Рефераты. Стратегические экономические интересы Украины и Российской Федерации в бассейне Азовского моря

заключения соглашений о трансграничном сотрудничестве в отдельных сферах;

создания и реализации проектов (программ) трансграничного сотрудничества и специальных совместных проектов (программ), направленных на решение конкретных общих задач и удовлетворение интересов территориальных общин.

Долгосрочной основой эффективного украинско-российского сотрудничества в бассейне Азовского моря может быть организация еврорегиона "Азов", который может стать достаточно крупным центром региональной международной экономики, формируемой на контактах природоцелостного образования - физико-географического района Азовского моря.

В рамках расширения и углубления украинско-российского научного сотрудничества в экономико-экологической сфере, связанной с эффективным использованием природно-ресурсного потенциала Азовского моря, существуют проблемы, требующие немедленного решения. Для этого необходимо:

подготовить научно обоснованные рекомендации по ликвидации экономико-экологических последствий аварий судов в Керченском проливе (11 ноября 2007 г), в результате которых в водную среду попало более 6 тыс. т серы и 1 - 2 тыс. т мазута8;

провести комплексную экономико-экологическую оценку последствий возможного сооружения и функционирования гравитационной гидротехнической дамбы в районе косы Тузла;

разработать научно обоснованные предложения по оптимизации режима функционирования Керченского пролива с учетом решения проблемы безопасности судоходства в Керчь-Еникальском канале;

предоставить рекомендации по экономико-экологическому обоснованию и разработке механизмов согласования осуществляемых и планируемых проектов строительства и расширения (или строительства новых) перевалочных мощностей в районе Керченского пролива и других районах, затрагивающих экономические, экологические и иные интересы сторон;

подготовить проект межгосударственного соглашения о совместном использовании, охране и воспроизводстве природных ресурсов Азовского моря;

согласовать украинскую "Общегосударственную программу охраны и воспроизводства природной среды Азовского и Черного морей" с соответствующими программами Российской Федерации;

согласовать украинские и российские нормативно-правовые системы регулирования экономической и природоохранной деятельности в Азовском море;

разработать скоординированную систему мероприятий по уменьшению антропогенного воздействия на экосистему Азовского моря;

разработать специальную программу по обеспечению ресурсно-экологической безопасности хозяйственной деятельности в бассейне Азовского моря;

разработать экономико-экологический механизм предотвращения (уменьшения) вспышек биомассы медуз в Азовском море и выработать рекомендации по максимальному сокращению ущерба, наносимого ресурсно-экологическому потенциалу моря и экономике обоих государств;

разработать и внедрить интегрированную бассейновую систему управления природными ресурсами Азовского моря на основе современных ГИС-технологий.

Особо важным вопросом украинско-российского сотрудничества в Азовском море является обеспечение безопасности хозяйственной деятельности, в том числе в части инженерно-экологической проблематики, контроля и защиты береговой зоны от опасных экзогенных процессов, сохранения биологического разнообразия морских сообществ, предотвращения разливов нефти и ликвидации их последствий. В этом плане актуален вопрос разработки совместного плана ликвидации аварийных разливов нефти в акватории Азовского моря и Керченского пролива.

Украина и Россия стоят перед необходимостью формирования, закрепления и расширения адекватных представлений о стратегических интересах обеих стран в бассейне Азовского моря; всемерного расширения сотрудничества и выхода на новый уровень понимания и доверия как ключевого фактора совместного разрешения сложных экономических, ресурсно-экологических и стратегических проблем. В стратегическом компоненте украинско-российских отношений в бассейне Азовского моря ведущую роль следует отвести долгосрочным экономическим интересам, например: выгодной для обеих сторон реализации амбициозных проектов транспортного коридора Крым - Кавказ (через Керченский пролив) и канала "Евразия" (Каспийское море - Черное море); совместному использованию и воспроизводству рыбопромыслового потенциала Азовского моря (в прошлые годы добыча достигала здесь 400 тыс. т в год); освоению месторождений газа и газоконденсата, с учетом обеспечения экологической безопасности; развитию индустрии туризма и др.

Акцентируя в данной работе внимание на проблеме эффективного освоения ресурсно-экологического и экономического потенциалов Азовского моря и возможностей разрешения экономико-экологических конфликтов в Приазовье, а также учитывая интересы Украины и России, считаем необходимым обратить внимание на некоторые перманентные факторы, которые можно рассматривать и как ресурс для развития украинско-российского сотрудничества в азовском регионе:

а) благоприятные и достаточно мощные предпосылки и условия для существенного улучшения и развития на новой равноправной и взаимовыгодной партнерской основе экономического, экологического и другого сотрудничества, что обусловливается общей историей, глубокими традициями экономических, гуманитарных, научно-технических и иных связей, единством природной среды и желанием ее сохранить для настоящих и будущих поколений;

б) особые интеграционные интересы, связанные с выгодным для двух стран использованием морского пространства, рыбных ресурсов, полезных ископаемых морского дна, курортно-рекреационного потенциала и транспортных коммуникаций (такой интерес диктуется пониманием того факта, что ни Украина, ни Россия без содействия другой стороны не сможет решить существующие здесь ресурсно-экологические и экономические проблемы).


Выводы


1. Долгосрочные интересы Украины и России в бассейне Азовского моря, связанные с освоением его богатейшего ресурсного потенциала (транспортные, рекреационные, живые, минеральные и энергетические ресурсы) и обеспечением экономико-экологической безопасности в Приазовье, могут быть эффективно реализованы только на основе организации устойчивого стратегического партнерства, в котором должны доминировать уважение суверенитета и равноправие соседних суверенных государств, невмешательство во внутренние дела друг друга, взаимовыгодность, постоянное углубление равноправных партнерских отношений в соответствии с общепризнанными нормами международного права, в частности Устава ООН, укрепление мира и безопасности в Азово-Черноморском бассейне.

2. Методологической основой и инструментом взаимовыгодной реализации тактических и стратегических интересов Украины и России в бассейне Азовского моря являются применение принципов теории интегрированного управления, создание интегрированной системы управления использованием ресурсов Азовского моря и обеспечением экономико-экологической безопасности Приазовья в геоэкономических интересах обеих стран, а также формирование адекватного институционального базиса для устойчивого стратегического партнерства.

3. Особое внимание следует уделить крупномасштабным проектам, в частности строительству транспортного перехода через Керченский пролив "Крым - Кавказ" и канала "Евразия". Строительство канала "Евразия", который должен соединить Каспий и Черное море, создаст новый водный путь между Каспием и Азовом, что существенно повысит геоэкономическое значение Азовского региона и позволит Украине и России получить дополнительный ресурс для развития и усиления их геополитических позиций в Азово-Черноморско-Каспийском регионе.

4. Пути повышения эффективности трансграничного межрегионального сотрудничества в бассейне Азовского моря и достижение целей ускорения социально-экономического развития украинского и российского Приазовья следует рассматривать в контексте перспектив формирования Азовского еврорегиона. Основой для этого может послужить создаваемый в настоящее время Черноморский еврорегион.

5. Украинский вектор российских интересов и российский вектор украинских интересов, при всех своих возможных расхождениях, в сумме должны определить вектор развития Азовского региона в интересах двух стран, если оба они будут построены в единой системе координат с единой точкой отсчета.


Литература


1.                 Концепція економічної безпеки України (керівник проекту Л.М. Геєць). К., "Лотос", 1999.56 с;

2.                 Закон Украины "Об основах национальной безопасности Украины" (утвержден 19 июня 2003 г. №964-IV). "Голос Украины" № 134, 2003, с. 20-21;

3.                 Дергачев В.А., Кухарская Н. А., Тараканов II.Л. Геоэкономические основы национальной безопасности. Одесса, ИПРЭЭИ НАН Украины, 2005, 154 с;

4.                 Экономическая безопасность государства и интеграционные формы ее обеспечения. (Под ред. В.К. Вороновского и И.В. Недина). К., "Знання України", 2007, 392 с.

5.                 Богданов И.Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М., ИСПИРАН, 2001,260 с.

6.                 Кудряченко АЛ. Геополітичні виклики сучасної України. "Стратегічні пріоритет" № 1, 2006, с.167-174.

7.                 Петренко И. Индикативная система общей безопасности хозяйствующего субъекта. "Вопросы экономики" № 1, 2008, с.149-154.

8.                 Волович О. Політика Росії, Туреччини, США і ЄС в Чорноморсько-Каспійському регіоні: взаємодія і суперництво. "Чорноморська безпека" № 1, 2008, с.11-14

9.                 Xількевіч В., Лосев Є. Основні тенденції розвитку ситуації в Чорноморському регіоні: Загрози і виклики України. "Чорноморська безпека" № 1, 2008, с.26-32

10.            Буркинский Б.В., Степанов В. ІЇ. Черноморский регион: экономико-экологические конфликты и поиски путей их разрешения. "Экономические инновации". Вып.29. Украинское Причерноморье как субъект экономического, социального и экологического пространства. Одесса, ИПРЭЭИ ПАН Украины, 2007, с.9-17.

11.            "Голос Украины" № 134, 2004, с.7.

12.            Матишов Г.Г., Бердников С.В., Савицкий Р.М. Экосистемный мониторинг и оценка воздействия разливов нефтепродуктов в Керченском проливе. Аварии судов в ноябре 2007 г. Ростов-на-Дону, ЮНЦ РАН, 2008, 79 с.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.