Рефераты. Внешнеполитический аспект политики Турецкой республики на Ближнем Востоке

Внешнеполитический аспект политики Турецкой республики на Ближнем Востоке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Внешнеполитический аспект политики Турецкой республики на Ближнем Востоке




Развал СССР и роспуск Организации Варшавского договора открыли для Турции возможность активизировать свою политику в новых регионах. Сохраняя как основу внешней политики военно-политическое сотрудничество с западными странами, перспективы принятия ее в Европейский Союз, Турция активизировалась в новых республиках Центральной Азии и Кавказа, на Балканах. Вместе с тем она не умаляет и значения стран Ближнего и Среднего Востока с точки зрения ее стратегических и экономических интересов. Не имея собственных финансовых возможностей для масштабного влияния на новые государства Центральной Азии и Кавказа в области экономики, Турция действует, используя кредиты других стран для вложений в указанный регион, проявляет незаурядную активность в культурной, этнической, исторической сферах.

Вместе с тем новая геополитическая обстановка привела к тому, что для обеспечения безопасности Турции в региональном масштабе ситуация усложнилась. Это относится и к ее политическим и военным аспектам. В отношениях с соседями у Турции имеются сложные проблемы.

В связи с новой обстановкой изменилось отношение к Турции ее союзников. Что касается стратегических интересов, США придают возрастающее значение Турции, особенно в связи с американо-иранскими отношениями и с американскими интересами на Кавказе и в Центральной Азии.

Турция воспринимается как влиятельная держава, занявшая центральное место в международных отношениях в регионе. Преследуя свои экономические и политические цели, Турция одновременно служит здесь стратегической опорой своих западных союзников. Она взяла на себя роль «моста» между Западом и новыми государствами Центральной Азии и Южного Кавказа. До этого такую же функцию она выполняла в отношении стран Ближнего и Среднего Востока. Союзники Турции считают ее политику важнейшим фактором в обеспечении сотрудничества, политической и экономической стабильности в регионе.

Отстаивая свои интересы в Центральной Азии, на Кавказе, на Ближнем и Среднем Востоке, Турция не упускает из виду важные стратегические задачи, отвечающие и интересам ее натовских союзников. Одной из таких задач является противостояние возрастающему в мусульманском мире радикально-религиозному экстремизму. Бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер охарактеризовала Турцию как крепость против революционного арабского национализма и агрессивного мусульманского радикализма1. Значение Турции как стратегического союзника по НАТО, в основу государственного строя которого положен лаицизм, отмечала государственный секретарь США Мадлен Олбрайт2.

Во внешней политике Турции традиционно особое место занимают США. В свое время США сыграли решающую роль в приеме Турции в НАТО, ныне они занимают благоприятную для Турции позицию по проблеме вступления ее в Европейский Союз, способствуют решению других важных для Турции сложных ситуаций, в частности турецко-гречес-ких разногласий.

В отношениях Турции с США определяющую роль играет сотрудничество в военной области. Американцы оказывают Турции военную и экономическую помощь, значительно большую, чем другие союзники по НАТО. США используют в Турции систему созданных ими и переданных турецким вооруженным силам военных баз совместной обороны – разведывательного, оперативного, наступательного характера. На этих базах осуществляется совместная деятельность американских и турецких вооруженных сил.

Военное, военно-промышленное и экономическое сотрудничество двух стран регламентировано договорной системой, в которой основными ныне действующими соглашениями являются следующие.

Соглашение об оказании помощи Турции, подписанное и вступившее в силу 12 июля 1947 г. Оно не определяет срока действия, но может быть денонсировано одной из сторон. Особенностью соглашения является запрет на использование предоставленного Турции американского вооружения вне целей, для которых оно дается, а предоставляется оно для обеспечения национальной независимости и безопасности страны3.

Соглашение о сотрудничестве, подписанное и вступившее в силу 5 марта 1959 г. Оно не оговаривает срока действия, но может быть денонсировано одной из сторон. Этим соглашением предусмотрена возможность оказания правительством США всевозможной помощи, включая переброску в Турцию, по ее просьбе, американских вооруженных сил в случае агрессии против нее. При этом такое оказание помощи вооруженными силами не должно противоречить положениям Конституции США4.

Соглашение о сотрудничестве в области обороны и экономики, подписанное 29 марта 1980 г. В рамках 2 и 3 статей Северо-Атлантического договора.

Одновременно были подписаны дополнительные к нему соглашения, конкретизирующие статус и деятельность вооруженных сил США на турецких военных объектах. Соглашение 1980 года было подписано на 5 лет с автоматическим продлением на каждый следующий год. Оно вступило в силу 18 декабря 1980 г. После обмена ратификационными документами5.

Особенностью Соглашения 1980 г. Является статья, в которой упоминается режим Черноморских проливов: «Положения Конвенции Монтре (1936 г.) сохраняются». Заметим, что США не участвовали в Конференции Монтре и не имеют отношения к Конвенции по Проливам, а повышенный интерес США к режиму Проливов объясняется тем, что военный аспект его отвечает интересам НАТО.

По предложению турецкого правительства соглашение 1980 г. Было дополнено рядом положений, согласованных в результате длительных переговоров и изложенных в письмах, которыми стороны обменялись 16 марта 1987 г. В письме государственного секретаря США Дж.Шульца говорится об общем вкладе США и Турции в их оборонное и экономическое сотрудничество, в совместную оборону в контексте общности интересов безопасности, и о стремлении правительства США обеспечивать Турции самый высокий уровень помощи, в том числе финансовой и экономической, в частности в виде дара, помощи в модернизации вооруженных сил, в изыскании возможностей облегчения турецкого долга. Заявлено о расширении сотрудничества в области военной промышленности. В письме говорится, что стороны будут предпринимать максимальные усилия для развития торгово-экономических связей6.

Знаковым в отношениях двух стран являются обязательства США, связанные с терроризмом, являющимся важной проблемой для Турции. В обмене письмами в 1987 г. Относительно соглашения 1980 г. Говорится, что США подтверждают решимость сотрудничать с правительством Турции в борьбе против терроризма и в противодействии любой деятельности по финансированию, поддержке и помощи террористической деятельности7.

Если в документе 1987 г. Речь шла о терроризме вообще, то позже США определили, какие террористы имеются в виду. В 1999 г. Государственный департамент США включил в список основных террористических группировок в мире и Курдскую рабочую партию. Всем американским гражданам и организациям было запрещено оказывать этим группировкам материальную поддержку, а финансовым институтам США приказано заморозить их активы. Террористы и причастные к их организациям лица лишены права въезда и пребывания в США8.

Приоритетным в экономических отношениях между Турцией и США является сотрудничество в военной промышленности. В соглашении 1980 г. Между двумя странами о сотрудничестве в области обороны и экономики говорится, что с целью развития оборонной промышленности стороны будут поддерживать совместные исследования и производство, будут подготавливать совместные проекты таким образом, чтобы обеспечивался рост производственных возможностей турецкой промышленности. Соглашением предусматривается осуществление как турецко-американских проектов, так и многосторонних с участием стран НАТО и дружественных стран. Для Турции важно также то, что предусмотрено содействие США турецкому экспорту в страны НАТО производящихся в Турции вооружений, военного оборудования, снаряжения. Развитие военной промышленности позволило Турции установить сотрудничество в области военной промышленности с некоторыми странами Ближнего и Среднего Востока, обеспечивать внешнее финансирование совместных проектов, экспортировать в эти страны турецкую продукцию. Например, Турция продала Египту 46 истребителей «Ф-16», сборка которых производится в Турции по лицензии США, с использованием значительного числа деталей и узлов, производящихся в Турции. Контракт на сборку «Ф-16» в Турции был подписан правительством страны с американской компанией «Дженерал дайнемикс» в конце 1983 г. Турецкие ВВС получили 278 самолетов. Сборка «Ф-16» продолжается. Американские фирмы заняли ведущее положение и в других областях военной промышленности, как, например, в модернизации танков.

В Турции убеждены, что развитие военной промышленности соответствует стратегии индустриализации страны, развития ее экономики в целом.

Дискуссию в Турции вызвало использование авиацией США против Ирака базы ВВС в Инджирлике. В связи с кризисом в Персидском заливе государства антииракской коалиции во главе с США и Великобританией приняли меры по подрыву позиций режима Хусейна, встали на путь поддержки сепаратистского курдского движения в Ираке. С этой целью в 1991 г. Были созданы «зоны безопасности» («зонтики»), запретные для полетов иракской авиации: северная зона – часть Ирака севернее 36-й параллели и южная зона – южнее 32-й параллели, позже расширенная до 33-й параллели. В этих зонах ВВС США, Великобритании и Франции проводили «операции успокоения», акции «ударных сил». Об этих операциях, направленных на недопущение подавления режимом Багдада курдского движения с целью создания курдского государства в Северном Ираке, сообщается как об акциях «обеспечения поддержки» курдов.

Для Турции проблемной является северная зона, установленная в связи с операциями багдадских властей против курдов, а также туркмен, арабов9. Поддержка курдов не в интересах Турции. Основная цель США и Великобритании определялась стратегическими интересами этих держав в регионе.

Во время патрулирования в зонах безопасности, запрещенных для полетов самолетов Ирака, в котором участвовали также английские и французские ВВС, американские истребители-бомбардировщики, базирующиеся в Турции, наносили в северной зоне удары по иракским средствам противовоздушной обороны. В том числе в важных в экономическом отношении районах Мосула на Севере и Басры на Юге.

Сложность позиции Турции заключается в том, что как союзник США, которые обеспечивают ей поддержку по ряду важнейших для нее проблем, она твердо придерживается принципов союза, не идет на запрет использования базы Инджирлик американской авиацией против Ирака, хотя не в интересах Турции создание какого-либо независимого курдского государственного образования в Ираке, к чему могла бы привести американская политика. Президент Сулейман Демирель заявил в марте 1999 г., что политика Турции основана на принципе целостности Ирака10. Но принципа целостности Ирака придерживались и США. Помощник государственного секретаря С.Тэлботт сказал 12 апреля 1995 г., что американская администрация не стремится к созданию независимого курдского государства ни в Северном Ираке, ни где-нибудь в другом месте11. Против создания независимого курдского государства занимают твердую позицию и Иран, и Сирия.

Говоря об отношении Турции к политике США в Ираке, премьер-министр Бюлент Эджевит подчеркнул, что есть две Турции. Одна из них рука об руку с США, другая – против них. Он высказал беспокойство политикой США12. Как отмечала «Миллиет» среди партий и депутатов наблюдаются сомнения относительно «ударных сил». Считается, что они отрицательно влияют на обстановку и на борьбу с террором в Турции, что эти силы, созданные для охраны курдов, не способствуют стабилизации на турецкой границе13.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.