Республика Беларусь уже проделала большую работу по внедрению правил ВТО в свою экономику и внешнюю торговлю. Так, в области стандартов защиты интеллектуальной собственности законодательство Беларуси соответствует аналогичному многих стран-членов ВТО. Белорусские законы готовятся с использованием экспертизы ВТО. Переведены на английский язык и направлены в эту организацию около 400 важнейших нормативных актов республики.
В рамках работы по приведению белорусского законодательства в соответствие с требованиями ВТО в 2002-2005 гг. принято более 20 законов, декретов и указов главы государства.
С 1.6.2005г. в республике вступил в силу закон «О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности», который полностью соответствует правилам ВТО и является базой для приведения в порядок законодательных актов низшего уровня - в правительстве, министерствах, ведомствах. В развитие этого закона в 2006 г. планируется принять ряд других нормативных актов, а также новую редакцию Таможенного кодекса Беларуси, отвечающую самым современным требованиям и практике стран-членов ВТО.
Данным законом установлен исчерпывающий перечень государственного регулирования внешней торговли: таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, запреты и ограничения в торговле услугами и товарами интеллектуальной собственности, а также меры, способствующие развитию внешнеторговой деятельности.
Документ вводит новые понятия: зона свободной торговли, таможенный союз, взаимность, которые базируются на принципах ВТО и являются ключевыми для участия в интеграционных группировках на постсоветском пространстве. В нем предусмотрен ряд запретов: на введение в действие нормативно-правовых актов задним числом, на взимание сборов оформительского характера по процентным ставкам от прямой сделки, а также на применение дифференцированных ставок налогов в зависимости от страны происхождения товара [16; 21].
В результат присоединения РБ к ВТО выиграет рядовой гражданин: снизятся цены на фармацевтические изделия, медицинские товары, электротехнику, продовольственные товары, которые в Беларуси не производятся. Жизнь в стране станет просто дешевле в силу того, что рынок будет конкурентен [2].
Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Беларусь - это основа формирования позитивного имиджа страны. Беларусь имеет авторитет, достойный статус на мировой арене. Сегодня, как свидетельствует мировая практика, все меньшее влияние оказывают традиционные технико-экономические факторы и все большее - знания и интеллектуальный потенциал. В будущем имидж Беларуси на мировых рынках будет находится все в большей зависимости от непрерывного развития науки и технологий, от генерирования новых знаний и эффективного и своевременного внедрения их в производство, от продажи за рубеж объектов интеллектуальной собственности. [2, с. 19].
Анализ тенденций внешней торговли показал, что экспорт в развитые страны осуществляют предприятия преимущественно малокапиталоемких отраслей - легкая, деревообрабатывающая промышленность. Продукция же, например, машиностроения, получившая наибольший набор мер по стимулированию экспорта (прямые государственные дотации, льготные кредиты, освобождение от обязательной продажи валюты и т. д.) в большинстве своем продается на рынки с низкой платежеспособностью покупателей, в т.ч. по бартеру. В связи с этим было бы целесообразно пересмотреть или экспортные приоритеты Беларуси, или хотя бы последовательность осуществления этапов их реализации.
Во внешней торговле особое значение должно придаваться созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций. В этом направлении в последнее время ведется довольно активная государственная политика. Необходимо продолжать развитие товаропроводящих сетей РБ и повысить эффективность их работы.
В области экспорта приоритетным направлением должна стать поддержка высокотехнологичного и наукоемкого экспорта.
Регулирование импорта должно осуществятся только тарифными методами с постепенной либерализацией. Нужно уменьшить зависимость страны от импорта товаров, тем самым поддержать отечественного производителя.
Кроме этого, Беларуси надо получить доступ к механизму урегулирования торговых споров. Хотя он и не идеален, но дает возможность не только оспаривать и отменять необоснованные ограничения, но и играет важную роль удерживания страны от произвольных односторонних действий.
Республика Беларусь должна стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО), чтобы получить возможность продвижения своих интересов через участие в качестве полноправного партнера в формировании международного торгового режима, который охватывает все новые сферы и в перспективе может распространиться так же на взаимосвязь торговли и экологии, социальные стандарты, электронную торговлю.
Таким образом, Республике Беларусь при выходе на внешние рынки и дельнейшей интеграции в мировое хозяйство необходимо учитывать и использовать важнейшие экономические факторы мирового развития, с тем, чтобы активизировать включение в мировые инновационные и технологические процессы и наиболее эффективно реагировать на изменения мировой конъюнктуры. [2, c. 19]
Республика Беларусь должна бороться за равноправие на мировом рынке. У нашей страны есть все шансы занять достойное место в современном динамично меняющемся мире и обеспечить взаимовыгодное сотрудничество со всеми партнерами.
1. Войтихов А.Д., Внешнеэкономическая деятельность. - Мн., 2005., с. 4-9
2. Дедков В.Г., Внешняя политика Республики Беларусь. Защита национальных интересов и формирование положительного имиджа страны на мировой арене. // Информационный материал. - ИА центр при Администрации Президента РБ. - Мн. 2007
3. Шилов В.Н, Национальная экономика Беларуси: учебник. - Мн.: БГЭУ, 2006.- с.715-719
4. Войтович А.И., Международная торговля, курс лекции. Система открытого образования. - Мн., 2005., Академия управления при Президенте РБ.- с. 42-53
5. Решетников Д.Г. Факторы формирования конкурентоспособного туристского комплекса Беларуси. // Белорусский экономический журнал. - 2002.-.№2.- с. 149-159
6. Черноглазова А.Н. Концептуальные подходы к анализу внешнеторговой деятельности Беларуси // Белорусский экономический журнал. - 1999.- №2.- с. 57-65
7. Статистические материалы // Вестник внешнеэкономических связей. - 2004.- №4.- с. 12-14
8. Внешняя торговля Республики Беларусь 2000-2005 Стат. сб. Мн., 2005
9. Внешняя торговля Республики Беларусь. Стат. сб. Мн., 2006.
10. Сазанович И.В. Инвестиционный лидер // Вестник внешнеэкономических связей. - 2004.- №3.- с. 16-17
11. Козлова Т.А. Открытие Америки, северной. // Вестник внешнеэкономических связей. - 2004.- №11.- с. 18-19
12. Хомич И.П. Торгово-экономические отношения Беларуси со странами СНГ // Export&Import News. - 2004.- №11.- с. 10-11
13. Программа социально-экономического развития Беларуси на 2006-2010 г. с. 13-15
14. Коршуков А.Н., Аналитический доклад о состоянии и перспективах развития науки в РБ по итогам 2004 года. - Мн.: ГУ «БелИСА», 2005г. - 276с.
15. Анализ структуры товаропроводящей сети. // Министерство иностранных дел Республики Беларусь; [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <#"1.files/image005.gif">
Приложение 2
Таблица 5
Приложение 3
Таблица 6
Приложение 4
Таблица 7
Экспорт-импорт наукоемкой продукции Беларуси в 2003-2004 гг.
Тип продукции
2003г.
2004г.
Темп роста, %
экспорт, млн. долларов США
импорт, млн. долларов США
экспорт
импорт
Продукция высокой наукоемкости
337,9
539,4
358,4
749,7
106,1
139,0
Продукция средневысокой наукоемкости
2249,5
1954,7
2972,7
2920,6
132,1
148,0
Продукция средненизкой наукоемкости
2768,2
1440,7
4431,2
2207,0
160,1
153,2
Продукция низкой наукоемкости
2664,0
4880,6
3588,2
6844
134,7
140,2
Всего
8019,6
8815,4
11346,9
12721,3
141,5
144,3
Приложение 5
Таблица 8
Экспорт и импорт наукоемкой продукции Беларуси по странам
Страны экспортеры-импортеры
Всего:
9945,6
11558,0
13751,7
16345,4
138,27
141,42
в том числе: Россия
4879,8
7601,9
6462,9
11142,5
132,44
146,58
Германия
421
820,5
502,8
1080,9
119,37
131,74
Польша
434,1
348,4
728,7
474,9
167,86
Китай
162,2
71,7
301,5
158,0
185,88
220,36
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9