Рефераты. Валютная система

К концу 60-х гг. доверие к доллару значительно упало, и частные лица стали скупать золото. Центральные банки стали продавать больше золота на частном рынке для поддержания его цены на уровне 35 долл. за унцию. Это положило начало сокращению золотых резервов у центральных банков. Чтобы избежать этого, в 1968 г. индустриальные страны договорились отказаться от продажи золота центральными банками частным лицам и торговать им только между собой. Так появилось два рынка золота: при сделках между центральными банками цена была 35 долл. за унцию и другая цена была на частном рынке.

С целью укрепления доверия и устранения асимметричного положения различных стран в международной валютной системе было принято решение о введении СДР (специальных прав заимствования). Основная идея состояла в создании нового актива, количество которого тесно увязывалось с потребностями в международных резервах.

Но если введение СДР помогало решить проблему доверия и асимметричности, то при функционировании Бреттон-Вудской системы серьезной проблемой оставалось достижение увязки внутреннего и внешнего равновесия. Эта проблема проистекала из необходимости сочетания трех трудно объединяемых явлений: а) фиксированный обменный курс; б) автономная национальная макроэкономическая политика; в) международная, мобильность капитала. Но на практике трудно обеспечить автономною экономическую политику и эффективное вложение капитала за рубежом при фиксированном курсе в долгосрочном периоде.

Как мы знаем, решения индивидов о том, как разместить богатство в активах, деноминированных в различных валютах, например во франках или в марках, принимаются ими исходя из разницы между .процентными ставками в Германии и во Франции за вычетом ожидаемого обесценения франка относительно марки. Если капитал высокомобильный, незначительные изменения этой разницы в ставках могут породить значительные Изменения в структуре портфеля активов, а соответственно и в платежном балансе.

Слабость американских конкурентных позиций быстро проявилась в 1970 г. при спаде американской экономики на фоне экономической активности в Европе, когда дефицит платежного баланса США составил 9,8 млрд долл, Весной 1971 г. разразился валютный кризис, и все устремились продавать доллары. Летом ситуация обострилась, иностранные центральные банки начали предъявлять США доллары, которые они накопили, к обмену.

Президент Р. Никсон 15 августа 1971 г. объявил, что США больше не будут принимать от других центральных банков доллары к обмену на золото. В течение осени 1971 г. валюты большинства индустриальных стран были переведены в режим «регулируемого плавания». Продолжались переговоры о дальнейшей реформе валютной системы. Они завершились конференцией в Смитсоновском институте в Вашингтоне 17-18 декабря 1971 г. Доллар был девальвирован в среднем на 10%. Однако это не означало, что США должны продавать и покупать его по этой цене. Было признано, что Америка не обязана поддерживать конвертируемость доллара в золото. Смитсоновское соглашение предусматривало также расширение границ интервенции от 1 до 2,25% в каждую сторону от паритета. Была создана так называемая группа 20 для выработки предложений по совершенствованию валютной системы. На этом этапе жизнь Бреттон-Вудской системы была продлена, но, как оказалось, лишь на 15 мес. В феврале 1973 г. разразившийся вновь тяжелый кризис доллара привел к закрытию международного валютного рынка, а в марте большинство индустриальных стран отошли от нового долларового паритета. Это был конец Бреттон-Вудской системы. Нефтяной кризис 1973-1974 гг. окончательно развеял надежды на возврат к этой системе.


Ямайская валютная система


Основные черты и противоречия Ямайской валютной системы

При проведении реформы международной валютной системы наметились два подхода. Европейские страны, особенно Франция, считали необходимым восстановить роль золота и путем валютных интервенций поддерживать курс. США считали, что нужно свести к минимуму официальные интервенции. На встрече в Рамбуйе (Франция) в ноябре 1975 г. за основу была принята американская позиция. Лидеры основных индустриальных стран призвали изменить Устав МВФ с учетом реальности плавающих курсов. В январе 1976 г. директора МВФ встретились в Кингстоне на Ямайке и пересмотрели IV статью Устава МВФ, определяющую порядок установления валютных курсов.

Новый Устав в неявной форме одобрял свободное плавание курсов, предоставив каждой стране-члену выбирать любую валютную систему. Государствам предписывалось проводить макроэкономическую политику, обеспечивающую стабильность цен и рост экономики, и воздерживаться от манипулирования валютными курсами с целью получения нечестных конкурентных преимуществ по отношению к другим членам, как это было в межвоенный период, когда страны проводили обесценение валюты по принципу «разоряй соседа». Обновленный Устав предписывал МВФ следить за тем, чтобы валютная политика стран соответствовала новым принципам, хотя механизм такого надзора не был создан. В апреле 1978 г. это изменение было ратифицировано требуемым большинством стран — членов МВФ. Таким образом, был официально завершен переход от золотовалютного стандарта к валютному.

Основой новой международной валютной системы, получившей название «Ямайская валютная система» (так как она была создана соглашением стран — членов МВФ в г. Кингстоне на Ямайке), были объявлены специальные права заимствования (СДР), введенные МВФ еще в 1970 г. На их базе должны определяться валютные паритеты и курсы валют. Однако практически ведущую роль в Ямайской валютной системе играет доллар США, на который приходится большая часть международных расчетов, официальных валютных резервов и валютной корзины СДР. Правда, странам разрешено устанавливать паритеты своих валют в любых валютах, но не в золоте. При этом они могут самостоятельно выбирать режим формирования валютного курса, что представляет собой международное признание режима плавающих курсов, который был введен многими странами еще в начале 70-х гг.

Были отменены официальная цена золота и золотые паритеты. По Ямайскому соглашению золото не должно служить мерой стоимости и точкой отсчета валютных курсов. Была официально признана валютная система, при которой ни одна из национальных денежных единиц, включая доллар, не обменивается на золото. Роль мировых денег выполняют валюты, т.е. национальные и коллективные денежные единицы. Золото перестало выполнять функцию всеобщего средства платежа как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Тем не менее оно все же остается особым ликвидным активом, который в определенных случаях может быть продан за валюту, а она может быть использована для расчетов. Теперь страны сами могут выбирать любой режим валютного курса, а МВФ призван усилить межгосударственное валютное регулирование.

Как показала практика последних лет, денежно-кредитная политика стран оказалась не столь независима при плавающих курсах валют, как на это рассчитывали авторы Ямайского соглашения.

С 1976 г. в США начала проводиться масштабная экспансионистская политика. Это привело к обесценению доллара, что означало удорожание немецкой марки и японской иены и оказывало дефляционное давление на экономику Германии и Японии, переключая совокупный спрос с экспорта этих стран на экспорт США. Для противодействия этому Бундесбанк и Банк Японии проводили значительные интервенции на валютном рынке, скупая доллары и выпуская в обращение собственные денежные знаки. Это указывает на то, что правительства не могут проявлять безразличие к поведению валютных курсов. Они неизбежно жертвуют частью своей автономии, стремясь предотвратить неблагоприятные для национальной экономики изменения валютного курса. Однако к таким действиям правительства значительно реже прибегают при плавающем курсе, чем' при фиксированном. К тому же негативные последствия интервенционистской политики при плавающем курсе, как правило, менее обременительны для национальной, экономики.

Тем не менее важнейшая черта Ямайской валютной системы — нестабильность международных расчетов в связи с постоянными колебаниями валютных курсов отдельных стран, что заставляет всех участников международных экономических связей прибегать к страхованию валютных рисков, нести значительные расходы. Страны также вынуждены нести затраты на поддержание курсов своих валют путем валютной интервенции. Международный валютный фонд, который получил полномочия по надзору за валютной политикой стран-членов, предпринимает усилия к стабилизации валютных курсов и сбалансированности платежных балансов, для чего расширены масштабы взаимных кредитов стран — членов МВФ. Тем не менее, нестабильность валютных курсов остается серьезной проблемой всей системы международных экономических отношений. Попытка ее решения в рамках координации валютной политики ведущих промышленно развитых стран, и, прежде всего «большой семерки», хотя и дает определенные текущие результаты, но не решает ее кардинально, что ставит вопрос о дальнейшем реформировании современной международной валютной системы.

Решения, принятые в Кингстоне, были направлены прежде всего на демонетизацию золота, т.е. вытеснение золота из международных расчетов, лишение его денежных функций. В этих целях была подтверждена отмена официальной цены на золото. Теперь цена на золото, как и на любой другой товар, должна складываться на рынке. На '/З. сокращался золотой запас МВФ, и впредь страны — члены МВФ не должны были вносить часть своей квоты в МВФ в золоте. Имелось в виду, что страны также откажутся от золота как валютного резерва и не будут выражать в золоте курс своих валют. Как уже говорилось выше, в главный резервный актив международной валютной системы намечалось превратить искусственную валюту - специальные права заимствования (СДР), выпускаемую МВФ. Но на самом деле за политикой демонетизации золота скрывались интересы США, которые считали, что им таким путем удастся сохранить за долларом роль основной международной валюты.

Отказ от твердых валютных паритетов и признание системы плавающих курсов валюты означали, что в этой области верх взяли рыночные методы валютного регулирования. «Отцы» валютной реформы понимали, что при отсутствии единства в экономической политике амплитуда колебаний курсов валют примет масштабы, которые могут иметь тяжелые последствия для мировой торговли, поэтому им ничего не оставалось, как призывать страны — члены МВФ к увязке внутренней и внешней экономической политики.

Повышение роли рыночных форм регулирования усилило нестабильность и неустойчивость в международных расчетах. Демонетизация золота, продажа части золота из запасов МВФ преследовали цель снизить цены на золото. Но этого сразу не произошло. Мировая цена на золото в январе 1980 г. достигла 850 долл. за унцию. В дальнейшем под влиянием кризиса 1980-1982 гг., уменьшения промышленного потребления золота и его закупок тезавраторами (накопителями золота в виде сокровищ) в странах Ближнего и Среднего Востока, а также высоких процентных ставок и роста курса доллара цена на золото, выраженная в долларах, снизилась. Тем не менее, современный уровень цены на золото почти в 9 раз превышает старую официальную цену на него. Несмотря на призывы МВФ, многие страны продолжают сохранять золото как валютный резерв. Если на конец 1985 г. в резервах валютных органов семи основных промышленно развитых стран находилось 569,8 млн. унций золота, то в июле 1999 г. золотые резервы этих стран составили 598,5 млн. унций. Общие золотые запасы всех стран мира на указанную дату составили 947 млн. унций.

Особую роль в усилении валютной неустойчивости играли и продолжают играть транснациональные корпорации, которые, используя изменения валютных курсов, ставок процента, перебрасывают огромные суммы свободных средств из одной страны в другую. Деятельность ТНК на валютных рынках стала одной из причин усиления нестабильности последних. В условиях отсутствия должного международного регулирования валютно-финансовой сферы доходы ТНК от чисто валютных операций достигают огромных размеров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.