Содержание
Введение
1. Стратегические экономические интересы украины и российской федерации в бассейне азовского моря
Выводы
Литература
После распада СССР для стран СНГ исключительной актуальностью характеризуется проблема экономической безопасности в рамках новых парадигм обеспечения национальной безопасности, формированием которых в последние годы активно занимаются как в Украине, так и в Российской Федерации (РФ).
Экономическая безопасность неразрывно связана с экологической и социальной безопасностью. Для двух государств, в частности для Украины и России, использующих трансграничные ресурсы (природные и пространственные), например ресурсы Азовского моря, по нашему мнению, целесообразно использовать новые парадигмы реагирования на геополитические вызовы, "общую безопасность" субъектов хозяйственной деятельности и др.
Вопрос обеспечения общей безопасности становится особенно актуальным в процессе активизации морской деятельности государства в акваториях полузакрытых Азовского и Черного морей. Российская Федерация, которая в последнее десятилетие значительно активизировала свою морскую деятельность, может служить примером для Украины, стремящейся стать крупным морским государством. Этот опыт особенно важен для укрепления экономической безопасности, а также поиска путей и направлений повышения устойчивости социально-экономического развития.
В работе обсуждены экономические и ресурсно-экологические интересы Украины и Российской Федерации в бассейне Азовского моря, которые имеют стратегическое значение для обеих стран. Рассмотрен вопрос поиска эффективных организационных форм украинско-российского сотрудничества в этом регионе.
В системе формирования новой национальной морской политики в контексте повышения конкурентоспособности морского хозяйства как в Украине, так и в России весьма важное место занимает Азовское море. Здесь сосредоточены уникальные природные ресурсы, которые имеют большое значение для развития экономики украинского и российского Приазовья и смежных регионов, объективно заинтересованных в эффективном освоении этого потенциала. Системное представление украинских и российских интересов в Азовском регионе приведено на рисунке.
Государственные интересы двух стран в бассейне Азовского моря и их приоритетность обусловлены конкретными ситуациями, которые возникают в этом и Черноморско-Каспийском регионах, а также далеко за их пределами. Приоритетными национальными интересами Украины в бассейне Азовского моря являются:
утверждение и защита государственного суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности государственных границ, недопустимость вмешательства во внутренние дела обеих стран;
рациональное использование богатейших природных ресурсов Азовского моря и Прикерченского района Черного моря, сохранение окружающей природной среды;
интеграция региона в европейские системы, развитие экономического, экологического, правового пространства и системы обеспечения безопасности.
Интересы Украины и России в решении эколого-экономических проблем Азовского моря сводятся к следующему:
снижение уровня загрязнения моря и антропогенного воздействия на его экосистему;
уменьшение риска для здоровья людей, связанного с загрязнением морских вод и береговой зоны;
сохранение и воспроизводство биологического разнообразия природных ландшафтов береговой зоны и мест обитания биологических видов;
экологически и экономически эффективное использование, воспроизводство морских рыбных ресурсов и развитие аквакультурных видов деятельности;
предотвращение разрушения морских берегов и охрана земель в прибрежной полосе моря;
создание системы интегрированного управления природопользованием в бассейне Азовского моря.
Инструментами реализации указанных интересов двух стран являются:
разработка совместной украинско-российской программы охраны и возрождения Азовского моря;
создание действенной системы мониторинга для оценки влияния природных и антропогенных факторов на окружающую природную среду;
привлечение общественности к реализации природоохранных мероприятий, повышение уровня экологического образования и просвещения населения.
Для Украины и России одним из важных стратегических интересов, безусловно, является обеспечение стабильности и сохранности региональной безопасности в Азовском, а в более широком понимании - в Азово-Черноморско-Каспийском регионах. В условиях расширяющихся тенденций экономического освоения Азово-Черноморского региона и обострения международных ресурсных проблем он может стать ареной крупных экономических и экологических противоречий,
Следует особо подчеркнуть, что эффективное решение экономико-экологических проблем Азовского моря, связанных с использованием природных ресурсов и обеспечением экотехногенной безопасности в Приазовье, возможно при достижении определенного уровня устойчивого стратегического партнерства (УСП) между Украиной и Россией. Без создания соответствующего институционального базиса УСП и политической воли со стороны руководства обоих государств решить экономико-экологические проблемы Азовского моря невозможно. В связи с этим особую актуальность для эффективного решения экономических, ресурсно-экологических и политических проблем в бассейне приобретает фактор укрепления стратегического партнерства и добрососедских отношений. Такая постановка вопроса просто необходима в условиях действия ряда новых внешних факторов: влияния на регион социально-экономических и социально-политических конфликтов в Крыму и на Северном Кавказе; резкой активизации политической, экономической и иной деятельности третьих стран, а также военно-политических и экономических группировок в Черноморско-Каспийском регионе, которая в отдельных случаях противоречит долгосрочным трансграничным интересам обеих стран в Азово-Черноморском бассейне.
Необходимо отметить, что Азовское море целиком находится в границах Украины и России. Здесь формируются достаточно крупные морехозяйственные системы, базу которых составляют морские транспортные коммуникации, освоение биологических ресурсов, развитие марикультуры, рекреационные хозяйства, припортовая металлургия, наличие полезных ископаемых (газа и газоконденсата) и др. Азовское море - регион возрастающих украинско-российских устремлений и противоречий. Оптимизация взаимовыгодных интересов возможна только через стратегическое партнерство на основе диверсификации форм трансграничного сотрудничества. Одно из главных направлений такого сотрудничества - установление правового статуса и правового режима Азовского моря и Керченского пролива, с учетом долгосрочных интересов Украины и России, государственных границ как фактора предотвращения территориальных споров и повышения компетенции и ответственности каждого из государств в Азовском бассейне.
При благоприятных условиях, скоординированном и целеустремленном украинско-российском партнерстве Азовский регион экономического сотрудничества мог бы стать "локомотивом роста". Таковым его можно будет считать, если он будет удовлетворять следующим условиям:
будет сформирована устойчивая тенденция развития транспортного комплекса, в том числе пассажиро- и грузопотоков;
будет создан научно-образовательный центр мирового или государственного значения;
будет реализован высокий научно-технический, интеллектуальный, кадровый и социально-экономический потенциал;
будет сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны (в данном случае для двух стран - Украины и России);
будет задействовано стратегическое партнерство власти (в данном случае Украины и России), гражданского общества и бизнеса;
будет осуществляться (и это уже происходит) весомый вклад в прирост ВВП двух стран и каждой из них в отдельности;
в ближайшие 10-12 лет данный регион может стать ориентиром для соседних территорий.
По нашему мнению, эффективная реализация экономических, экологических и других интересов двух стран в бассейне Азовского моря возможна на основе:
1) формирования институционального базиса согласования хозяйственной и иной деятельности на этой территории;
2) организации действенной системы трансграничного сотрудничества, направленного на восстановление и углубление экономических, экологических, социальных, научно-технических, культурных и других отношений между приграничными территориями (районами);
3) создания интегрированной системы управления использованием природных ресурсов Азовского моря и обеспечением экологической безопасности Приазовья в контексте долгосрочных интересов двух государств.
Проблема формирования институционального базиса согласованной хозяйственной деятельности Украины и РФ в бассейне Азовского моря связывается, прежде всего, с обоснованием нового правового статуса Азовского моря путем всеобъемлющей проработки следующих вариантов:
1) море с международно-правовым статусом в классическом варианте (выделяются внутренние морские воды, территориальное море, исключительные экономические зоны Украины и РФ);
2) море со смешанным статусом - международно-правовым и статусом внутренних вод одного из приазовских государств;
3) море с международно-правовым статусом - Украина и РФ устанавливают внутренние воды и территориальное море, остальное пространство передается в общее совместное использование;
4) внутреннее море Украины и внутреннее море РФ, находящиеся в совместном использовании;
5) внутреннее море Украины и внутреннее море РФ.
По последнему направлению реализации интересов Украины и России необходимо отметить следующее. Обе страны объективно заинтересованы в организации эффективной системы трансграничного сотрудничества в бассейне Азовского моря, которое охватывало бы разнообразные по форме и содержанию взаимосвязи между их территориями. Расширение трансграничного сотрудничества в бассейне Азовского моря является одновременно инструментом социально-экономического развития приграничных территорий, реализации евроинтеграционных принципов сотрудничества, повышения конкурентоспособности и конвергенции приграничных территорий (районов).
Активность Украины в плане развития трансграничного сотрудничества на российском направлении крайне недостаточна в сравнении с западным направлением (протяженность общей границы Украины и России составляет около 2300 км, а Украины и стран Европейского Союза - 1390 км). Из 15 проектов трансграничного сотрудничества, реализуемых в настоящее время согласно Постановлению Кабинета Министров Украины "Об утверждении программы развития трансграничного сотрудничества на 2007-2010 годы" от 27 декабря 2006 г., которым предоставляется государственная финансовая поддержка, на российском направлении выполняется только один, и тот чисто символически (на 2008 г. было выделено 190 тыс. грн., то есть менее 38 тыс. дол., что составляет около 5% от общего объема финансирования).
Особого внимания заслуживает расширение сфер поиска эффективных организационных форм украинско-российского сотрудничества в бассейне моря. Согласно принятому Закону Украины "О трансграничном сотрудничестве" такое взаимодействие может осуществляться путем:
установления и развития взаимовыгодных контактов между субъектами трансграничного сотрудничества - территориальными общинами, их представительскими органами, местными органами исполнительной власти, взаимодействующими с территориальными общественными организациями и соответствующими органами власти другого государства;
Страницы: 1, 2