Рефераты. Турецкая республика Северного Кипра

18 апреля 2010 года были проведены выборы на пост президента ТРСК. Основными соперниками на этих выборах были консерватор Дервиш Эроглу из Партии национального единства и действующий президент Мехмет Али Талат. После проведения первого тура выборов и предварительного подсчета голосов, победу со значительным перевесом одержал Дервиш Эроглу, который набрал 50,38% голосов. Нынешний президент Мехмет Али Талат набрал 42,8%. После своей победы на выборах, Дервиш Эроглу объявил о своей готовности продолжить переговоры по решению Кипрской проблемы. Он пообещал, что будет сформирована новая команда и переговоры продолжатся со второй половины мая.

 

2.2 Характерные особенности экономического развития


На экономику Кипра сильно влияет раздел острова на греческий сектор (Республика Кипр) и турецкий (самопровозглашённая Турецкая Республика Северного Кипра).

Турецкий сектор представляет одну пятую населения и одну треть ВНП, по сравнению с греческой частью острова. В связи с тем, что он признан только Турцией, Северный Кипр испытывает трудности с международным финансированием, и иностранные фирмы обычно избегают инвестиций в него. Половина рабочей силы занята в сельском хозяйстве, на государственной и военной службе. Турция также предоставляет прямую и косвенную помощь туризму, образованию, промышленности.

К проблемам экономики Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) относится недостаток инвестиций, квалифицированной рабочей силы и опытных менеджеров, к чему прибавляется инфляция, и зависимость от турецкой лиры. Турция предоставляет 55% экспорта, и принимает 48% импорта Северного Кипра. Европейский Суд в постановлении от 5 июля 1994 года признал незаконной британскую практику импортировать товары из Северного Кипра, имеющие соответствующие лицензии и сертификаты самопровозглашённой Турецкой Республики Северного Кипра. Согласно постановлению, члены Евросоюза могут принимать только товары, имеющие сертификаты Республики Кипр. Это решение вызвало спад экспорта ТРСК в ЕС, от 66,7% общего экспорта в 1993 до 35% в 1996. Несмотря на это, ЕС остаётся вторым по величине торговым партнёром ТРСК.

Первым по значимости внешнеторговым партнёром для ТРСК является Турция, предоставляющая значительную экономическую помощь. Так как в обороте ТРСК находится турецкая лира, вплоть до 2005 года негативным фактором являлась гиперинфляция, продолжавшаяся до введения новой турецкой лиры.

Власти турецкого сектора Кипра придерживаются принципов свободной внешней торговли, и разрешают постоянным жителям иметь банковские счета в иностранной валюте.

Турецкая Республика Северного Кипра зависит от военной и экономической помощи Турции. В качестве валюты используется новая турецкая лира. Все экспортно-импортные операции (и связь) осуществляются через Турцию. Для осуществления международных телефонных звонков используется телефонный код +90 392, в Интернете домен Северного Кипра является доменом второго уровня.nc.tr под турецким доменом первого уровня.tr, а обычная почта должна адресоваться через Мерсин 10 (Турция).

Полёты в Турецкую Республику Северного Кипра через аэропорт Эрджан (Ercan International Airport) – любой самолёт, направляющийся на Северный Кипр, должен сначала приземлиться в одном из аэропортов Турции.

Морские порты Северного Кипра объявлены Республикой Кипр закрытыми для всех судов со времени оккупационного турецкого вторжения 1974 г. Суда, зарегистрированные в Турецкой Республике Северного Кипра, имеют свободный доступ к морским портам Турции, корабли под флагом Республики Кипр в них не допускаются.

Всем, кто получил статус гражданина Турецкой Республики Северного Кипра, может быть отказано в разрешении на въезд в Республику Кипр или в Грецию, хотя это ограничение было несколько смягчено после вступления Кипра в ЕС и осуществления Республикой Кипр ряда мер по укреплению доверия. Власти Республики Кипр разрешают беспрепятственный проход желающих через «Зелёную линию» в Никосии и на нескольких других пропускных пунктах, поскольку власти ТРСК не требуют въездной визы и не проставляют в их документах отметки о пребывании на территории ТРСК.

Политика кипрского руководства направлена на превращение страны в торгово-финансовый и туристический центр Восточного Средиземноморья. Одним из важнейших элементов экономической политики является привлечение на Кипр иностранных капиталовложений. Для кипрской экономики (не учитывается оккупированная территория острова) характерен большой удельный вес сферы услуг и туризма (76% ВВП).

Сфера обслуживания, или услуг, – сектор, темпы развития которого являются самыми быстрыми. В настоящее время данная сфера включает в себя туризм, транспорт и связь, торговлю, банковское обслуживание, страхование, аудит бухгалтерский учёт, операции с недвижимостью, поставку продуктов, государственную администрацию, бизнес-услуги и правовое обслуживание.

Дефицит торгового баланса покрывается за счет доходов от туризма, который с конца 1980-х годов стал крупнейшим источником валютных поступлений. На юге страны туризм приобрел огромное значение после того, как Турция ввела свои войска в северные районы и там были закрыты многие отели. В 1996 г. на юге Кипра побывали 2,5 млн. туристов, на севере – около 0,4 млн. (в том числе около 0,3 млн. – из Турции). В 2004 г. 2 млрд. дол. составили поступления иностранной валюты в казну государства от сферы туризма.

Власти Республики Кипр планируют активно развивать религиозный туризм на юге острова. С этой целью в октябре 2006 года в Никосии прошла 1-я Международная конференция по религиозному туризму, организованная Кипрской туристической организацией, Всемирной туристической организацией и Кипрской Православной Церковью[4].

В новейшей истории Кипра туристический сектор является одной из основных доходных статей бюджета. Ежегодно остров посещает около 2,4 млн. туристов, большую часть из которых традиционно составляют подданные Соединенного Королевства. Однако в последние годы туристический бизнес на Кипре переживал спад в связи с тем, что в секторе существует ряд проблем, которые нуждаются в срочном решении.

Индустрия местного туризма страдает от высоких операционных затрат и отсутствия необходимой инфраструктуры для некоторых категорий отдыхающих. В связи с этим власти Республики Кипр пытаются улучшить ситуацию за счет развития зимнего и религиозного туризма.

В экономике Турецкой Республики Северного Кипра доминирует сектор обслуживания, существуют также сельское хозяйство и лёгкая промышленность. В качестве валюты используется новая турецкая лира.

В связи с отсутствием международного признания, все внешнеторговые операции ТРСК могут идти только через Турцию.

Несмотря на эти трудности, местная экономика демонстрирует в последние годы впечатляющий рост, 2001–2005: 5,4%, 6,9%, 11,4%, 15,4%, 10,6%. Этот рост во многом обеспечивается стабильностью лиры, и бумом в секторах образования и строительства.

Экономика ТРСК зависит от помощи Турции. В 2003–2006 гг. было получено 550 млн долларов.

Количество иностранных туристов, посетивших ТРСК в январе 2003 – августе 2004 составило 286 тыс. 901 чел.

В Никосии 24 февраля 2000 г. состоялась конференция «Оффшорный бизнес и процесс вступления Кипра в ЕС: проблемы и возможности», организованная Институтом профессиональных бухгалтеров и консультационной компанией IMH. В ходе конференции обсуждались перспективы и последствия гармонизации законодательства Республики Кипр в области налогообложения и финансов со стандартами, принятыми в ЕС.

На тот момент Республике Кипр как стране кандидату на вступление в ЕС необходимо было внести значительные поправки в действующее финансовое законодательство, а именно в законы «О НДС», «Об акцизах» и «О налоге на прибыль».

Действующее на Кипре законодательство по косвенным налогам определяет ставку НДС в размере 8% для облагаемых товаров и услуг. Существует достаточно широкий спектр товаров (например: товары первой необходимости), реализация которых вообще не облагается НДС, при этом оффшорные компании имеют ряд льгот при его исчислении.



2.3 Международная и экономическая интеграция Кипра

Республика Кипр входит в следующие организации: Австралийскую группу по мониторингу химического и биологического оружия, Британское Содружество наций, программу Общей Политики в области иностранных дел и безопасности Евросоюза, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский Инвестиционный банк, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная организация гражданской авиации, Международная Коммерческая Палата, Международный уголовный суд, Международная метеорологическая организация, Международный валютный фонд, Международная Гидрографическая Организация, Международная организация труда, Международная финансовая корпорация, Международный фонд развития сельского хозяйства, Международная ассоциация развития, Международная конфедерация профсоюзов, Интерпол, Multilateral Investment Guarantee Agency (MIGA), Международный союз электросвязи, Движение неприсоединения, Межпарламентский Союз (Inter-Parliamentary Union), Международная организация миграции, Nuclear Suppliers Group, Международный олимпийский комитет, Permanent Court of Arbitration, Организация по запрещению химического оружия, ЮНИДО (организация ООН по индустриальному развитию), Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Конференция ООН по торговле и развитию (UNCTAD), Всемирная федерация профсоюзов, Всемирная организация интеллектуальной собственности, Всемирная метеорологическая организация, Всемирная организация здравоохранения, Мировая Конфедерация Труда, Всемирная таможенная организация, Всемирная туристская организация, Всемирный почтовый союз, ВТО[5]. Всего их около 50.

Республика Кипр была признана независимым государством 16 августа 1960 г. Вскоре после этого Кипр вошел в Организацию Объединенных Наций, Совет Европы. Сейчас Кипр является членом многих международных организаций, включая ОБСЕ.

В 1974 году, Турция, нарушив международное право и Устав ООН, вторглась на Кипр при содействии вооруженных сил и до сих пор продолжает занимать 37% территории Республики. Международное сообщество заявило о своей однозначной поддержке суверенитета Кипра, включая занятую часть. Решения ООН подтверждают право Республики Кипр и проживающего населения по контролю над территорией и призывают все государства поддерживать и помогать Правительству Республики осуществлять эти права (ООН, решение Генеральной Ассамблеи 37/253 от 13 мая 1983 г.)[6].

В 1983 году в одностороннем порядке Турецкая часть Республики провозгласила свою независимость. В это же время Совет Безопасности ООН осудил действия захватчиков и выступил с постановлением для других государств не признавать Турецкую республику Северного Кипра как полноценное государство. Тем же самым решением ООН призвала международное сообщество не признавать никакое государство на территории Кипра кроме как Республику Кипр и уважать его суверенитет, независимость, территориальную целостность и единство.

Независимость и суверенитет Республики Кипр были признаны также во многих постановлениях международных организаций: Европейского Союза, Совета Европы и т.д. Все Международное сообщество, за исключением Турции, признает единственное государство, находящееся на острове Республику Кипр.

Главными связями Кипра на мировой арене являются отношения с Евросоюзом, они имеют особую форму. Двусторонние отношения ЕС и Кипра начались с подписания Договора о сотрудничестве в декабре 1972 года, который был дополнен Протоколом, заключенным в 1987 году. Этот Договор содержал положения по вопросам торговли и таможенного регулирования и представлял правовую основу для взаимоотношений Кипра и ЕС.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.