Рефераты. Война Судного дня (1973 г.) в системе американо-советских отношений

призывает заинтересованные стороны начать немедленно после прекращения огня практическое выполнение резолюции №242 Совета Безопасности от 22 ноября 1967 года во всех ее частях;

постановляет начать немедленно и одновременно с прекращением огня переговоры между заинтересованными сторонами под соответствующей эгидой, направленные на установление справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке" [18, с.7].

Таким образом, следует признать, что резолюция № 338 удовлетворяла как советским, так и американским требованиям. Советский Союз не выходил из участия в переговорном процессе и не отказывался от действий, направленных на урегулирование конфликта, в соответствии с резолюцией №242.


2.2 США в войне Судного дня


Для Соединенных Штатов начало новой войны на Ближнем Востоке не стало неожиданностью. Еще за несколько дней до 6 октября 1973 года американская разведка предупреждала израильское руководство о возможном начале военных действий. Однако должной реакции не последовало. Следствием этого стал первоначальный успех арабских армий, которые умело использовали как свой боевой опыт, так и нерешительные действия США.

В период с 6 по 8 октября между Москвой и Вашингтоном происходил постоянный обмен информацией. На начальном этапе конфликта Соединенные Штаты, в отличии от СССР, были заинтересованы в созыве Совета Безопасности, для урегулирования возникшего кризиса. В Вашингтоне не могли предсказать ход военных действий, поскольку никто не ожидал, что Египту и Сирии удастся добиться какого-либо успеха.

Руководство США не ограничилось только такими внешнеполитическими действиями, как обсуждение проблемы с советским правительством. Уже 6 октября, были предприняты следующие шаги: президент Р. Никсон отдал приказ соответствующим частям 6-го флота США начать движение в восточном направлении Средиземноморья; президентом были одобрены рекомендации о поддержке США решения о прекращении огня на основе status quo ante; президент одобрил решение о сдержанной военной помощи Израилю, вместе с действиями, направленными на то, чтобы Советский Союз воздержался от поставок вооружений арабским странам.

С началом военных действий США встали перед выбором: либо продолжать проводить "сбалансированную" политику по отношению к странам, вовлеченным в конфликт, либо решительно поддержать Израиль. В результате Вашингтон предпочел последний вариант - установить "воздушный мост" для снабжения своего союзника вооружением и боеприпасами. Судя по всему, американская администрация еще не определилась, как ей действовать. Еще не была выработана четкая линия поведения США в условиях нового кризиса. Отчасти это произошло от того, что военные аналитики изначально неверно определили расклад сил воюющих сторон. А ведь для США всегда было важным их статус на мировой арене, и именно по этому США должны были проводить такую политику, при которой они смогут оказывать поддержку Израилю, в том числе и военную, но при этом сохранить добрые отношения с такими странами как Саудовская Аравия, которая поддерживала действия Египта и Сирии, но не Израиля [23, с.65].

Еще раз хочется отметить, что США в первые дни конфликта не были полностью готовы к принятию решений по ближневосточной проблеме. Ход военных действий был плохо предсказуем. Следовательно, нельзя было предугадать соотношение сил в ближайшее время.

Тем не менее, Америка не собиралась проигрывать этот этап войны СССР, и, как только Советский Союз 10 октября начал массированные поставки оружия арабским странам, администрация США решила использовать американские гражданские самолеты для перевозки военных грузов в Израиль, что продолжалось до 12 октября. Подобное действие вряд ли легко далось американским политикам. С одной стороны, этой акцией было дано понять, что Америка помогает Израилю, однако ни о какой малозаметной помощи  не могло больше идти и речи, с другой стороны, американо-арабским отношениям был нанесен значительный ущерб. Возможно, что американская администрация пошла на этот шаг в надежде на то, что война закончится раньше, чем придется предпринимать какие-либо серьезные действия.

Несомненно, что на принятие конкретного решения большое влияние оказали выступления в конгрессе США "друзей Израиля", то есть конгрессменов произраильской направленности. Но кроме ухудшения американо-арабских отношений, акция по расширению помощи ни к чему не привела. Более того, уже на следующий день советские поставки оружия арабам значительно увеличились, и три советские воздушно-десантные дивизии были приведены в состояние повышенной боеготовности как ответ на новые израильские атаки против сирийских войск. Растущее давление со стороны Израиля и его сторонников давало понять, что Израиль находится в крайне тяжелом положении и его победа откладывается. Другими словами, изменилась предполагаемая продолжительность войны, что серьезно спутало планы Вашингтона [56, с.15].

Необходимо отметить, что при вопросе о военной помощи Израилю конгрессменами все время оговаривалось, что вмешательства американских войск не потребуется. Помощь будет заключаться исключительно в поставках вооружения и снаряжения, необходимых Израилю. Война во Вьетнаме только закончилась, и Америка еще не оправилась от потерь, поэтому любая новая война с участием американских солдат вызвала бы в обществе отрицательную реакцию. С этим приходилось считаться и самым большим "друзьям Израиля" в Конгрессе.

К 12 октября американская администрация пришла к таким выводам:

Действия, направленные на уменьшение советской помощи Египту и Сирии, не привели к должному успеху.

Усилия по прекращению огня также не достигли успеха. Израильтяне согласились на прекращение огня с оставлением войск на позициях, занимаемых ими к моменту прекращения огня. Советский Союз также выступил с фактическим одобрением такого решения. Но А. Садат был против, так как надеялся, что сможет улучшить положение на фронте в свою пользу.

Положение Израиля было настолько угрожающим, что он был готов применить ядерное оружие.

США не были заинтересованы ни в полной и безоговорочной победе Израиль, ни в победе арабской коалиции, тем более если это произойдет при помощи СССР.

Начало возрастать как внешнее (со стороны Израиля), так и внутреннее (со стороны Конгресса) давление на администрацию с целью скорейшего начала военных поставок Израилю [22, с.11].

Что касается роли и степени участия США в конфликте, уместно будет привести выступление представителя от Айдахо Симмса 12 октября. По его мнению, США стоит задуматься об улучшении отношений с арабскими странами, а не влезать в конфликт, который является делом арабов и израильтян. Как сказал Симмс, "Интересно отметить, что многие бывшие "голуби", выступавшие против войны во Вьетнаме, сейчас просто подпрыгивают от нетерпения, требуя помочь Израилю. Я никак не могу понять, почему они считали, что можно допустить порабощение Южного Вьетнама коммунистами, но внезапно почувствовали, что Израиль не может вести свою собственную войну без американской поддержки" [24, с.4]. Выступление Симмса единственное, в котором конфликт на Ближнем Востоке был назван делом арабов и израильтян. Это также единственное выступление, в котором США было высказано пожелание перестать быть "международным полицейским и стражем политических стандартов".  Но выступление Симмса не получило никакой поддержки в Конгрессе.

12 октября президенту Р. Никсону пришло сообщение от премьер-министра Израиля Г. Меир, в котором она просила как можно быстрее решить вопрос о поставках в связи с тяжелым положением Израиля. В тот же день президент отдал приказ Министерству обороны немедленно организовать "воздушный мост". Несмотря на военную значимость "воздушного моста" он больше задумывался как политическое средство. Необходимо было показать Советскому Союзу, что не он один может поддерживать какую-либо из сторон, а также заявить о поддержке Израиля. Операция "Никель грасс" оказала существенное влияние не только на американо-израильские отношения, но и на отношения Соединенных Штатов с СССР и с государствами - членами НАТО.

16 октября были предложены основные шаги американской политики, направленные на урегулирование ближневосточного конфликта:

Проведение политики, направленной на мирное урегулирование ближневосточного конфликта.

Поставки оружия смогут сохранить баланс вооружений в регионе.

Не следует посылать американские войска в Израиль, так как Вьетнам еще не забыт.

Следует созвать совещание глав государств СССР, США, Великобритании, Франции и Германии для обсуждения ближневосточной проблемы.

В случае если это не будет возможным, следует созвать министров иностранных дел вышеперечисленных государств [50, с1].  

В октябре 1973 г. на заседании СБ ООН делегации СССР и США выступили с совместной инициативой и представили совместный проект резолюции о прекращении огня и перемирии на Ближнем Востоке, предусматривавший следующие пункты:

1. Прекращение огня на местах;

2. Выполнение условий резолюции СБ ООН № 242 после прекращения огня;

3. переговоры между воюющими сторонами, направленные на установление прочного и долгосрочного мира в регионе [46].

22 октября СБ ООН принял резолюцию № 338. С ней согласились Израиль и Египет. Казалось, что конфликт благополучно разрешен и можно переходить к переговорному процессу. Однако Израиль нарушил соглашение о прекращении огня и начал новое наступление: данный проект уже не входил в планы Израиля, стремящегося на тот момент захватить как можно больше территорий.

Испугавшись возможного начала уже не региональной, а мировой войны, Госсекретарь США Киссинджер вызвал к себе посла Израиля и заявил ему: "Передайте Меир, что если Израиль будет продолжать войну, то пусть больше не рассчитывает на получение военной помощи от США. Из-за вас мы вовсе не собираемся заполучить Третью мировую войну" [46, 320]. Спустя несколько часов были приняты резолюции СБ ООН №338/339 и 25 октября 1973 г. на заседании Совета Безопасности ООН была принята резолюция №340, согласно которой на Ближний восток направлялись войска ООН, в которые не были включены части СССР и США. Конфликт был урегулирован. Кризис в отношениях между сверхдержавами миновал. Война Йом-Кипур официально завершилась.

В целом, можно сделать следующие выводы по американской политике во время ближневосточного конфликта 1973 года:

Во-первых, США удалось вытеснить из Египта Советский Союз. В результате чего был несколько снижен авторитет СССР среди арабских стран.

Во-вторых, Соединенные Штаты сами стали участником переговорного процесса между Египтом и Израилем. Таким образом, США смогли достичь несколько целей: не ухудшая отношений с Израилем, улучшить их с Египтом и получить статус миротворца.

В-третьих, США смогли отработать военную операцию по воздушным поставкам в район боевых действий - операция "Никель грасс". Учитывая возросшую роль транспортной авиации, США получили бесценный опыт, который применяется и сейчас.

В-четвертых, на принятие внешнеполитических решений по ближневосточной проблеме в октябре 1973 года влияло опасение возникновения "нового Вьетнама". Американским конгрессменам и администрации приходилось с этим считаться.

В целом США довольно успешно применили сочетание дипломатии и военной мощи, благодаря чему были достигнуты основные цели, поставленные американским руководством. Несомненно, что подобная политика США в ходе ближневосточного кризиса 1973 года, заложила прочный фундамент для проведения в жизнь Кэмп-дэвидских соглашений 1978 года, что можно расценивать как дипломатическую победу США.

ВЫВОД: Обстановку разрядки начала 70-х годов Советский Союз активно использовал для продвижения дела подлинного всеобъемлющего ближневосточного урегулирования. В результате твердой линии СССР в ходе первой советско-американской встречи на высшем уровне в мае 1972 г. США согласились на включение в совместное коммюнике положения о необходимости мирного урегулирования на Ближнем Востоке на основе резолюции №242 Совета Безопасности, значение которой состояло, прежде всего в том, что требование о выводе израильских войск со всех арабских территорий, захваченных в 1967 г. выдвигалось в ней как первый необходимый принцип установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке. Во время второй советско-американской встречи на высшем уровне в июне 1973 г. была достигнута договоренность о том, что такое урегулирование "должно быть осуществлено в соответствии с интересами всех государств данного района, должно отвечать их независимости и суверенитету и учитывать должным образом законные интересы палестинского народа".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.