Рефераты. Внешнеэкономические связи Республики Беларусь в рамках СНГ

В октябре 2000 года был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. Статус наблюдателей предоставлен Армении, Молдове и Украине.

Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза и Единого экономического пространства, координация подходов государств к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.

В сентябре 2003 года подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана и Украины, которое в свою очередь должно стать базой для возможного будущего межгосударственного объединения - Организации региональной интеграции (ОРИ). В ЕЭП объединяются страны с наиболее мощным экономическим потенциалом, на долю которых приходится более 92 % ВВП, 89 - товарооборота, 78 - населения и 93 % территории всех государств-участников СНГ.

Эти четыре государства («четверка») намерены создать в пределах своих территорий единое экономическое пространство для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При этом ЕЭП рассматривается как более высокий уровень интеграции по сравнению с зоной свободной торговли и таможенным союзом. Предусматривается образовать единую регулирующую межгосударственную независимую комиссию по торговле и тарифам, добиться гармонизации экономического законодательства, что должно способствовать всем формам торгового и производственного сотрудничества между интегрирующимися странами.

Для реализации Соглашения разработан и согласован комплекс основных мер по формированию ЕЭП, включающих мероприятия: по таможенно-тарифной политике, разработке правил по применению количественных ограничений и мер административного характера, специальных защитных и антидемпинговых мер во внешней торговле; регулированию технических барьеров в торговле, включая санитарные и фитосанитарные меры; порядку транзита товаров из третьих стран (в третьи страны); конкурентной политике; политике в сфере естественных монополий, в области предоставления субсидий и государственных закупок; налоговой, бюджетной, денежно-кредитной и валютной политике; по сближению экономических показателей; инвестиционному сотрудничеству; торговле услугами, перемещению физических лиц.

Одним из основополагающих условий формирования Единого экономического пространства четырех государств является учет принципов и правил ВТО. Соглашением предусмотрено, что в случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее остальных оно должно содействовать скорейшему присоединению к ВТО других стран-участниц, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.

В рамках СНГ образованы и функционируют и другие субрегиональные объединения:

- Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), которое сформировано на основе /Договора от 30 апреля 1994 года (город Чолкон-Ата) между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном. В марте 1998 года в члены ЦАЭС вступил Таджикистан;

- ГУ У AM, представляющее собой неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы на основе Декларации, подписанной президентами этих стран 24 апреля 1999 года (город Вашингтон).

Заключая двусторонние соглашения и создавая региональную группировку внутри СНГ, отдельные страны Содружества ведут поиск наиболее оптимальных форм объединения своих потенциалов для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальных экономик, так как интеграционные процессы в Содружестве в целом происходят недостаточно активно.

При выполнении принимаемых в СНГ многосторонних договоров и соглашений преобладает принцип целесообразности, государства-участники выполняют их в пределах, выгодных для себя. Одним из основных препятствий экономической интеграции является несовершенство организационно-правовой основы и механизмов взаимодействия участников Содружества.

Существенно ограничивают возможности интеграции в странах Содружества экономические и социальные условия отдельных государств, неравномерность распределения экономического потенциала, усиливающаяся недостатком топливно-энергетических ресурсов и продовольствия, противоречия между целями национальной политики и интересами МВФ, Мирового банка, неунифицированность национальных правовых баз.

Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (пункт 4.1), утвержденной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Содружества предусмотрена отмена действующих ограничений режима свободной торговли, а Планом основных мероприятий по реализации указанной Концепции (пункт 1.2) - постоянное проведение работ по ликвидации тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, а также ежегодный анализ практики применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

Исполнительный комитет СНГ осуществляет ежегодный мониторинг применения вышеуказанных ограничений во взаимной торговле.

В рамках СНГ разработан План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств - участников СНГ в экономической сфере в 2003-2010 годах (далее - План), утвержден Решением Совета глав государств СНГ от 19 сентября 2003 года о завершении формирования зоны свободной торговли и развитии взаимодействия государств - участников СНГ в экономической сфере.

Решение подписали все государства - участники СНГ, кроме Туркменистана. Азербайджанская Республика подписала документ с особым мнением. Указанным Решением поручено ежегодно информировать Совет глав государств СНГ о ходе реализации Плана.

Цель реализации мероприятий Плана - через взаимодействие и объединение усилий государств - участников СНГ последовательно наполнить работу Содружества предметным содержанием, сосредоточиваться на тех направлениях, где совместные усилия способны дать наибольший эффект и обеспечить адаптацию к политическим и экономическим реалиям современного мира, эффективно использовать преимущества глобализации, прежде всего в экономической и социальной сферах. Фактически указанный План с момента утверждения является основополагающим документом СНГ в экономической сфере на среднесрочную перспективу.

План содержит 68 мероприятий. Ответственными исполнителями являются:

- государства - участники СНГ и национальные министерства, ведомства и организации государств Содружества - 35 мероприятий (52%);

- органы отраслевого сотрудничества СНГ - 24 мероприятия (35%);

- другие исполнители (Исполком СНГ, Экономический совет СНГ, СГГ, СГП, СМИД; МПА СНГ; Статкомитет СНГ- 9 мероприятий (13%)

Перед государствами-участниками Содружества стоит сложная взаимосвязанная задача преодоления угрозы его разобщения и использования преимуществ развития отдельных группировок, которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия, служить примером интеграции для других стран СНГ.

Дальнейшее развитие интеграционных связей стран-участниц СНГ может быть ускорено при последовательном и поэтапном формировании общего экономического пространства на основе создания и развития зоны свободной торговли, платежного союза, коммуникационного и информационного пространств, совершенствования научно-технического и технологического сотрудничества. Важной проблемой является интеграция инвестиционного потенциала стран-участниц, оптимизация перетока капитала в рамках Сообщества.


2 Внешнеэкономические связи Республики Беларусь со странами,

входящими в СНГ на современном этапе

Сотрудничество в сфере торговли между странами СНГ характеризировалось следующими показателями.

Объем взаимного товарооборота государств - участников СНГ в 2007 году по сравнению с 2006 годом вырос на 30,5 % и достиг 191 950,3 миллион долларов. Взаимная торговля государств - участников СНГ в 2007 году развивалась более интенсивно, чем в предыдущем году.

Темпы роста торговли с государствами - участниками СНГ опережали на 4,8 процентного пункта этот показатель со странами дальнего зарубежья (в 2006 году наблюдалась противоположная картина - темпы роста торговли со странами дальнего зарубежья опережали на 4,6 процентного пункта рост торговли с государствами - участниками СНГ), что вызвано в основном более интенсивным ростом торговых операций между государствами - участниками СНГ, чем с другими странами мира. Так, например, торговые операции Республики Армения с остальными государствами - участниками СНГ возросли на 58,7 %, а со странами дальнего зарубежья возросли на 32,1 %, Кыргызской Республики - на 52,6 и 27,8 % соответственно.

Доля взаимной торговли составила 23,1 % общего объема внешнеторговых операций, в том числе доля взаимного экспорта - 19,3 % общего объема экспорта (в 2006 году - 17,5 %), доля взаимного импорта - 28,5 % общего объема импорта (в 2006 году - 30,6 %).

Объем взаимной торговли Республики Беларусь в 2007 году составил 30 228,8 миллионов долларов, что превысило уровень 2006 года на 30,7 %. При этом экспорт увеличился на 30,5 % и составил 11 231,3 миллионов долларов (в 2006 году - 8 608,8 миллионов долларов), а импорт - на 30,9 % и составил 18 997,5 миллионов долларов (14 511,7 миллионов долларов).

Взаимная торговля составила 57,0 % общего объема внешней торговли Беларуси (в 2006 году - 54,9 %), в том числе взаимный экспорт в общем объеме экспорта - 46,1 %, взаимный импорт - 66,3 % (43,6 и 64,9 % соответственно).

Удельный вес Беларуси в общем объеме взаимной торговли составил 15,7%, в том числе в общем объеме взаимного экспорта - 12 % (в 2006 году - 12,0 %), взаимного импорта - 19,3 % (19,2 %).

Основными торговыми партнерами Беларуси среди государств - участников СНГ были Россия и Украина.

Экспорт в государства - участники СНГ в 2008 году увеличился на 28,4 % (на 3 184,9 млн. долларов) и составил 14 406,3 млн. долларов. По сравнению с 2007 годом доля экспорта в государства - участники СНГ сократилась с 46,2 до 43,8 %, в том числе в торговле с Российской Федерацией - с 36,6 до 32,2 %.

В торговле с государствами - участниками СНГ стоимостный объем импорта увеличился на 37 %, или на 7 038 млн долларов, в торговле со странами вне СНГ стоимостный объем закупок вырос на 38,8 %, или на 3 751,8 млн. долларов

В общем объеме импорта доля государств - участников СНГ составила 66 % (в 2007 году - 66,3 %), в том числе Российской Федерации - 59,8 % (в 2007 году - 60 %).

Основным торговым партнером Республики Беларусь является Российская Федерация - 32,2 % общего объема экспорта и 59,8 % импорта.

По итогам внешней торговли за 2008 год экспорт в Российскую Федерацию составил 10,6 млрд. долларов и увеличился по сравнению с 2007 годом на 1,7 млрд. долларов, или на 19,2 %. Импорт из Российской Федерации составил 23,6 млрд. долларов и увеличился по сравнению с 2007 годом на 7 млн. долларов, или на 37,2 %.

Аналитическую информацию по торговому сотрудничеству стран СНГ можно посмотреть в Таблице 1.

В Москве 5 марта 2010 года состоялось 45-е заседание Экономического совета СНГ. В повестку дня Экономсовета СНГ было включено 16 вопросов. По всем из них приняты согласованные решения. Совет глав правительств СНГ утвердил Стратегию экономического развития Содружества на период до 2020 года и План мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) Стратегии. Это документы, которые определяют приоритетные направления деятельности государств СНГ, органов отраслевого сотрудничества СНГ на ближайшую и среднесрочную перспективу.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.