У. - Давайте поблагодарим группу, выступавших за интересный рассказ.

У. - Сейчас давайте предоставим слово группе, читавшей о сосудах в Древней Греции.

Ребята, просим вас выйти к доске.

У. - Ребята, что нового мы могли узнать из рассказа ребят?

У. - Давайте поблагодарим группу ребят за интересный рассказ.

У. - Сейчас просим выйти группу, готовящую рассказ о сосудах в Древнем Китае.

Дети выходят, крепят иллюстрации на доску магнитами. Начинают рассказывать о прочитанном.

У. - Ребята, что нового мы могли узнать из рассказа ребят?

У. - Давайте поблагодарим группу учеников за увлекательный рассказ.

У. - Сейчас просим выйти группу, подготавливавшую очень интересный рассказ - о сосудах Древней Руси. Тема очень интересная, так как из рассказа ребят мы сможем узнать о том, какими сосудами пользовались наши с вами предки - русские люди.

Дети выходят, крепят иллюстрации на доску магнитами. Начинают рассказывать о прочитанном.

У. - Ребята, что нового мы могли узнать из рассказа ребят?

У. - Давайте поблагодарим ребят за очень содержательный рассказ.

У. - Ребята, все группы выступили просто замечательно. Рассказы и рисунки, сделанные к ним, были очень содержательные, красочные.

Какой вывод мы можем сделать об особенностях сосудов в разных странах и в разное время?

У. - Давайте сейчас подумаем и скажем, чему же могла поучить эта работа, что нового мы узнали.

У. - Эта работа нас многому научила. Мы узнали о сосудах в разных странах в древнее время. Мы учились слушать друг друга и задавать вопросы. Мы учились пересказывать тексты и делать к ним иллюстрации.

У. - Предлагаю вам немного отдохнуть и набраться сил для следующей работы. Давайте проведём физминутку.

5. Физминутка.

У. - Ребята, мы с вами отдохнули, набрались сил и можем преступать к новой работе. Давайте сядем ровненько, спинки выпрямим, покажем друг другу, что готовы узнавать новое, развивать себя.

У. - Ребята, посмотрите, у меня на столе стоят предметы. Сколько их?

У. - Назовите эти предметы.

У. - Как мы можем назвать эти предметы?

У. - Ребята, мы эту работу уже выполняли на уроке, назовите как можно общих свойств этих предметов.

У. - А кто догадался, почему первому ученику эти предметы показались холодными, а тем, кто последними прикасались к нему - тёплым?

У. - Ребята, в какой из этих сосудов воды вместиться больше?

У. - Мнения разделились. Попробуйте доказать правильность своего ответа несколькими способами.

У. - А кто может предложить другой способ проверки. Чтобы не надо было переливать воду из одного сосуда в другой.

- Давайте же посчитаем, сколько же надо маленьких сосудов для заполнения банки и графина водой. (Формирую понятия числа как результата измерения величин.)

(В каждой из групп на столах стоят одинаковые банки и графины, и ведро с водой. Один ребёнок из группы выполняет действие, а остальные в полголоса считают, сколько мерок для этого понадобиться. При этом учитель умышлено создаёт ситуацию, в которой двум группам надо узнать, сколько воды вмещается в банку, а другим двум, узнать, сколько воды вмещается в графин, при этом мерки у тех, кто узнает, сколько воды вмещается в графин и в банку - разные.)

У. - Пусть две группы заполняют и считают, сколько воды вмещается в банку, а другие две группы узнают, сколько воды вмещается в графин. (Дети выполняют действия.)

У. - Сколько же воды понадобилось, чтобы заполнить банку?

У. - А сколько, для того, чтобы заполнить графин?

У. - Значит, в какой сосуд воды вмещается больше?

У. - Получается, что первый способ узнать то, в какой из сосудов воды вмещается больше, через заполнение, сначала, одного сосуда водой и переливание затем воды в другой сосуд, оказался неверным?

У. - Кто думает по-другому, или догадался, как могло такое получиться?

У. - Давайте попробуем проверить высказанное тобой мнение.

Давайте возьмём одинаковые сосуды-мерки, пусть это будут баночки большего размера, и заполним водой сосуды.

(Дети выполняют задание.)

У. - Сколько сосудов-мерок с водой потребовалось, чтобы заполнить банку?

У. - Сколько сосудов-мерок потребовалось для заполнения водой графина?

У. - Значит, получается, в какой из сосудов воды вмещается больше?

У. - Результат такой же, как и в первом случае.

У. - Получается, что Ольга, была права, говоря о том, что разные мерки - причина того, что воды в графине оказалось больше, чем в банке.

У. - Ребята, какое обобщение мы можем сделать после выполнения данной работы?

У. - Ребята, давайте с вами договоримся и назовем использованную нами мерку для жидкостей. Она равна у нас вот этой баночке. (Показ).

- Пусть она будет называться - бена.

У. - Я согласна с вами.

Ребята, мы с вами очень хорошо поработали и теперь можно и отдохнуть. Я думаю, что вы не откажитесь попить апельсинового сока.

У. - Тогда пойдёмте в столовую.

У. - Нас в классе двадцать человек, давайте, используя наш сосуд-мерку, попросим 20 Бенов сока.

Налейте, пожалуйста, на весь класс 20 Бенов апельсинового сока.

Продавец. - А что такое бена?

Продавец. - Я никогда о такой мерке не слышала. Ребята, у меня не получиться выполнить вашу просьбу, я не знаю, чему равна эта мерка.

Продавец. - Банки бывают разные, но вот вместимость которых, была бы, равна 1 Бене, я не встречала. Я не знаю, сколько сока вам необходимо налить. Я не могу вас понять.

У. - Неужели люди так и не договорились о том, какие же мерки-сосуды использовать? Должна быть мерка, которую используют все люди.

У. - Вспомните, кто ходил в магазин родителями или сам покупали молоко или сок. Какую мерку вы называли?

У. - Упаковка это сосуд, значит, существует мерка вместимости жидкости в сосуд такая, как литр.

Запишите это слово у себя на пластиковых досках.

Этой меркой люди договорились измерять жидкости.

Вспомните и назовите похожие, однокоренные слова к слову «литр».

У. Давайте придумаем предложение с этим словом.

У. - Интересно, а, сколько жидкости может вместиться в литровый сосуд? Покажите.

У. - Поднимите руки те, кто хочет узнать, сколько жидкости может вместиться в литровый сосуд?

У. - Посмотрите, это литровая банка, в неё вмещается ровно один литр воды.

(Учитель показывает литровую банку с водой. Каждой группе на стол ставиться литровая банка)

Дети, потрогайте эту банку, закройте глазки и по очереди ладошкой потрогайте банку. Запомните, какая она на ощупь.

У. - А хотите узнать, сколько Бенов составляет один литр?

У. - Давайте это узнаем. Так сколько в литре Бенов?

У. - Значит литр, это мерка большая, чем Бен.

Сколько же столовых ложек может составлять литр? Давайте узнаем. Я буду заполнять литровую банку водой, а вы считайте вслух, сколько мне понадобиться воды в мерке - столовая ложка.

У. - Удобно ли пользоваться такой меркой как столовая ложка, когда необходимо узнать, сколько таких мерок вмещается в большой сосуд?

У. - Почему?

У. - Поэтому люди и договорились использовать в качестве мерки для жидкостей - литр.

У. - Дети, удобно ли использовать ведро в качестве мерки?

У. - Значит, что заставило людей придумать меньшую мерку - литр?

У. - Какую мерку вы будите использовать чаще - ведро или литр?

Ответы детей и подведение итогов занятия.

Приложение №3

Активизация познавательной деятельности на уроке.

Приложение №4

Сравнение познавательной деятельности на уроке

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.