Рефераты. Внешнеэкономическое сотрудничество Республики Беларусь

Что касается таможенного тарифа, то, в целом, он значительно улучшится. Если недавно средневзвешенный таможенный тариф новых 10 стран-членов составлял 7,1-7,5, то после присоединения к ЕС он снизился до 3,2-3,5%. Хотя с некоторыми странами проблемы все-таки возникли, но касаются они только очень ограниченного круга товаров.

В то же время основные статьи нашего экспорта, такие, как нефтепродукты, тракторная и сельскохозяйственная техника, оптика, химическая продукция получили более простой и легкий доступ на рынок ЕС. И если пошлина, например, на наши МАЗы в Польше возрастет, то это не значит, что мы прекратим поставки. Нашим производителям надо искать другие возможности и пути на рынки. Сегодня МАЗ, например, ведет активную работу по созданию в Польше совместного предприятия по сборке автомобилей. Что касается тракторной техники, то такое сборочное производство в Польше уже работает.

Следует иметь в виду также технические барьеры. Страны ЕС весьма чутко реагируют на проблемы экологической безопасности, биозащищенности, технической унификации. Чтобы устроить взаимодействие производителей на европространстве и привести все выпускаемые изделия к определенным нормам, ЕС создал собственную систему стандартизации и сертификации. Изделия белорусских производителей должны будут этим директивам ЕС соответствовать.

Можно выделить 2 большие группы товаров - продовольственные и промышленные. Что касается промышленных товаров, то в течении года велись переговоры, в результате которых были заключены соответствующие соглашения практически со всеми странами, вступившими в последнее время в ЕС. Правовая база процесса сертификации и стандартизации полностью подготовлена: у нас есть соглашения с 11 нотифицированными центрами (это центры, печать которых на сертификате признается всеми странами ЕС, т.е. какой-то дополнительной проверке такой товар подвергаться не будет).

Вступающие в ЕС государства являются крупными потребителями нашего текстиля. (Объем европейских заказов, включая давальческие, сегодня составляет около $100 млн, эта одна из крупнейших статей нашего экспорта). Но уровни квот, которые нам предоставляет ЕС, недостаточны. По этому вопросу мы провели с нашими партнерами 4 раунда консультаций. Об отрицательных последствиях ограничений были предупреждены вступающие страны. В результате в середине марта 2004 года ЕС издал регламент, который фактически подстроен под Беларусь. Нашей легкой промышленности предоставлено две существенные льготы: во-первых, весь ввезенный до 1 мая этого же года текстиль сможет распространяться по всему европейскому рынку; во-вторых все давальческие заказы, которые будут размещены у нас до 1 мая вступающими в ЕС странами, смогут потом распространяться на весь Евросоюз. [7, с. 12-14]



2.2 Внешняя торговля РБ со странами Азии, Африки и Ближнего Востока


Развитие отношений со странами Азии, Африки и Ближнего Востока, к которым относятся 105 государств мира, остается важным направлением многовекторной политики Беларуси на международной арене.

Сохраняется позитивная динамика сотрудничества с традиционными партнерами в афро-азиатского регионе - Китайской Народной Республикой, Индией, Вьетнамом, Ираном, Египтом, Японией, Сирией, Республикой Корея, Южно-Африканской Республикой, странами Персидского залива. Вместе с тем в последнее время последовательно укрепляются двусторонние связи с Анголой, другими странами юга Африки, Ливией, Ливаном, Суданом, Иорданией, Малайзией, Филиппинами и Индонезией.

Беларусь продолжает успешно развивать отношения со странами региона по линии различных международных организаций, прежде всего, ООН и Движения неприсоединения, членом которого является с 1998 года, а также Лиги арабских государств, где имеет статус наблюдателя.

Развитие всего комплекса отношений с государствами афро-азиатского региона подчинено реализации главной цели - упрочению взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества. В этой связи все большее значение приобретает «экономическая дипломатия».

МИД Беларуси активно поддерживает усилия белорусских предприятий и организаций, всех тех, кто заинтересован в наращивании экспорта в страны Азии, Африки и Ближнего Востока, развитии любых иных направлений сотрудничества с этим регионом.

Беларусь имеет весомый потенциал для участия в реализации региональных проектов реконструкции и модернизации экономики афро-азиатских государств, развития транспортных и информационных коммуникаций.

Уже созданы и успешно работают совместные производства по сборке тракторов «Беларусь» в Египте, грузовых автомобилей «МАЗ» в Иране и Египте. Ведется проработка налаживания сборки белорусских тракторов в Иране, Сирии и КНР.

Перспективность данного направления сотрудничества для целей наращивания экспорта увеличивается в связи с завершением создания ряда региональных зон свободной торговли, включая зону свободной торговли стран АСЕАН (АФТА) и Арабскую зону свободной торговли (АЗСТ). Планируемое увеличение поставок белорусской техники - как готовой продукции, так и машинокомплектов, обеспечение поставок гарантийным и постгарантийным сервисом позволяет создать основу для значительного и устойчивого роста нашего экспорта на рынки конкретных стран, а также других участников соответствующих региональных объединений.

Мы также весьма заинтересованы в осуществлении совместных наукоемких проектов с использованием белорусских технологий, реализации лицензий на разработки ученых Беларуси и выполнении исследований на контрактной основе. В этой связи перспективным видится сотрудничество с наиболее развитыми странами Азии и Африки, прежде всего - с Японией, Китаем, Республикой Кореей, Индией, Египтом, ЮАР. Особый интерес могут вызвать прикладные научные разработки по химии, информационным и лазерным технологиям, генной инженерии, передовым методам животноводства, повышению надежности и долговечности машин, порошковой металлургии. По целому ряду этих направлений уже достигнут существенный прогресс в работе с иностранными партнерами.

Существуют хорошие возможности для восстановления и развития сотрудничества в области образования. Наши учебные заведения заслуженно пользуются авторитетом за высокое качество обучения. Система образования Беларуси располагает высококвалифицированными кадрами, которые могли бы работать в учебных заведениях азиатских и африканских государств на контрактной основе.

В области здравоохранения взаимовыгодное сотрудничество может осуществляться за счет командирования в азиатские и африканские страны на контрактной основе медицинского персонала, развертывания полевых госпиталей, оказания консультативных услуг врачами-специалистами при местных клиниках.

Перспективными представляются развитие контактов в области туризма и культуры, активизация межмуниципальных и межрегиональных связей, создающих климат доверия, открытости и партнерского взаимопонимания.

Таким образом, потенциал и перспективы развития сотрудничества Беларуси со странами Азии и Африки весьма значительны. Мы с оптимизмом смотрим в будущее наших двусторонних отношений и убеждены в том, что их углубление и наполнение конкретным содержанием отвечает коренным интересам как Беларуси, так и наших зарубежных партнеров.[17] (Таблица 10)

2.3 Торгово-экономическое сотрудничество РБ со странами североамериканского континента

Среди торговых партнеров Республика Беларусь в дальнем зарубежье Соединенные Штаты Америки по товарообороту находятся на восьмом месте. А по объему инвестиций в белорусскую экономику - на абсолютном первом (среди всех стран). Между Беларусью и США действует восемь межправительственных соглашений в области экономического сотрудничества, содействия банковской деятельности, защиты инвестиций, сокращения стратегических вооружений и нераспространения оружия массового поражения, научно-технического сотрудничества и в других сферах.

Соединенные Штаты являются самым крупным инвестором в Беларуси. На 1 января 2003 года в нашей стране зарегистрировано 223 совместных и 273 иностранных предприятий с участием американского капитала. Больше всего американских инвестиций вложено в СП ОАО «Спартак», лечебно-коммерческое СП «Белдентко», ИП «Ресторан Макдональдс», ОАО «Могилевский металлургический завод». [10, с. 16-17]

В торговле с Канадой Беларусь пользуется режимом общих преференций, ограничения на ввоз белорусской продукции в страну практически отсутствуют. Дипломатические отношения между двумя странами сложились 15 апреля 1992 года. В апреле 1997 года открыто Посольство Республики Беларусь в Оттаве - и с этого момента двусторонние отношения получили заметный импульс. Объемы взаимной торговли пока еще не велики, но тенденция ее роста вполне очевидна.

По итогам 2005 года объем товаров равнялся $12,8 млн, экспорт из Беларуси в Канаду несколько снизился и составил $7,6 млн (90,5% к уровню прошлого года). В то же время радует тот факт, что перечень поставляемой продукции значительно расширился - в номенклатуре белорусского экспорта в Канаду появилось 37 новых статей. Экспорт из Беларуси в Канаду включает в себя 138 товарных позиций.

Сегодня МИД и Посольство Беларуси в Канаде проводят целенаправленную работу по наращиванию белорусского экспорта в эту страну и привлечению канадских инвестиций в белорусскую экономику. Прежде всего, идет поиск новых партнеров для отечественных товаропроизводителей, а также закрепляются уже имеющиеся позиции на канадском рынке.

Целесообразно увеличивать экспорт в Канаду отдельных видов пищевых продуктов - кондитерских изделий, хлеба и мучных изделий, минеральной воды и др. Хороший темп набрали поставки товаров из дерева; книги, брошюры. В числе новых экспортных позиций - некоторые изделия из черных металлов, машины и аппараты.

Серьезные возможности открываются для тех товаров, которые поступают в Канаду через третьи страны. Здесь белорусским производителям стоило бы тщательно изучить механизмы распределения своей экспортной продукции. В частности, основу для дальнейшей диверсификации белорусского экспорта в Канаду могли бы составить такие виды товаров, как металлокорд, шины, мебель, подшипники, линзы, зеркала, льняные ткани, ручные пилы, трактора и другая продукция. [11, с. 18-19]


2.4 Внешняя торговля РБ со странами СНГ

В последние 4 года в государствах, формирующих Единое экономическое пространство, наблюдается значительное ускорение темпов роста экономики, что обусловлено как благоприятной экономической конъюнктурой, так и динамичным расширением внутреннего спроса. Это связано с макроэкономической стабилизационной политикой государств-участников ЕЭП, консолидацией национального бизнеса и повышением его конкурентоспособности.

Республика Беларусь и Республика Казахстан являются приоритетными торговыми партнерами. Взаимные экономические интересы обоих государств обусловлены исторически сложившимися производственными, хозяйственными и техническими связями многих отраслей экономики, объективной необходимостью их сохранения и дальнейшего развития на взаимовыгодной и равноправной основе.

Во внешней торговли Республики Беларусь со странами СНГ Республика Казахстан является третьим по значению торговым партнером (после России и Украины) и с точки зрения открытия новых рынков представляет особый интерес в развитии торгово-экономического сотрудничества.

Товарооборот между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан в 2004 году составил 144,8 млн. долл. США (увеличился на 78,7%). Экспорт составил 121,3 млн. долл. США (увеличился на 78,2%). Импорт составил 23,5 млн. долл. США (вырос на 81%).

Сальдо торгового баланса для Беларуси сложилось положительное в размере 97,8 млн. долл. США.

В последние четыре года особое внимание уделяется Казахстаном активизации международного сотрудничества, в том числе с Беларусью. Это касается увеличения поставок в Казахстан разнообразной продукции, в том числе сельхозтехники, различного оборудования, строительных материалов и т.д. В связи со значительным объемом строительно-монтажных работ в Казахстане уже наблюдается дефицит высококвалифицированных кадров, который мог бы быть восполнен за счет белорусов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.