Рефераты. Венесуэла: новая политическая система и становление российско-венесуэльских отношений

Между тем, в начале 2008 г. Уго Чавес сделал ряд признаний, в которых говорил о готовности прислушаться к народу, отказаться от конфронтационного руководства и готовности к компромиссам: «Мы должны искать союзы со средними слоями, даже с буржуазией. Мы не должны придерживаться тезиса, будто они потерпели крах во всем мире, и по этой причине ликвидировать частную собственность»[31]. Затем в передаче «Алло, президент!», развивая свои идеи, он сказал: «Мы говорим добро пожаловать всем патриотическим и националистическим секторам. Не только тем, кто носит красные рубахи. Мы должны объявить войну сектантству и экстремизму тех, кто хочет быть святее Папы»[32]. Чавес также признал, что ставил перед своим правительством завышенные и практически невыполнимы задачи и подчеркивал: «Это было одной из моих ошибок. Я обязан притормозить процесс»[33].

В заключении, прогнозируя дальнейшее развития страны и решение возникающих с этим сложностей, можно сказать, что нынешнее положение Венесуэлы диктует Чавесу следующие альтернативы: или скорректировать направления политики, учитывая появившиеся ранее сложности в различных сферах общественной деятельности, или продолжать реализовывать политику жесткого контроля над жизнью общества. Вместе с тем, не стоит забывать, что Чавес, несмотря на впечатляющую карьеру, относительно молодой лидер, который путем политического маневрирования и дипломатии профессиональных политиков может добиться стабилизации положения в стране и разрешения всех противоречий.


Глава 2. Отношения России и Венесуэлы


2.1 Начало отношений между Россией и Венесуэлой


Новое правительство Уго Чавеса после прихода к власти начало активно участвовать в региональных и мировых процессов, выступая за построение многополярного мира, отказ от применения силы в разрешении международных конфликтов, принцип национального суверенитета и территориальной целостности. Такая динамичная внешняя политика способствует обеспечению интересов страны, укреплению ее международного авторитета и становлению в качестве одного из лидеров развивающихся стран.

В это же время Российская Федерация, активизируя внешнюю политику в Латинской Америке и сотрудничая со многими государствами, например, с Бразилией, Аргентиной и Колумбией, укрепляет дипломатические отношения и с Венесуэлой. В своем приветствии венесуэльскому президенту во время его визита в Москву в мае 2001 г. В.В. Путин сказал: «Сотрудничество с Венесуэлой является основополагающим элементом взаимоотношения России с Латинской Америкой»[34]. Анализ договоренностей, подписанных между странами во время первого этапа развития отношений, указывает на «совпадение либо близость позиций по ключевым вопросам мирового развития»[35]. «Обе страны договорились прилагать усилия для становления многополярного и ненасильственного миропорядка, базирующегося на принципах невмешательства во внутренние дела, равноправия и суверенного равенства государств, мирного урегулирования споров, неприменения силы или угрозы ее применения, территориальной целостности и политической независимости»[36]. Чавес выразил суть новых российско-венесуэльских отношений как «стратегический союз, способный оказать влияние на геополитику»[37].

Одним из главных рычагов внешней политики России и Венесуэлы является энергетическая составляющая. Изучение второго этапа взаимодействия показал, что обе страны углубили сотрудничество по добыче и экспорту углеводородного сырья, было продлено давно действующее соглашение о том, чтобы Венесуэла осуществляла поставки оплаченной Россией нефти на Кубу, а Российская Федерация в том же объеме выполняла венесуэльские обязательства к западноевропейским государствам, значительно сокращая, таким образом, время поставки и транспортные расходы[38]. Кроме того, было налажено широкое техническое сотрудничество по добыче и поставке нефти, что очень важно для обеих стран и помогает не отставать от научного прогресса в области этих технологий и, таким образом, удовлетворять требованиям потребителей нефтепродуктов из высокоразвитых стран.

Третий этап расширения дипломатического сотрудничества начался после встречи в Москве в ноябре 2004 г. российских и венесуэльских бизнесменов и государственных чиновников, которые работают в области добычи нефти. На этой встрече Чавес пригласил российских предпринимателей инвестировать в венесуэльскую экономику и конкретно в нефтедобывающую промышленность. Тогда же Российская Федерация подтвердила свое участие в обновлении 150 нефтеперерабатывающих заводов в Каракасе, в строительстве газопровода, проходящего по всей Южной Америке и в строительстве огромного комбината для производства бокситов и алюминия[39].

Однако это направление внешней политики Венесуэлы, связанное с нефтяным сотрудничеством, критикуется как оппозицией Чавеса, так и многими исследователями в области международных отношений. Так, М.Л. Чумакова констатирует, что «нефтедолларовая дипломатия Чавеса превратилась в средство для привлечения союзников»[40] и применяет к его режиму термин «petroestado» (государство, функционирующее за счет нефтедолларов) и считает, что его возможности ограничены. По ее мнению, «боливарийский проект с его методами давления на оппозицию и мобилизаций сторонников режима на борьбу с последней привел к сужению гражданских и политических свобод».

Тем не менее, взаимоотношения между Россией и Венесуэлой продолжали развиваться, и четвертый этап сотрудничества ознаменовался совместном заявлением российского и венесуэльского президентов о «борьбе с преступностью, распространением наркотиков, терроризмом и другими болезнями века»[41].

Несмотря на мировой финансовый кризис, отношения между странами продолжали развиваться, хотя сотрудничество во время пятого этапа больше опиралось на экономический сектор[42]. Динамика межправительственных контактов показывает, что пик экономических отношений этого этапа пришелся на 2008 г., но в 2009 г. началось падение показателей российско-венесуэльской торговли в связи с упомянутым ранее мировым финансовым кризисом. По данным Федеральной таможенной службы, за 10 месяцев 2009 г. товарооборот сократился почти в 3 раза — до 275,8 млн. долл. против 787,5 млн. долл. за 10 месяцев 2008 г. Главной причиной сокращения товарооборота стало падение в 2,9 раза российского экспорта — до 275,5 млн. долл. против 787,1 млн. долл. за аналогичный период 2008 г. Объемы импорта из Венесуэлы сократились незначительно, но в абсолютном выражении остались на том же низком уровне - 0,3 млн. долл.[43].

Одним из новых и важных для венесуэльской стороны аспекта российско-венесуэльских отношений является установление и развитие военно-технического сотрудничества. Намечается довольно широкий спектр этого сотрудничества — от поставки российских вертолетов до строительства российскими специалистами космодрома в Венесуэле. Хотя сам Чавес и другие высшие венесуэльские функционеры постоянно подчеркивают, что основное в экономическом сотрудничестве двух стран — это энергетические и торговые договоры, именно российские поставки вооружения для Каракаса занимают первое место в медийных публикациях и информациях о двусторонних отношениях[44].

Анализируя военное сотрудничество, можно отметить, что в конце 2008 г. Россия провела воздушное патрулирование вдоль побережья Южной Америки и маневры флотов. Два стратегических бомбардировщика ВВС России Ту-160 совершили посадку на военном аэродроме Либертадор в Венесуэле и в течение нескольких дней выполняли учебно-тренировочные полеты над нейтральными водами. Прошли совместные маневры отряда боевых кораблей Северного флота в составе тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий» ВМФ в Карибском море[45].

В целом 2007 - 2008 гг. Москва продала Каракасу боевой техники на 4 млрд. долл. В конце 2009 г. Россия выделила Венесуэле оружейный кредит еще на 2,2 млрд. долл. Известно, что Уго Чавес намерен потратить на перевооружение армии в ближайшие 3 года до 30 млрд. долл.[46]

23 июня 2009 Россия и Венесуэла заключили межправительственное соглашение об учреждении Российско-Венесуэльского банка со штаб-квартирой в Москве. Соответствующий документ был подписан заместителем министра финансов РФ Дмитрием Панкиным и заместителем министра экономики и финансов Венесуэлы Густаво Эрнандесом. Новый банк создается на базе Еврофинанс-Моснарбанка и будет финансировать совместные проекты и программы в сфере сотрудничества России и Венесуэлы, обладая уставным капиталом в размере до 4 млрд. долл. Учредителями банка с российской стороны выступят ВТБ и Газпромбанк.

Все соглашения и договоренности, подписанные на этих этапах, дали мощный импульс к развитию дипломатического сотрудничества между странами, к шестому, современному этапу взаимодействия.


2.2 Отношения России и Венесуэлы на современном этапе


Результатом продолжающихся весь 2009 г. интенсивных переговоров стало то, что 1 февраля 2010 г. в присутствии Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина и Министра энергетики и нефти Боливарианской Республики Венесуэла Р. Рамиреса состоялось подписание Договора о создании и управлении совместным предприятием между дочерним предприятием государственной нефтяной компании PDVSA «Petróleos de Venezuela, Sociedad Anonima» и ООО «Национальный нефтяной консорциум». Предприятие будет реализовать интегрированный проект, в рамках которого проводится деятельность по разведке и добыче углеводородов блока Хунин-6, а также по улучшению качества сырой нефти и ее сбыта на международных рынках[47].

В начале апреля 2010 г. Премьер-министр России В.В. Путин провел в Каракасе переговоры с президентом Венесуэлы Уго Чавесом. По итогам переговоров премьер-министра России В.В. Путина с президентом Венесуэлы Уго Чавесом был подписан следующий пакет совместных соглашений[48]:

-                    Контракт купли-продажи автомобилей LADA и Протокол о намерениях об организации сборочного производства автомобилей LADА в Венесуэле;

-                    Соглашение о намерениях между ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и компанией «PDVSA»;

-                    Межведомственная программа сотрудничества и культурных обменов на 2010-2012 гг.;

-                    Межведомственный Меморандум о сотрудничестве в сфере электроэнергетики;

-                    Межведомственный меморандум в области науки, технологий и инноваций;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.