Рефераты. Украина в глобальной торговой и инвестиционной среде

Следует также отметить, что по расчетам Всемирного банка (Total GNI 2006, Atlas method) среди 209 стран мира Украина занимает 52-е место по размерам ВИД (90,616 млрд. дол.) и только 131 -е место в расчете на душу населения (1950 дол.). Однако Украина занимает лидирующие позиции среди стран СНГ.

Заслуживает внимания тот факт, что, имея низкие рейтинговые оценки уровней доходов, согласно данным ВТО, по итогам 2006 г. Украина заняла 36-е место в рейтинге ведущих экспортеров мира (за исключением внутрирегиональной торговли товарами среди стран ЕС-25 и с учетом этой группы как единого субъекта международной торговли) с удельным весом 0,4%, однако не вошла в перечень 50 ведущих экспортеров при условии рассмотрения стран ЕС как отдельных субъектов. Что касается места в рейтинге ведущих импортеров мира, позиции Украины более высокие - соответственно, 28-е и 45-е места с удельным весом 0,5 и 0,4%.

В контексте данного исследования важен введенный UNCTAD Индекс торговли и развития (TDI). В докладе "Развивающиеся страны в международной торговле 2007. Индекс торговли и развития"12 приведен детальный обзор глобальной торговли и развития, объединены ключевые факторы и индикаторы, влияющие на развитие всех стран мира - развитых и развивающихся, а также стран с переходной экономикой. Составляющие TDI позволяют детально оценивать торговую политику во взаимосвязи со стратегиями развития на национальном уровне с целью дальнейшего совершенствования механизмов государственного регулирования для сбалансирования экономического и социального развития каждой из 123 включенных в доклад стран. Результаты Индекса могут рассматриваться национальными экспертами как источник выявления структурных, институциональных, торговых и финансовых "узких" мест. По мнению составителей, основная цель индекса TDI состоит в помощи национальным правительствам определять направления совершенствования национальной политики для повышения эффективности участия в глобальной экономике, получения выгод от международной торговли, ускорения национального экономического роста, создания рабочих мест и улучшения благосостояния населения.

Индекс TDI включает 11 компонентов и 34 индикатора, которые сгруппированы в трех измерениях: а) структурного и институционального характера (SIC); б) торговой политики и процессов (ТРР); в) эффективности торговли и развития (TDP). На основе этих компонентов выводятся два субиндекса: Индекс итога расходов - InputMl (Input Measure Index) и Индекс итоговой эффективности - OutcomeMI (Outcome Measure Index). Составляющими InputMl являются человеческий капитал, макроэкономическая стабильность, физическая инфраструктура, устойчивое развитие, финансовое посредничество, открытость торговли, доступ к внешним рынкам, международные финансы. Составляющими OutcomeMI являются качество институций, эффективность торговли, структура экономики, экономическое и социальное благосостояние.

По величине индекса TDI 2006 Украина разделила 37-ю позицию с Чили и Панамой, однако по субиндексу InputMl 2006 она заняла 45-ю позицию, по субиндексу OutcomeMI 2006 - 39-ю. При этом Украина имела наивысшую позицию в рейтинге TDI среди 7 стран СНГ, включенных в доклад, в то время как Азербайджан - 50-ю, Армения - 56-ю, Беларусь - 57-ю, РФ - 58-ю, Грузия - 62-ю, Молдова - 65-ю. Важно, на наш взгляд, что авторы доклада отмечают достижение сопоставимой открытости национальных экономик, в то время как торговая открытость может быть достигнута при условии отсутствия других ключевых детерминантов развития и торговли ы. Этот вывод, с учетом приведенных положений, прямо касается Украины - высокая торговая открытость в условиях незавершенности структурных реформ и неразвитости инфраструктуры.

В докладе Всемирного банка "Connecting to Compete: Trade Logistics in the Global Economy" ("Конкурентные отношения: торговая логистика в глобальной экономике"), опубликованном в ноябре 2007 г., на основании результатов международного обзора экспедиционных агентств и экспресс-перевозчиков грузов подчеркивается, что расширение возможностей для налаживания связей между фирмами, поставщиками и потребителями чрезвычайно важно в глобализированном мире. Материально-техническое обеспечение торговых операций и возможности для налаживания связей с международными рынками сбыта товаров имеют решающее значение для развивающихся стран как инструмент повышения конкурентоспособности. Авторами доклада составлен Индекс эффективности материально-технического обеспечения (LPI), который впервые использован в комплексной оценке эффективности материально-технического обеспечения по 150 странам мира. Этот индекс обобщает показатели эффективности по семи параметрам - от традиционных, таких как таможенные процедуры, расходы на материально-техническое обеспечение (в том числе плата за перевозку грузов) и качество инфраструктуры, до новых параметров, таких как способность отслеживать перевозки, своевременность доставки и компетентность учреждений и предприятий, специализирующихся на материально-техническом обеспечении. Кроме того, в докладе отмечается, что реформы в отдельных секторах и областях деятельности, например модернизация таможенной службы, должны проводиться вместе с улучшением всех аспектов цепочки поставок.

Заслуживает внимания тот факт, что в рейтинге по этому Индексу Украина занимает лишь 73-е место, однако является лидером среди стран СНГ: Беларусь занимает 74-е место, РФ - 99-е, Киргизстан - 103-е, Молдова - 106-е, Азербайджан - 111-е, Узбекистан - 129-е, Армения - 131-е, Казахстан - 133-е.

В этой связи членство в ВТО будет требовать от Украины и совершенствования механизмов регулирования импорта. Ведь Украина имеет достаточно низкий уровень тарифной защиты по сравнению с другими странами с переходной экономикой. Так, в Украине практически не анализируются индикаторы международной торговли, рассчитываемые Всемирным банком. В последнем докладе "Мировые торговые индикаторы 2007: Глобальная торговая политика и результаты" среди значительного количества индикаторов заслуживают внимания Полный торговый ограничивающий индекс-тариф (OTRI-tariff - Overall Trade Restrictiveness Index-tariff (all goods)) и Полный индекс-тариф ограничения доступа на рынки (MA-OTRI-tariff - Market Access-Overall Trade Restrictiveness Index-tariff (all goods)). Среди 95 стран, для которых рассчитаны эти индексы, Украина занимает 12-е место (по величине OTRI-tariff в 3,57%), который может рассматриваться как эквивалент степени защиты внутреннего рынка. То есть лишь 11 стран из 95 имеют низшую степень защиты. Следует также отметить, что 38-е место в рейтинге по величине MA-OTRI в 4,83% свидетельствует об определенной свободе доступа на внешние рынки по сравнению с другими странами. Например, для стран ЄС-25 величина OTRI-tariff составляет 4,33%, MA-OTRI - 5,5%, для РФ - соответственно, 9,17% и 3,03%, Китая - 5,87% и 5,63%. Приведенные примеры показывают, что РФ и Китай имеют лучшие соотношения защищенности и доступа на рынки, чем Украина и страны ЕС.

Однако низкие уровни тарифной защиты в развитых странах не являются признаком незащищенности внутреннего рынка - они используют разнообразные инструменты нетарифного регулирования, прежде всего антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры, технические, санитарные и фитосанитарные нормы и др. Использование таких инструментов, которые не противоречат нормам соглашений ВТО, может быть введено и в Украине.

Определяя место Украины в глобальной среде, нельзя оставить без внимания предостережения международных институций в отношении современных вызовов экономическому росту. По оценкам экспертов МВФ, темпы глобального экономического подъема замедляются в условиях серьезного финансового кризиса. Согласно уточненному прогнозу, глобальный рост снизится до 3,7% в 2008 г., что на 1,25% ниже темпа роста, зарегистрированного в 2007 г. Общий баланс рисков для прогноза экономического роста в краткосрочном плане остается смещенным в сторону снижения темпов. По мнению специалистов МВФ, на начало 2008 г., вероятность того, что глобальный темп роста снизится до 3% и меньше в 2009 г. (что равнозначно глобальной рецессии), составляет 25%. Существуют некоторые возможности для ускорения роста благодаря прогнозируемому увеличению внутреннего спроса в странах с формирующимся рынком, но эти страны остаются уязвимыми к вторичным влияниям на торговлю и финансы. В то же время повышаются риски, связанные с инфляционным давлением из-за резкого роста цен на "узких" рынках биржевых товаров, прежде всего энергетических и продовольственных. Для многих стран с формирующимися рынками это означает увеличение расходов на импорт нефти и других видов сырья.

В этом аспекте следует подчеркнуть, что относительно низкий уровень тарифной защиты внутреннего рынка, о чем свидетельствуют приведенные данные, позволит снизить уровень инфляции только при условии добросовестной конкуренции компаний, наличия действенного механизма противостояния компаниям-монополистам в отношении необоснованного повышения в разы цен и тарифов на рынках жизненно важных видов товарной продукции и услуг в условиях роста платежеспособного спроса.


Заключение


Подводя итог, следует отметить, что приведенные рейтинговые оценки Украины в глобальной торговой среде позволяют обосновать положения, что она относится к странам с достаточно большим размером и потенциалом внутреннего рынка, однако отнесена к странам с уровнем дохода на душу населения ниже среднего, классифицируется как страна, переходная к эффективному развитию. При этом по объемам экспорта и импорта она входит в группу 50 ведущих экспортеров и импортеров мира и имеет очень низкий уровень тарифной защиты. В этой связи чрезмерная либерализация и открытость внутреннего рынка в условиях роста платежеспособного спроса предоставляют широкие возможности для дальнейшей экспансии импорта, ухудшения конкурентных, в основном ценовых, преимуществ национального производителя, а также дальнейшего ухудшения счета текущих операций платежного баланса. Наиболее проблемными для эффективного развития национальной экономики являются базовые факторы, в частности, неэффективность институтов власти, макроэкономическая нестабильность, недостаточность развития рынков товаров и услуг, неразвитость финансового рынка, непроизводительность бизнес-среды и др.


Литература


1.       Wbrid economic outlook (International Monetary Fund). Housing and the Business Cycle. April 2008, 303 p. #"#">#"#">#"#">#"#">www.foreignpolicy.com.

11.  The Global Competitiveness Report 2007-2008. WEE htpp://ww.weforum.org.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.