С одной стороны, для США и других индустриальных стран появилась благоприятная возможность использовать временное ослабление напряжённости на мировом рынке нефти для дальнейшего последовательного осуществления мероприятий энергосберегающей политики, реконструкции и структурной перестройки энергоёмких отраслей (например, производства стали и алюминия), внедрения энергосберегающих технологий, ослабления зависимости от импорта нефти из стран ОПЕК. Успешное использование этой возможности может гарантировать странам-импортёрам нефти, что по крайней мере в ближайшей перспективе обострение энергетической напряжённости не станет тормозом экономического роста.
С другой стороны, падение уровня нефтяных цен в краткосрочной перспективе может привести к ослаблению усилий США и других индустриальных стран по более эффективному использованию энергии и развитию её альтернативных источников.
В настоящее время трудно прогнозировать развитие мирового рынка нефти даже в краткосрочном плане. Вместе с тем можно обратить внимание на следующие тенденции:
· На многих месторождениях за пределами Ближнего Востока происходит снижение нефтедобычи
· Наблюдается резкое замедление темпов увеличения мировых разведанных запасов нефти
· Большая часть разведанных запасов нефти находится в странах Ближнего Востока, а доля стран ОПЕК на мировом рынке нефти в последнее время возросла.
Динамика мировых цен на нефть в обозримой перспективе будет в очень большой степени зависеть от политической напряжённости в основных нефтеэкспортирующих районах, прежде всего на Ближнем и Среднем Востоке. После событий 11 сентября США заметно укрепили свои позиции в нефтеносных районах Ближнего Востока и Персидского залива, разрубив узел арабской солидарности. Вместе с тем в случае любого усиления нестабильности в межгосударственных отношениях этого региона очередной политический кризис может привести к резкому дисбалансу спроса и предложения, следствием чего может стать очередной скачок цен на энергоносители.
2.2 Позиция США на мировом рынке нефти
Не секрет, что Соединенные Штаты считают основой своего процветания стабильное экономическое развитие. Немаловажным обстоятельством, позволившим добиться доминирования над мировой экономикой, была их способность контролировать мировой рынок энергоносителей и в особенности нефти. Основой такого положения стали стратегические отношения США – крупнейшего импортера нефти – с Саудовской Аравией – крупнейшим производителем этого сырья.
В этой связи необходимо отметить уникальную нефтяную политику, проводимую Саудовской Аравией, основанную на поддержании определенного уровня незадействованных мощностей. Целью этого является сохранение определенного уровня цен на нефть, который не будет способствовать росту добычи нефти из альтернативных источников с более высокими эксплуатационными и транспортными издержками и в то же время позволит Королевству получать максимально возможную прибыль от экспорта нефти. Незадействованные мощности в этой связи необходимы для того, чтобы Саудовская Аравия была в состоянии быстро увеличивать производство нефти, если цена на нее будет слишком высока. В 2003 г. объем таких мощностей в Саудовской Аравии приближался к 3 млн. баррелей в день, чего было достаточно, чтобы полностью возместить нефтяной экспорт любой страны, за исключением России.
Саудовская Аравия неоднократно доказывала свою способность поддерживать стабильность на мировом рынке нефти. Так, например, в августе 1990 г., когда Ирак вторгся на территорию Кувейта, Королевство в течение трех месяцев увеличило производство сырой нефти с 5,4 млн. баррелей в день до 8,6 млн. Надо также отметить, что за первую половину 1990-х гг. Саудовская Аравия ввела в строй объем мощностей по добыче нефти, позволившей ей довести свой производственный потенциал до 10 млн. баррелей в день с 7 млн. баррелей.
Такая стратегия не только позволяет Саудовской Аравии контролировать цены на нефть, но также является определяющим фактором заинтересованности США в поддержании тесных контактов с Королевством для обеспечения своей энергетической стабильности. Это является краеугольным камнем саудовско-американских отношений. Именно на резервные мощности Королевства во многом опирается американская нефтяная политика. В свою очередь Саудовская Аравия в обмен на поддержание стабильности на мировом рынке нефти получает от США не только содействие в деле сохранения стабильности в регионе, но и политическую поддержку легитимности саудовской монархии. Именно поэтому экспорт нефти в США так важен для Саудовской Аравии. К примеру, «Сауди Арамко» – государственный монополист в сфере нефтедобычи – при поставках в США получает на 1 долл. за баррель меньше, чем при экспорте в Европу и Восточную Азию. Общая сумма такой «субсидии» Соединенным Штатам со стороны Саудовской Аравии достигает 620 млн. долл. в год.
Более того, США не являются сторонником как высоких цен на нефть (более 30 долл. за баррель), так и низких (менее 10 долл. за баррель). Так, в условиях высоких цен падает экономическая активность, а при низких ценах США ощущают растущую конкуренцию со стороны Европейского союза и других стран мира, экономика которых в большей степени зависит от обеспеченности нефтью. В 2005 г. доля нефти в общем энергопотреблении США составила 30%, тогда как аналогичный показатель для ЕС достиг 55%, для Японии – 52%.
Таким образом, роль Саудовской Аравии в стратегических связях с США не ограничивается лишь обеспечением их энергетической безопасности, но также включает в себя содействие в повышении глобальной конкурентоспособности Соединенных Штатов путем поддержания цен на нефть в границах 15–30 долл. за баррель, что может потребовать от Саудовской Аравии значительного сокращения производства нефти, если цена на нее упадет ниже необходимого уровня, и наоборот – увеличения добычи при росте цены.
США в свою очередь фактически способствовали тому, что Саудовская Аравия стала страной, которая единолично контролировала мировой рынок нефти, введя санкции против таких стран, как Ирак, Иран и Ливия. Такие санкции в Иране и Ливии в значительной мере способствовали снижению инвестиционного интереса к нефтедобывающей отрасли этих стран. Что касается Ирака, то в результате американского экономического эмбарго уровень добычи нефти в этой стране оставался неизменным на протяжении почти 10 лет. Все это привело к тому, что Саудовская Аравия обладала в начале 2005 г. почти половиной всех незадействованных мощностей по добыче нефти в мире и как следствие доминировала на мировом рынке нефти.
Однако наступление XXI века ознаменовалось кардинальными изменениями на мировом рынке нефти. Так, террористические акты 11 сентября 2001 г. в США непосредственно затронули отношения Соединенных Штатов с Саудовской Аравией. В результате обострения политических отношений между этими странами мировой рынок нефти вступил в период нестабильности и непредсказуемости. Осенью 2004 г. цены на нефть превысили 50 долл. за баррель на лондонской бирже, а на американской достигали 56 долл. за баррель. Рост цен за период январь–октябрь 2004 г. составил 19 долл. за баррель (60%).
Добыча нефти странами ОПЕК в апреле 2004 г. составила 23,5 млн. баррелей в день, однако повышения квот, вступившие в силу с 1 июля и 1 августа 2004 г., увеличили этот показатель до 26 млн. баррелей в день. По заявлениям президента ОПЕК, фактическая добыча достигала 30 млн. баррелей в день, а незадействованные мощности находились на уровне 1–1,5 млн. баррелей.
В целом цены на нефть увеличивались постепенно на протяжении 2003–2004 гг. при том, что на рынке не наблюдалось нехватки нефти. Так, предложение нефти превысило спрос более чем на 1 млн. баррелей в день во втором и третьем кварталах 2004 г. По словам президента ОПЕК, сложившаяся ситуация на рынке нефти не обусловлена соотношением спроса и предложения. Экономическими стимулами к увеличению цен на нефть стали высокие темпы экономического роста в мире вкупе с ограниченностью возможностей по дальнейшему наращиванию добычи нефти. Впервые в истории цены на нефть стали расти сразу после того, как экономический спад достиг своей низшей точки, тогда как ранее это происходило незадолго до того, как экономическое развитие достигало своего пика. В этой связи ожидается, что цены на нефть не будут падать в ближайшем будущем, ибо ничто пока не указывает на то, что темпы мирового экономического роста станут снижаться.
Причиной процессов, происходящих сейчас на мировом рынке нефти, являются коренные структурные изменения, которые были обусловлены недостаточным инвестированием в нефтедобычу на протяжении 10 последних лет. Так, в настоящее время незадействованные мощности по добыче нефти – основной инструмент поддержания стабильности на мировом рынке нефти – находятся на низшем уровне за последние 30 лет.
Таким образом, Саудовская Аравия впервые утратила контроль над мировым рынком нефти. Для стабилизации ситуации на мировом рынке нефти необходимо довести объем незадействованных мощностей до 3 млн. баррелей в день. Для обеспечения необходимого уровня капиталовложений в нефтедобывающую отрасль необходимо пересмотреть ценообразование на рынке нефти, так как уровень цен, считавшийся равновесным на протяжении последних 10–15 лет (около 20 долл. за баррель), в текущих условиях не позволит рынку сохранять равновесие не только в среднесрочном, но и в краткосрочном периодах. ОПЕК необходимо определить такой уровень цен на нефть, который с одной стороны – может устраивать страны-импортеры нефти и не оказывать значительного негативного влияния на мировое экономическое развитие, а с другой – будет достаточен для создания инвестиционного интереса в сфере нефтедобычи и обеспечит страны-экспортеры необходимыми финансовыми ресурсами для осуществления таких капиталовложений. В результате на конференции нефтяного картеля, состоявшейся в январе 2005 г., было принято решение об отмене существующего ценового коридора в 22–28 долл. за баррель из-за его несоответствия текущим реалиям.
По мнению министра энергетики Кувейта, для того, чтобы стабилизировать ситуацию на нефтяном рынке, стоимость барреля нефти должна составлять 32–35 долл. В то же время Катар и ОАЭ требуют поднять ценовой коридор до 30–38 долл. за баррель. Саудовская Аравия в свою очередь, действуя в русле стратегических отношений с США, считает текущие цены на нефть завышенными, однако даже Королевство склонно рассматривать бывшую верхнюю границу коридора ОПЕК в 28 долл. за баррель в качестве новой отправной точки. Таким образом, несмотря на то, что Саудовская Аравия отстаивает интересы Соединенных Штатов, очевидно, что это происходит в большей степени по инерции и из-за высокой зависимости Королевства от США в сфере обеспечения безопасности в регионе. Саудовская Аравия активно ищет новых партнеров на мировой арене, чтобы заменить Соединенные Штаты. Такими партнерами могут стать ЕС, Китай и даже Россия.
В свою очередь Соединенные Штаты также активно заняты поиском альтернативы Саудовской Аравии, несмотря на то, что в настоящее время только Королевство способно стабилизировать ситуацию на мировом рынке нефти. Одной из мер в этом направлении была военная кампания США в Ираке. Свержение режима Саддама Хусейна в Ираке привело к прекращению дестабилизирующего влияния Ирака на мировые нефтяные цены. В то же время непосредственно до начала военной кампании в Ираке режим Саддама Хусейна обвинил США в том, что основной причиной их вторжения в страну было желание контролировать нефтяные ресурсы Ирака. Это обвинение получило широкий резонанс по всему миру. Многие эксперты полагают, что Соединенные Штаты таким образом предприняли попытку найти стратегическую замену Саудовской Аравии в сфере нефтедобычи.
Так, Ирак занимает второе место в мире по разведанным запасам углеводородного сырья после Саудовской Аравии (112,5 млрд. баррелей или 10,6% мировых запасов). Теоретически, получив контроль над нефтедобычей в этой стране, США могли бы сделать Ирак своим стратегическим союзником на мировом рынке нефти. Это было бы возможно благодаря тому, что только Ирак обладает достаточными запасами нефти и стоимость добычи этого сырья здесь не превышает аналогичный показатель в Саудовской Аравии, что позволило бы Ираку выдержать ценовую войну с Королевством и даже компенсировать в дальнейшем возможную остановку экспорта нефти из Саудовской Аравии. В Соединенных Штатах уже звучали предложения начать военную кампанию против Саудовской Аравии, однако американские высшие должностные лица поспешили указать на свое неприятие этой инициативы. Тем не менее, если США все же приняли бы решение о введении войск на территорию Королевства, именно Ирак в перспективе смог бы обеспечить недостающий уровень добычи нефти, который возник бы вследствие остановки производства нефти в Саудовской Аравии.
Однако внутренняя нестабильность, продолжающиеся теракты на нефтедобывающих мощностях и трубопроводах в Ираке ведут к тому, что международные нефтяные компании предпочитают воздерживаться от инвестирования в эту страну, и как следствие – резкий рост добычи нефти представляется маловероятным.
Заключение
Следовательно, в настоящее время ни одна страна в мире не в состоянии поддерживать стабильность на мировом рынке нефти. Соединенным Штатам, испытывающим все возрастающую конкуренцию со стороны ЕС и азиатских стран, для сохранения своего глобального экономического лидерства необходимо восстановить контроль над мировым рынком нефти. В текущих условиях они смогут добиться этого, только восстановив и укрепив стратегические отношения с Саудовской Аравией. В то же время аравийская монархия, в силу неприятия местным населением таких отношений, постоянного давления со стороны США и американских обвинений в поддержке международного терроризма, стремится найти альтернативу американскому присутствию в регионе. Таким образом, вполне вероятна ситуация, когда мы станем свидетелями перераспределения сил на мировом рынке нефти и Соединенные Штаты потеряют свой многолетний контроль над мировым рынком энергоносителей.
Краткосрочные перспективы развития американской экономики будут определяться сложным взаимодействием многих факторов. Как было показано, большую роль в этом будет играть и мировой рынок нефти. Выход на новую траекторию экономического роста, по-видимому, будет непростым и потребует больше времени, чем предполагалось ранее. Однако накопленный в предыдущее десятилетие завидный экономический потенциал, а также высокая эффективность американской модели экономического развития в конечном итоге позволят стране преодолеть нынешние экономические трудности.
Список использованной литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения.– М.:2004.
2. Давыдов А.Ю. «Экономика США: потенциал роста» // США – Канада. 2006. №2. – С.27.
3. Даниелов А.Р. // США Канада, 2004, №2, С86
4. Дейкин А.И // США, 2003, №5, С.3
5. Дейкин А.И // США Канада, 2004, №1, С16
6. Кременюк В.А // США Канада, 2005, №1, С33
7. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н.– М.: Флинта, 2000.
8. Сборник научных трудов. «Современные проблемы мировой экономики» под редакцией Ашимбаева М.С. – Алматы: Дайк-Пресс, 2004.
9. Смаилова Г.А. «Основные тенденции развития мирового рынка прямых иностранных инвестиций в 2004-2006 гг.».
10. Стрыгин А.В. Мировая экономика.– М.: Экзамен, 2000
11. Экономика США. Под редакцией Супяна В.Б. – СПб: Питер, 2003
12. Обзоры мировой экономики компании Интраст за 2004 -2006 гг. www.intrast.ru
13. Обзоры мировой экономики Центра Развития за 2004 -2006 гг. www.dcenter.ru
14. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран. Под ред. Колесова В.П., Осьмовой М.Н.– М.: Флинта, 2000.
15. «World Trade Report 2004: exploring the linkage between the domestic policy environment and international trade». – WTO, Geneve. 2004.
16. Trade and Development Report, 2004. – UNCTAD, Geneva. 2004.
17. «Global Economic Prospects: trade, regionalism and development». – World Bank, Washington, 2004.
Страницы: 1, 2, 3