Все значительные явления жизни, ставшие обычными для ребенка в силу своей повторяемости, могут и должны приобрести для него в обучении неожиданно новое, полное смысла, совсем иное звучание. И это обязательно явится стимулом интереса ученика к познанию.
Именно поэтому учителю необходимо переводить школьников со ступени его чисто житейских, достаточно узких и бедных представлений о мире - на уровень научных понятий, обобщений, понимания закономерностей.
Интересу к познанию содействует также показ новейших достижений науки. Сейчас, больше чем когда либо, необходимо расширять рамки программ, знакомить учеников с основными направлениями научных поисков, открытиями.
Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает еще один, не менее важный источник познавательного интереса - организация и включение в урок дидактических игр. Что бы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Путь к нему лежит прежде всего через включение дидактических игр.
Из бесед с учителями начальных классов мы установили, что большинство из них считают дидактическую игру важным средством для развития познавательного интереса учащихся к предмету, но все же используют этот прием немногие. Среди причин, объясняющих этот факт, назывались: отсутствие методических разработок, неумение организовать учащихся на игру (плохая дисциплина), нежелание тратить время урока, отсутствие интереса у учащихся
Глава 3. Описание результатов эмпирического исследования эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников
§ 1. Организация исследования
Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников.
Цели данного исследования: выявление эффективности использования дидактических игр как средства активизации познавательной деятельности младших школьников
Исследование проводилось в два этапа.
Первый этап - это организация пилотажного исследования. На этом этапе нами решались следующие задачи:
· Выявить и проанализировать особенности отношения детей к использованию дидактических игр;
Методы проведения пилотажного исследования - анкетирование.
Анкета составлена автором исследования в соответствии с поставленной целью (Приложение).
Пилотажное исследование проводилось в феврале-марте 2007г. Выборка составила - 24 ребёнка младшего школьного возраста, учащихся 2 «Б» класса школы № 27 Ленинского района города Новосибирска.
Второй этап - организация формирующего эксперимента.
Задачи исследования:
- включение в учебный процесс дидактических игр;
- подвергнуть анализу и сравнить результаты до и после экспериментального воздействия.
Экспериментальная гипотеза: активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических игр выступает как условие успешности обучения
Независимая переменная - дидактические игры.
Зависимая переменная - активизация познавательной деятельности младших школьников.
Основные методы исследования - формирующий эксперимент, представляющий собой включение комплекса дидактических игр в учебный процесс, интерпретация полученных результатов.
Оборудование эксперимента - комплекс дидактических игр.
Для измерения времени активности мы использовали следующую методику, полагая, что в идеале время активность класса составляет 100%, т.е. 100% времени все ученики участвуют в работе.
Для расчёта времени активности мы использовали формулу:
Процент времени активности = (A1 * (100%-X1%)/100% + A2 * (100%-X2%)/100% + … + An * (100%-Xn%)/100%) * K / 100%
Где:
А1,А2, Аn - количество учеников в группе
X1,X2, Xn - процент времени, который группа учеников отвлекается от урока.
K - всего учеников в классе.
Далее мы использовали комплекс дидактических игр на уроке математики в 2 классе (приложение №4) при изучении темы «Стандартная единица объёма - литр».
§ 2. Анализ результатов пилотажного исследования
В ходе реализации пилотажного исследования были получены следующие данные.
«Какие уроки ты больше всего любишь?» (в %)
Тип урока
главное, чтобы было интересно
с использованием игры
с использованием таблиц, схем, рисунков
Количество выборов
51%
28%
21%
Таким образом, 51% детей предпочитают уроки с использованием методов активизации познавательного интереса.
«Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?» (в %)
Приёмы работы
Использование игр
Работа с учебником
Таблицы, схемы, рисунки
67%
17%
16%
Таким образом, более половины детей от общей выборки - 67% отмечают желание видеть на уроке игры.
«Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?», (в %)
Частота использования
не очень часто
часто
очень часто
43%
38%
19%
Таким образом, более половины детей от общей выборки - 43% отмечают не частое использование учителем игр на уроке.
«Как ты относишься к игре на уроке? », (в %)
Отношение
очень хочется участвовать
нет большого желания поддерживать игру
игра на уроке - пустая трата времени
87%
13%
-
Таким образом, более половины детей от общей выборки -87% отмечают желание участвовать в дидактических играх, используемых на уроке
«Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? », (в %)
Отношение к использованию игры на уроке
очень большая
большая
затруднились ответить
64%
Таким образом, более половины детей от общей выборки - 64% отмечают значение включения игры в урок как - очень большое.
Из всего этого можно сделать вывод: учащимся начальной школы нравятся все уроки, положительно относятся к использованию игры на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то более 67% использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют.
Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты, но не в качестве разрядки обстановки, а с целью активизации знаний детей, развития психических процессов.
§3. Анализ результатов формирующего исследования
- всего учеников в классе.
Обычно, на уроках 5 учеников из класса около 10% времени тратят на различные разговоры, не относящиеся к теме урока. Два ученика пассивно относятся к занятиям и около 50% времени урока наблюдают за работой своих одноклассников.
Процент времени активности обычных уроков = (5*(100-10)/100 + 2*(100-50)/100 + 9*(100-0)/100) * 100 / 16 = 90,6 %.
Во время педагогического эксперимента наблюдалось значительное увеличение времени активности и только одн ученик 20% времени урока наблюдала за работой своих одноклассников.
Процент времени активности во время эксперимента = (1* (100-20)/100 + 15) *100/16 = 98,75 %.
В результате, усреднив данные по четырём показателям получим значения активности учениц до и после проведения педагогического эксперимента
Активность до эксперимента = (81+69+81+91)/4 = 81%
Активность после эксперимента = (100+94+94+99)/4 = 97%
Вывод
В ходе проведения педагогического эксперимента было установлено, что эффективное применение дидактических игр, которое вызывает положительные эмоции к данной дисциплине, повышает интерес и творческую активность, а также способствует повышению качества знаний, умений и навыков.
Заключение
В процессе работы над темой исследования на основе рассмотренной нами психолого-педагогической и методической литературы по данному вопросу, а также в результате исследования, мы пришли к выводу, что в педагогической работе большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.
Проведя и проанализировав наши исследования, мы выявили, что дидактическая игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7