Рефераты. Торгово-экономические отношения России и Евросоюза

Главным источником торговых конфликтов между Россией и ЕС в ближайшие годы, по-видимому, будет конкуренция не на европейском, а на российском рынке. До осени 1998 г. экспансия западноевропейских промышленных компаний в Россию развивалась очень мощно: за 1993 – 1997 гг. стоимость экспорта увеличилась вдвое, в том числе только в 1997 г. — почти на треть. При этом средний уровень импортных тарифов по отношению к товарам, ввозимым из стран ЕС, равнялся, по российским официальным данным, 14 – 15 %, а по оценке Европейской комиссии – 17 – 18 %.

После августовского кризиса 1998 г., который привел к четырехкратному снижению курса рубля, ситуация на российском внутреннем рынке коренным образом изменилась в пользу отечественной промышленности. Конкурентоспособность импортных товаров резко упала; импорт из стран ЕС в 1998 г. сократился на 11,7 % (целиком за счет 4-го квартала), по сравнению с предыдущим годом, за 1999 г. — на 30,5 % по сравнению с 1998 г.[4] В краткосрочном плане это сокращение можно оценить как позитивное для России, поскольку оно отражает процесс замещения импорта продукцией отечественной промышленности и способствует ее оживлению. Но это эффект допинга, действие которого является кратковременным.

Создание Единого рынка повлияло на торговлю между ЕС и Россией. Когда товары и услуги из России появляются на Едином рынке ЕС, то применительно к ним действуют все общие правила, позволяющие компаниям осуществлять экспорт, инвестировать, проводить организационные мероприятия, создавать сети сбыта и послепродажного обслуживания и так далее, словно они действовали на рынке всего одной, а не 15 стран. А после расширения их будет 25. Важно помнить, что российским продуктам относительно легко выходить на единый рынок, поскольку импорт ЕС из России в значительной степени либерализован. Поставщики значительной части российских товаров, продающихся в Союзе, дополнительно выигрывают из-за более низких тарифов, предусмотренных системой Общих преференций ЕС. Остающиеся ограничения, скажем, в торговле сталью, обсуждаются на двусторонних переговорах, где предусматривается достичь увеличения уже оговоренных квот на 40 процентов. Для облегчения антидемпинговых процедур российская экономика была не так давно признана рыночной. Разумеется, чтобы экспорт был успешен, российские товары должны соответствовать требованиям, предъявляемым потребителем, - с точки зрения безопасности, здравоохранения, экологии и, конечно, качества.

Расширение ЕС принесет выгоду развитию двусторонних отношений с Россией, поскольку все новые государства Союза будут применять общие тарифы, торговый режим и правила единого рынка. Россия находится в отличном положении, чтобы воспользоваться преимуществами, предлагаемыми единым рынком и расширением ЕС. В этом часть достоинств Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП), создание которого сейчас обсуждают ЕС и РФ. Сближение правил регулирования - одна из основных целей создания ОЕЭП, позволит всем операторам Союза и России действовать на основании общих правил в целом ряде сфер рынка, потенциальная величина которого насчитывает 600 миллионов потребителей.

1.2 Инвестиции


Ключевой и как никогда актуальной стала теперь проблема инвестиций, и ее решению может содействовать намечающаяся смена стратегии западных деловых кругов, заинтересованных в освоении «рождающегося рынка» России. Для них ухудшение условий торговли стало сигналом о том, что возможности утверждения на этом рынке путем чисто торговой экспансии уменьшаются и, вероятно, вскоре достигнут предела. Значит, надо менять стратегию, в частности, путем замещения экспорта товаров экспортом капитала.

Объем иностранных инвестиций в Россию постепенно увеличивался: с 1993 по 1997 гг. он вырос почти в 12 раз, в том числе по прямым вложениям почти в 10 раз. Финансовый кризис 1998 г. привел к резкому сокращению потока инвестиций, но возобновление положительной динамики произошло значительно быстрее, чем ожидалось, хотя уровень докризисного года еще не достигнут. Вместе с тем в абсолютном выражении эти данные следует оценить как весьма скромные и далеко не соответствующие потенциалу и потребностям российской экономики.

От года к году доля Союза в иностранных вложениях менялась, причем в общей сумме вложений — очень резко, в пределах 35 – 70 %, тогда как в прямых инвестициях его доля оставалась более или менее постоянной, 30 - 35 %. В целом, доля стран ЕС в иностранных вложениях, накопленных на начало 2000 г., составила примерно 57 %, в том числе в прямых инвестициях 47 %.

Что касается распределения иностранных инвестиций по отраслям, то в общей сумме аккумулированных на конец 2002 г. прямых капиталовложениях более 80 % приходится (в порядке убывания) на финансовый сектор, агропромышленный сектор, торговлю и организацию коммерческой деятельности, нефтегазовую промышленность и обрабатывающую промышленность. Западноевропейский капитал представлен во всех секторах и отраслях российского хозяйства.

В течение 1999 г. были приняты некоторые важные законы, улучшающие условия деятельности иностранных инвесторов. Наиболее важные из них — законы «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами», «Об экспортном контроле» и т. д.

Эти и другие акции, а главное — тот факт, что российская экономика выбралась из кризиса быстрее и легче, чем предполагали на Западе, привели к тому, что с середины 1999 г. приток иностранных инвестиций в Россию возобновился, причем значительно возрос, по сравнению с предыдущими годами, удельный вес прямых инвестиций (см. табл. 1).


Таблица 1 Иностранные инвестиции в России (млн. долл.)

Виды инвестиций

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Накопление инвестиции на 01.01.2000

Всего

1053

2983

6970

12295

11773

9560

29253

в т.ч.








прямые

549

2020

2440

5333

3361

4260

12757

портфельные

0,5

39

128

681

191

31

309

другие

504

924

4402

6281

8221

5269

16187


В принципе, итоги 1999 г. можно расценить как первый успех, который предвещает дальнейший рост западных, в том числе европейских капиталовложений. Следует при этом учесть, что он достигнут до того, как состоялись парламентские и президентские выборы. Их результаты, как полагают некоторые зарубежные эксперты, открыли перспективу продвижения России к политической стабильности, возобновления роста экономики, проведения структурных реформ и курса на развитие сотрудничества с развитыми странами Запада, особенно с ЕС. Вряд ли можно прогнозировать в ближайшее время бум иностранных инвестиций, но постепенный их рост представляется вполне вероятным.


1.3 Перспективы в развитии отношений ЕС и России


В 1999 г. ЕС и Россия приняли документы, определяющие их стратегию в отношении друг друга. Они не идентичны, а в ряде пунктов расходятся. Их «состыковка» и разработка совместной стратегии партнерства дело будущего. Тем не менее оба документа совпадают в главном — понимании необходимости, важности и приоритетности партнерства между Россией и ЕС в интересах мира и безопасности, развития экономического и культурного сотрудничества в Европе, а равно повышения ее конструктивной роли в мировой политике и экономике.

Анализируя принятую в Кельне «Коллективную стратегию Европейского Coюза по отношению к России», следует отметить несколько моментов. Во-первых, более четко, чем раньше, обозначены дальние ориентиры политики ЕС — не только создание в будущем общей зоны свободной торговли, но и интеграция России в единое европейское экономическое и социальное пространство, стратегическое партнерство в целях укрепления безопасности в Европе и за ее пределами. Во-вторых, более полно, чем в СПС, и с учетом тенденций экономического и политического развития России после 1994 г., когда это Соглашение было подписано, определены задачи, сферы и инструменты политики ЕС, направленной на содействие реформам, строительству эффективной рыночной экономики, гражданского общества и демократического государства в России. В-третьих, по-новому сформулированы задачи и возможности политического диалога между Сторонами в связи с переходом ЕС к общей внешней политике и политике безопасности, а также курсом на проведение собственной оборонной политики. В-четвертых, уточнены и дополнены — по сравнению с СПС — положения, касающиеся взаимодействия в таких областях как защита окружающей среды и здравоохранение, высшее образование и подготовка кадров, сближение законодательств и стандартов, развитие регионального и трансграничного сотрудничества, совместная борьба с организованной преступностью.

В документе четко обозначены условия стратегического партнерства: ЕС исходит из того, что целью внутренней политики в России остается продвижение к демократии, правовому государству, реально гарантирующему права человека, к социально ориентированной рыночной экономике. В течение всех последних лет руководители ЕС и входящих в него государств неоднократно подчеркивали, что их помощь России имеет смысл только в том случае, если она сама будет последовательно осуществлять реформы. Несомненно и то, что, осуществляя свою стратегию, Союз будет руководствоваться прежде всего собственными интересами, используя все свои преимущества и весь свой опыт «жесткого» партнера.

«Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.)» — была представлена делегацией России на Хельсинкском саммите 22 октября 1999 г. «Основными целями стратегии, — говорится в документе, — являются обеспечение национальных интересов и повышение роли и авторитета России в Европе и мире путем создания надежной общеевропейской системы коллективной безопасности, привлечение хозяйственного потенциала и управленческого опыта Европейского Союза для содействия развитию социально ориентированной рыночной экономики России, базирующейся на принципах справедливой конкуренции, и дальнейшее строительство демократического правового государства... Стратегия направлена на формирование и укрепление партнерства России и Европейского Союза в общеевропейских и мировых делах, предупреждение и разрешение мирными совместными усилиями локальных конфликтов в Европе с акцентом на международное право и неприменение силы. Она предполагает построение единой Европы без разделительных линий, проведение курса на взаимосвязанное и сбалансированное усиление позиций России Европейского Союза в рамках мирового сообщества XXI века».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.