Рефераты. Турецкая республика Северного Кипра

Республика Кипр обратилась с заявлением о вступлении в члены ЕС в июле 1990 года. Совет Европы в 1993 году в Люксембурге предложил Европейской комиссии помочь Правительству Кипра подготовиться к вступлению в переговоры.

В 1995 году, Совет по общим вопросам вновь подтвердил пригодность Кипра для вступления в члены Евросоюза и подтвердил готовность Евросоюза принять Кипр во время следующего этапа расширения. Совет решил, что переговоры о вступлении в члены ЕС должны начаться по предложению Совета Европы через шесть месяцев после Межправительственной конференции 1996 года.

Выводы Совета Европы, проходившего в Люксембурге, в 1997 году гласили, что вступление Кипра в члены Евросоюза будет полезно всему сообществу и поможет в деле установления гражданского мира и примирения.

Совет Европы в Копенгагене постановил, что в отсутствие соглашения применение свода законодательно-правовых норм, обязательных для государств-членов ЕС к территориям, контролируемым не государством, будет приостановлено до тех пор, пока Совет по представлению Европейской Комиссии не вынесет единогласно иное решение. Совет Европы предложил Комиссии тем временем при сотрудничестве с правительством Кипра рассмотреть возможные пути стимулирования экономического развития северных районов Кипра и приблизить их к Европе. Программа была запущена в июне 2003 года.

Результаты переговоров по всем 31 главам свода законодательно-правовых норм, обязательных для государств-членов ЕС, были включены в Договор о членстве. Комиссия вынесла свое решение 19 февраля и передала Договор на рассмотрение Европарламента, который вынес положительное решение 9 апреля. Договор о вступлении Кипра в ЕС был подписан в Афинах 16 апреля 2003 года. Кипр ратифицировал Договор в июле 2003 года. Кипр стал членом ЕС 1 мая 2004 года. Вступление в ЕС является одним из главных событий в новейшей истории Кипра[7].

18 апреля 2010 г. в самопровозглашенной Турецкой Республике Северного Кипра (ТРСК) были проведены президентские выборы, на которых победу одержал лидер Партии национального единства Дервиш Эроглу, занимавший пост премьер-министра. Набрав более половины голосов в первом туре, новый лидер турко-кипрской общины, таким образом, опередил действующего президента ТРСК Мехмет Али Талата, получившего менее 43% голосов. Напомним, что М.А. Талат стал президентом ТРСК в 2005 г., набрав тогда 55% голосов. Он выступает за формирование двухзональной федерации греко-кипрской и турко-кипрской общин. Проигрыш М.А. Талата на последних президентских выборах многие эксперты связывают с безрезультатными длительными переговорами с греческой общиной, которые возобновились в 2008 г. после четырехлетнего перерыва.

Д. Эроглу, в отличие от своего предшественника, предлагает решить Кипрскую проблему путем создания двух отдельных независимых государств. Ранее в своих выступлениях он заявлял, что неурегулированность Кипрской проблемы фактически является ее решением. Однако в ходе предвыборной кампании Д. Эроглу выступил за продолжение переговоров и с этой целью предложил создать специальную делегацию. Новый президент ТРСК считает, что между общинами острова необходимо достичь «жизнеспособного» соглашения.

Реакция мировой общественности на результаты выборов в признанной только Анкарой ТРСК была неоднозначной. Так, в двух статьях, опубликованных в журнале «The Economist» писалось, что с избранием Д. Эроглу в качестве президента Кипрская проблема стала еще более сложной. По мнению авторов статей, Европейский союз и Греция могли бы оказать давление на администрацию южной части острова по вопросу урегулирования Кипрской проблемы. Однако приход к власти Д. Эроглу сделал эту задачу трудновыполнимой. В журнале также отмечается, что рассматривать вопрос урегулирования Кипрской проблемы в качестве проблемы только местных жителей неправильно. Кипрская проблема, по мнению авторов статей, накладывает тень на Европу в целом. В публикациях отмечается, что Кипрская проблема играла негативную роль при попытках ЕС оказать помощь кипрским туркам, а также в переговорном процессе Турции с ЕС.

В греческих СМИ выражались опасения относительно избрания нового лидера кипрских турок. Большинство греческих экспертов полагает, что такой итог президентских выборов в ТРСК может привести к серьезным проблемам в межобщинных переговорах по воссоединению острова. Отметим, что резолюции ООН предусматривают создание на Кипре двухзональной федерации, а Д. Эроглу настаивает на независимости турко-кипрского государственного образования, что делает практически невозможным создание федеративного Кипра.

Что касается турецкой прессы, то почти во всех комментариях дается ссылка на заявление нового президента ТРСК, в котором он подчеркивает, что переговоры по урегулированию Кипрской проблемы будут вестись исключительно во взаимодействии с Турцией.

Заинтересованность к Кипру, как к важному стратегическому плацдарму в Восточном Средиземноморье, проявляют не только региональные державы, но и такие государства как Великобритания и США. Географическое расположение острова, позволяющее контролировать поставки оружия, так называемым, «государствам-изгоям» и террористическими группировками, оказало значительное влияние на повышение заинтересованности к Кипру со стороны Соединенных Штатов.

Европейский союз, намеренный стать одним из «центров силы» современного мира, также проявляет повышенный интерес к стратегическому расположению Кипра. В частности, этим обстоятельством объяснялось стремление ЕС видеть Кипр в своем составе. Высокопоставленный представитель Европейского союза по вопросам внешней политики и безопасности Х. Солана в одном из своих заявлений обозначил интерес ЕС к Кипру с точки зрения его значения для обеспечения безопасности ЕС. Очевидно, что для ЕС в контексте его трансформации в один из общемировых центров силы альтернативы единому Кипру просто не существует.

Роль Евросоюза в Кипрской проблеме особенно стала заметна после того, как Республика Кипр 3 июля 1990 г. подала заявку на полноправное членство в ЕС. Турция расценила это действие как «безосновательное» и «недействительное». Руководство ТРСК заявило, что Республика Кипр не имеет права представлять интересы всего острова единолично, так как это противоречит резолюции №649 Совета безопасности ООН. Однако Совет министров ЕС принял решение рассмотреть эту заявку и направил запрос в Еврокомиссию. 30 июня 1993 г. Европейская комиссия одобрила начало переговорного процесса с Республикой Кипр.

Предполагалось, что пока не будет создана единая конфедеративная республика в составе двух отдельных общин, и признанная и турками, и греками, полноправное вступление Кипра в ЕС невозможно, так как нельзя исполнять указания правовых норм Евросоюза на разделенном острове. Конституция Кипра была составлена таким образом, чтобы гарантировать права обеих общин. Каждая из них получила право налагать вето на законы, противоречащие ее интересам. Но поскольку турки-киприоты составляли меньшинство, греки считали, что юридическое равенство общин фактически означает дискриминацию турками греческого большинства. Подобные настроения подогревались националистическими кругами Греции.

По мнению бывшего генерального секретаря ООН Кофи Аннана, на острове ощутимы преимущества членства Кипра в Европейском союзе. Тем не менее, вхождение Кипра в ЕС привело к обострению противоречий и возникновению новых споров. Сотни исков кипрских греков против Турции в связи с утратой имущественных прав в северной части острова ожидают рассмотрения в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Кроме того, греки-киприоты обратились в суды в южной части острова с требованием выдать на основании законодательства Европейского союза ордеры на арест в отношении иностранцев, покупающих или продающих имущество киприотов-греков в северной части острова. В этой связи кипрско-турецкие власти предупредили, что они будут арестовывать и задерживать лиц, пытающихся исполнять распоряжения судов. Перспектива увеличения числа исков по имущественным делам с обеих сторон серьезно угрожает процессу примирения.

Некоторые лидеры Европейского союза и стран-членов ЕС неоднократно заявляли, что они поддерживают «план Аннана» и приветствуют вхождение объединенного Кипра в Евросоюз. Однако другие указывали на то, что предпочли бы видеть в рядах этой структуры лишь греческую часть. Подход последних основывался на следующем: 1) реализация «плана Аннана» требовала очень больших денег – десятки миллиардов долларов США (по некоторым источникам, эта сумма оценивалась в 27 млрд долларов США, из них только на беженцев должно было быть потрачено 10 млрд долларов США), большая часть которых должна была быть предоставлена ЕС (другие основные спонсоры – США и Япония); 2) членство объединенного Кипра в ЕС означало и членство турецкого островного государства, что не приветствовалось бы консервативными силами в ЕС; 3) в случае объединения Кипра это также означало бы, что турецкий язык стал бы 21 официальным языком ЕС, что может привести к финансовым, организационным и психологическим трудностям.

Кипрская проблема является весьма серьезным препятствием на пути вступления Турции в Европейский союз. Эта проблема могла бы быть решена только совместными усилиями Греции и Турции. Однако между Грецией и Республикой Кипр, с одной стороны, Турцией и никем, кроме Турции, непризнанной ТРСК, с другой, по Кипрской проблеме постоянно наблюдаются непреодолимые разногласия. Наиболее значимая дискуссия затрагивает военно-стратегический аспект кипрской проблемы. Греческая сторона – сторонник демилитаризации острова, турецкая сторона придерживается противоположной позиции. Особенность Кипра заключается в том, что остров находится всего в 40 милях от анатолийского берега. Кипр прикрывает «уязвимое подбрюшье» Турции. По большому счету именно поэтому Турция разместила на территории ТРСК свои вооруженные силы на случай каких-либо осложнений. Они также гарантируют и безопасность населения ТРСК, что необходимо с учетом истории острова, взаимоотношений греческой и турецкой общин, хотя определенные меры и предусмотрены ООН с целью недопущения конфликта. Разногласия между общинами на Кипре заключаются в том, что греки высказываются за объединение острова, а турки – сторонники союза двух самостоятельных государств. Греческая сторона за демилитаризацию острова, что противоречит интересам Турции. Кипрская проблема, несмотря на некоторые послабления в отношениях между общинами, остается весьма сложной, тем более что два члена ЕС – Греция и Республика Кипр имеют возможность оказывать давление не только на ТРСК, но и на Турцию в рамках ее взаимоотношений с ЕС.

 


Заключение


«Мы достигли конца дороги… Оба лидера выразили свое желание продолжить переговоры, но без твердого убеждения достичь решения на основе жесткой программы, которая должна завершиться проведением референдумов, несомненно, достижение комплексного урегулирования на Кипре перед ее вступлением в ЕС… является невозможным…

Сегодня вечером я со всеми миролюбивыми греками-киприотами, турками-киприотами, греками и турками разделяю глубокое чувство сожаления и горести. Я не уверен, что подобная возможность, которую мы имели, может представится в ближайшее время. Тем не менее, я хочу, чтобы народ Кипра знал, что я не брошу их. Я увидел в их глазах стремление к миру и воссоединению…».

Эти слова произнес Генеральный секретарь Кофи Аннан 11 марта 2003 г., когда последний (очередной) проект, представленный ООН потерпел неудачу.

Лишь несколько конфликтов в истории человечества привлекали столь длительное и интенсивное участие международного общества, как в случае с Кипром. В той или иной форме он был затронут почти всеми государствами Европы, членами Совета Европы, НАТО, ЕС, странами из числа участников движения неприсоединения. Занимался этой проблематикой почти каждый Генеральный Секретарь ООН. Данный вопрос стоит на повестке дня Совета безопасности ООН практически с 1964 г., рассматривался он также на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН.

18 ноября 2002 г. Генеральным Секретарем Кофи Аннаном сторонам на Кипре был предложен новый, совершенно иной проект урегулирования этого конфликта. Данный проект наряду с иными положениями предусматривал создание на острове своего рода конфедеративного государства, состоящего из греческого и турецкого «компонентных государств». Во многом это обусловлено вопросами вхождения Кипра в ЕС, так как именно этот шаг может послужить катализатором взаимоотношений сторон островного государства. Но судьба проекта продолжила тот тяжелый рок своих многочисленных предшественников и 16 апреля 2003 г. был подписан Договор о вхождении Кипра в ЕС, с дополнительным протоколом к нему, что положения норм ЕС будут временно распространяться только на те территории Кипра, где правительство последнего может осуществлять эффективную власть.

Видимо кипрскому вопросу еще как минимум несколько десятилетий обеспечена «печальная актуальность». Даже после результативного разрешения конфликта он еще долго будет являть собой определенный памятник бессилия мирового сообщества со всеми его политическими и правовыми рычагами.

Кипрский вопрос легко ломал в себе все международно-правовые и политические инструменты, как бы призывая на пробу следующие, все более и более сложные методы. Проходили поколения и поколения, но данная проблема представляла и представляет собой определенный «гордиев узел», и все попытки развязать его заканчивались не иначе, чем очередным признанием фиаско и оставлением его в таком же неразрешенном виде последователям.

Проблема Кипра стала своего рода «чужой ошибкой», которая стала поучительным полигоном для многих видных людей и сообществ, которые применили свои умения более успешно в иных ситуациях (жаль только, что эта «ошибка» обошлась и обходится весьма и весьма дорого).




Список использованной литературы


1.      Анисимов Л.Н. Проблема Кипра: Исторический и международно-правовой аспекты. – М.: Международные отношения, 1986. – 182 с.

2.      Егоров Б.Г. Кипр: тревоги и надежды. – М.: Знание, 1986. – 64 с.

3.      Красневская З.Я. Деньги на любой вкус и цвет: Очерки о валютах зарубежных стран. – М.: Амалфея, 1997. – 95 с.

4.      Кривцов Н.В. Кипр. Остров богов и святых. – М.: Вече, 2001. – 318 с.

5.      Республика Кипр: Справочник. – 3-е изд. – М.: Наука, 2002. – 304 с.

6.      Халдин М.А. Оффшорный бизнес на Кипре. – М.: Майна, 1994. – 70 с.

7.      Чернявский С.П. Международный оффшорный бизнес и банки. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 142 с.

8.      Шмаров А.П. Кипр в средиземноморской политике НАТО. – М.: Наука, 1982. – 181c.

9.      Бадтиев Т.К. Правовой статус вооруженных сил ООН на Кипре // Московский журнал международного права. – 1995. – №3. – с. 113–120.

10.    Страннолюбский А. Остров Объединения // Вояж. – 2000. – №44. – с. 74–79.

11.    Эульфикаров Т. Кипрские элегии // Московский вестник. – 1995. – №3/4. – с. 76–83.

Электронные ресурсы

12.    Аристо Девелоперс (недвижимость на Кипре). – #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Статья про Кипр в Википедии. - #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] The World of Cyprus (кипрский информационный портал) . - #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Статья про Кипр в Википедии. - #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Кипрская организация по туризму. - #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Статья про Кипр в Википедии. - #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] The World Factbook (Cyprus). - https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/print/cy.html

[7] Вестник Кипра (русское издательство на Кипре). - http://www.cyprusadvertiser.com


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.