1. На саммитах Глав государств / Глав правительств, которые проводятся дважды в год и определяют стратегические направления развития партнерства.
2. На министерском уровне на ежегодном заседании Совета сотрудничества. На саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 года было решено усилить Совет сотрудничества, трансформировав его в Постоянный Совет партнерства. Ожидается, что благодаря работе ПСП сотрудничество между ЕС и Россией станет более эффективным и прозрачным. Он станет более гибким инструментом в сравнении с Советом сотрудничества, так как сможет собираться чаще (при необходимости) и в самых разных форматах (например, на уровне министров юстиции; министров окружающей среды) для обсуждения конкретных вопросов. ПСП будет работать в качестве координационно-распорядительного органа для решения всех вопросов нашего сотрудничества.
3. Между парламентариями в рамках Комитета парламентского сотрудничества между Европейским парламентом и Государственной Думой. Комитет возглавляется двумя сопредседателями: членом Европейского парламента Бартом Стасом и Заместителем Председателя Государственной Думы Олегом Морозовым.
4. Между высокими должностными лицами обеих сторон: политический диалог на встречах Тройки политических директоров. Во встречах Тройки участвуют должностные лица со стороны России, страны - председателя ЕС, следующей страны - председателя ЕС, Верховного Представителя ЕС по общей внешней политике и безопасности / Секретариата Совета и Европейской Комиссии.
В целом СПС создало солидную основу для долговременного и стабильного сотрудничества между Россией и ЕС. В определенном смысле его можно назвать уникальным; другого такого соглашения с наиболее развитыми государствами современного мира, конкретно – с Соединенными Штатами и Японией, Россия не имеет и вряд ли заключит его в ближайшие годы.
ЕС считает Россию одной из главных держав, играющих ключевую роль в обеспечении мира и стабильности. ЕС граничит со многими нестабильными регионами. В этих условиях партнерство России является обязательным в любых усилиях, противодействующих обороту наркотиков, торговле людьми и нелегальному ввозу в ЕС огнестрельного оружия из этих нестабильных регионов или через них.
В то же время и Россия нуждается в ЕС. ЕС с входящими в него государствами представляет более 455 миллионов граждан, а его совокупный внутренний валовой продукт — 10 триллионов евро. Растет вес ЕС и на политической арене. Каждый кризис единой политики ЕС в области международных отношений и безопасности укреплял решимость ЕС идти по пути совершенствования дальнейшей деятельности.
Подобно России ЕС верит в основополагающий характер эффективной многосторонней политической системы, которая руководствуется в своей деятельности законом и стержнем которой является сильная ООН. Можно сказать, что Россия и ЕС разделяют общее видение мира, хотя их отношения иногда складываются непросто.
Рассмотрим более детально возникающие проблемы во взаимоотношениях России и ЕС.
Начнем с борьбы с терроризмом, которая объединила все цивилизованные сообщества, включая, естественно, Россию и Европейский Союз. Чтобы не допустить повторения Нью-Йорка, Бали, Касабланки, Мадрида или Беслана, государства-члены ЕС предприняли меры по активизации своих антитеррористических действий. Поэтому ЕС стремится расширить эту деятельность, укрепив сотрудничество с Россией, подобно тому, как это сделано с Соединенными Штатами. ЕС и России следует интенсифицировать обмен информацией и объединить силы для уничтожения финансовой инфраструктуры террористических движений.
Тесное сотрудничество между Россией и Европейским Союзом уже имеет место в другой критически важной сфере — экономике. Половина объема международного торгового оборота России приходится на долю ЕС. ЕС и входящие в него государства представляют собой наиболее важный источник прямых иностранных инвестиций в России.
Процветающая современная Россия — это то, что нужно Европейскому Союзу. Процветание и современная государственная структура России дают возможность увеличивать торговый оборот, объем инвестиций, количество используемых новых технологий и уменьшить загрязнение окружающей среды. Вот почему Европейский Союз предложил России статус «максимального благоприятствования в торговле», что означает, что российский экспорт облагается низкими таможенными пошлинами. Прямая выгода для России от этого снижения пошлин составляет 300 миллионов евро в год. Вот почему ЕС последовательно поддерживает стремление России вступить во Всемирную торговую организацию и приветствует решение российского правительства представить для ратификации в Думу Киотский протокол. ЕС надеется, что Россия быстро ратифицирует этот протокол, что внесет важный вклад в сохранение окружающей среды в глобальном масштабе.
По мнению ЕС, России необходимо улучшить свой инвестиционный климат, поскольку страна вновь переживает период бегства капитала. С этим связана и сдержанная позиция потенциальных европейских инвесторов. Они выражают недовольство тем, что регистрационные правила слишком сложны, что их права собственности не имеют адекватной защиты и что их облагают более высокими сборами за использование услуг государства, чем российские компании.
Эти проблемы подводят к третьему кругу вопросов, вызывающих взаимную озабоченность: демократия и верховенство закона. Один российский парламентарий, посетивший ЕС, высказался недавно в том смысле, что «слишком много демократии может быть плохо для нас». Подобное замечание заставляет задать вопрос, достаточно ли четко ЕС определяет свою позицию, когда говорит о своей приверженности демократии. Многие парламенты в Европейском Союзе выразили свою озабоченность тем, что в своей борьбе с терроризмом Россия фактически приносит в жертву столь важное сочетание демократии и верховенства закона.
ЕС также заинтересованы в культурном обмене и интенсификация мобильности в академической сфере. ЕС и государства-члены уже предложили места в европейских университетах сотням российских студентов. ЕС предлагает упростить взаимное признание университетских дипломов и поощрять научное сотрудничество, предлагает развивать программы обмена для кинематографистов и артистов.
Анализируя место ЕС в международных приоритетах России, необходимо иметь в виду, что именно он является главным интегратором в Европе и уже сейчас фактически, а через 10 - 15 лет и формально будет представлять в мировой экономике и политике почти все европейские страны, вплоть до западных границ России, Украины и Беларуси. К тому же, по своей компетенции и сфере деятельности эта организация имеет универсальный характер, а принимаемые ею решения по многим ключевым вопросам, в том числе затрагивающим интересы всех европейских народов, являются обязательными для входящих в нее государств.
Из сказанного вытекает, что России необходимо использовать сотрудничество с Евросоюзом, во-первых, для решения тех экономических, политических и иных вопросов, которые входят в его компетенцию и могут быть предметом прямого соглашения с ним, и, во-вторых, для обсуждения, в рамках политического диалога с ЕС, и сближения позиций по вопросам, которые входят в компетенцию других европейских организаций (Совет Европы, ОБСЕ, НАТО, региональное сотрудничество в Северной Европе, в бассейнах Балтийского, Черного и Средиземного морей) или национальных государств.
Взаимный учет интересов России и ЕС — это вопрос не столько принципов, сколько практики сотрудничества. Такая практика складывается в конкретных делах, под влиянием различных обстоятельств, в том числе соотношения сил, уменья использовать все общепринятые инструменты защиты своих экономических позиций на мировых рынках, опыта ведения переговоров и т. п. Во всем этом западноевропейские страны имеют значительные преимущества перед Россией и нередко используют их в собственных целях, далеко не всегда считаясь с ее интересами. Более эффективной защите этих интересов способствовали бы:
- совершенствование законодательства, касающегося ее внешнеэкономических связей;
- использование всех возможностей защиты интересов российских производителей внутри и вне страны, предоставляемых положениями СПС;
- более искусная и, одновременно, более «жесткая» манера ведения дел с ЕС, который известен во всем мире как один из самых «жестких» визави на торгово-экономических переговорах.
Саммиты Россия-ЕС проходят один раз в шесть месяцев. На них обсуждаются аспекты отношений между Российской Федерацией и Евросоюзом, а также определяются пути развития этих отношений.
Дадим общую характеристику проходивших саммитов.
29 мая 2000 г. — саммит ЕС-Россия в Москве, давший новый импульс сотрудничеству между Российской Федерацией и Европейским Союзом.
30 октября 2000 г. – на саммите ЕС-Россия в Париже была принята Совместная декларация о начале регулярного диалога в энергетической области.
17 мая 2001 г. – на саммите ЕС-Россия в Москве решено создать совместную группу для разработки концепции общего Европейского экономического пространства (ЕЭП).
3 октября 2001 г. – на саммите ЕС-Россия в Брюсселе были затронуты четыре основные темы: борьба с международным терроризмом, сотрудничество в вопросах внешней политики и безопасности, энергетический диалог, разработка концепции Европейского экономического пространства. По каждой были приняты отдельные документы, составившие приложение к Совместному заявлению.
29 мая 2002 г. — саммит ЕС-Россия в Москве, на котором были рассмотрены вопросы двустороннего сотрудничества, касающиеся разработки концепции общего Европейского экономического пространства, реализации Киотского протокола, экологических проблем «Северного измерения», диалога по вопросам безопасности и управления кризисами в Европе и др. Приняты совместные заявления по энергодиалогу, Ближнему Востоку и ситуации в индийско-пакистанских отношениях.
11 ноября 2002 г. — саммит ЕС-Россия в Брюсселе принял совместное заявление по Калининграду (введение с 1 июля 2003 г. упрощенного транзитного документа для российских граждан, следующих через территорию Литвы, безостановочный транзит высокоскоростных поездов после вступления Литвы в ЕС, дальнейшее регулирование транзита грузов, экономическое развитие Калининградской области). Участники саммита приняли третий обобщающий доклад, касающийся энергетического диалога ЕС-Россия, а также доклад Группы высокого уровня по Общему европейскому экономическому пространству.
31 мая 2003 г. – саммит ЕС-Россия в Санкт-Петербурге, приуроченном к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга, разработал идею четырех "общих пространств" между Россией и ЕС. Брюссель заверил Москву в желании придать отношениям с ней приоритетный характер. Ведь с расширением границ единой Европы Россия оказывалась стороной ущемленной экономически. Однако оказалось, что учитывать интересы России в Брюсселе не торопятся. Так и "завис" вопрос с калининградским транзитом, который должен был быть решен еще до расширения союза. А вопрос о создании четырех «общих пространств» уперся в нежелание Брюсселя, где теперь появились и голоса 10 новых членов, не испытывающих большой симпатии к Москве, играть с Москвой на равных. Похоже, что ЕС исходит из права сильного, ведь после расширения общий валовой продукт Евросоюза составляет 10 триллионов евро. Для сравнения российский – около 600 миллиардов.
6 ноября 2003 г. – саммит ЕС-Россия в Риме. Президент Владимир Путин фактически попрощался с Европейским Союзом в его нынешнем виде. Обсуждался вопрос о вступлении в ЕС с 1 мая 2004 г. 10 новых стран Средиземноморья, Восточной Европы и Балтии. Итоговое заявление саммита призывает уделить «особое внимание заблаговременному включению вступающих стран в Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией», а также стремиться «к достижению прогресса по неурегулированным вопросам с целью их скорейшего разрешения». Наиболее значимым событием римских переговоров стало принятие концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП), над которой в течение последних двух лет работала специально созданная группа высокого уровня (ГВУ) во главе с вице-премьером российского правительства Виктором Христенко и членом Европейской Комиссии Крисом Паттеном, ответственным за внешние связи. ОЕЭП — одна из весьма масштабных целей, поставленных в рамках российско-европейского диалога, который заметно активизировался после прихода в Кремль президента Владимира Путина. Принятый документ носит скорее декларативный, а не практический характер. Концепция констатирует, что существующий серьезный потенциал для роста взаимной торговли и инвестиций ЕС и России «используется не в полной мере». ОЕЭП призван улучшить данную ситуацию, его цель – «открытый и интегрированный рынок между Россией и ЕС, основанный на общих или совместных правилах и системах регулирования, включая совместимую административную практику, обеспечивающий взаимодополняющий эффект развития и использование преимуществ экономики масштаба и, как следствие, гарантирующий повышение конкурентоспособности обеих сторон на внешних более крупных рынках. В конечном итоге ОЕЭП должно охватить большинство секторов экономики». Документ отмечает, что «основными инструментами, которые должны применяться в данных сферах, являются открытие рынка, сближение в области регулирования и облегчение торговли».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5