5. ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Валютно-финансовый механизм внешнеэкономических связей страны тесно связан с ее валютной политикой. В условиях дерегулирования мировых валютных рынков либерализация валютной политики стран с развитой рыночной экономикой, с одной стороны, учитывает произошедшие структурные изменения в мировой валютной системе, а с другой стороны, обеспечивает комплекс мер, направленных на оперативное управление валютным курсом, деятельностью валютного рынка и международной валютной ликвидностью.
Механизмом реагирования на изменения, произошедшие в мировой валютной системе и на национальных валютных рынках, стало валютное регулирование, которое представляет собой комплекс мер в сфере международных экономических отношений, направленных на упорядочение движения валютных потоков как внутри страны, так и на мировом валютном рынке. Валютное регулирование органично интегрируется в систему денежно-кредитного регулирования и позволяет странам, используя законы рынка, разрешать противоречия внутренних и внешних приоритетов экономической политики.
Являясь важным связующим звеном национальной экономики с мировой, валютное регулирование позволяет, с одной стороны, с большей эффективностью использовать все преимущества от участия в мирохозяйственных связях, а с другой стороны, ограничивать негативные воздействия мирового рынка на снижение курса национальной валюты, приостанавливать бегство национальных и зарубежных инвестиционных капиталов, защищать национальных производителей и экспортеров от международной конкуренции. Таким образом, валютное регулирование вместе с валютным контролем являются важной частью механизма, обеспечивающего экономическую безопасность национального хозяйства и развитие ее внешнеэкономических связей.
Важное место валютного регулирования в экономической политике страны определяется следующими целями валютной политики, которые могут быть с его помощью достигнуты:
1) поддержание стабильности национальной денежной единицы и обеспечение неинфляционного экономического роста;
2) обеспечение системы взаиморасчетов с другими странами;
3) обеспечение перелива капиталов между отраслями и между странами;
4) создание условий для сбалансированности платежного баланса;
5) формирование золотовалютных резервов страны.
Система валютного контроля представляет собой совокупность мер по реализации порядка перемещения различных форм валютных ценностей между странами, определенного их законодательством. В рамках валютного контроля осуществляется комплекс мер в виде запрета, лимитирования, регламентации, задержки совершения операций с валютными ценностями или распоряжения ими, которые принимают форму валютных ограничений. В той степени, в какой меры валютного контроля и валютных ограничений заставляют участников валютного рынка поступить так, как предписано регулирующими органами, и изменить направление движения валютных и финансовых потоков, на внутреннем и на мировом валютных рынках, валютный контроль носит регулирующий характер.
В качестве главных целей валютного контроля и валютных ограничений можно выделить следующие:
обеспечение экономической безопасности;
стимулирование развития внешнеэкономических связей;
формирование валютных резервов стран;
выполнение международных обязательств стран.
Для выполнения таких мер создается механизм валютного контроля за внешнеэкономической деятельностью, который определяет формы и методы контрольной деятельности, а также специальные органы, участвующие в процессе контроля, которые меняются в связи с направлениями валютной политики.
Важным условием функционирования валютно-финансового механизма внешнеэкономических связей являются достаточные объемы официальных валютных резервов, без которых невозможно финансирование государственных закупок за рубежом и решение задач валютной политики:
обеспечение платежей по обслуживанию внешней задолженности;
поддержание стабильного курса рубля.
В условиях дестабилизации денежной системы страны для укрепления национальной валюты некоторыми странами был использован особый валютно-финансовый механизм реализации валютной политики, получивший название валютного управления (currency board, иногда называемое политикой "валютного совета").
Условием валютного управления является такой высокий уровень резервов, что эмитируемая валюта должна стать совершенно надежной. Считается, что объем резервов должен быть больше, чем 100% эмитируемых денег, для того, чтобы они были обеспечены в случае падения цены активов, в которых представлены резервы. Некоторые активы могут приносить доход (например, векселя, облигации Казначейства США), но большую их часть должна составлять валюта, к которой привязаны отечественные деньги. Объем денежной массы может увеличиваться только с ростом валютных резервов. Эта политика вводит запрет на операции центрального банка на открытом рынке, а при жесткой фиксации валютного курса ограничиваются возможности центрального банка оперировать косвенными инструментами – маневрировать процентными ставками и в целом выполнять свои регулирующие функции.
Еще одним условием стабильности эмитируемой валюты является независимость эмиссионного института, в первую очередь от правительства.
К числу стран, где валютное управление позволило снизить инфляцию, относятся, во-первых, небольшие страны, экономика которых близка к открытой, где возможное ухудшение баланса текущих операций может финансироваться за счет притока иностранного капитала в экономику в виде прямых инвестиций. Примером является Эстония, валюта которой была привязана к немецкой марке, а проведение жесткой макроэкономической политики позволило снизить инфляцию с 1069% в 1992 году до 29% в 1995 году. В Литве политика валютного управления позволила снизить инфляцию с 390,2% в 1993 году до 72% в 1994 году. Следуя их примеру, в 1997 году ввели валютное управление такие страны, как Болгария, Босния и Герцеговина. Ко второй группе стран можно отнести такие страны, как Мексика, Аргентина, Бразилия. Этим странам удалось провести подготовительные меры благодаря существенной финансовой подпитке от МВФ, хотя сокращение социальных программ как части государственных расходов потребовало больших социальных жертв.
К положительным результатам относится то, что валюта страны, в которой введено валютное управление, не может быть девальвирована, что получило подтверждение во время кризиса в Мексике, когда убегающие капиталы из экономики латиноамериканских стран оказали влияние на курс их валют, но не на курс аргентинского песо. В Аргентине, проводившей политику "валютного совета", изъятие депозитов и вложение денег в наличные доллары не имело смысла, а поскольку наличный доллар является активом с нулевой доходностью по сравнению с банковскими депозитами, бегство капиталов из банков быстро сменилось их притоком.
Однако политика "валютного совета" не может защитить открытую экономику стран от финансового кризиса в других странах. Кризис мексиканской экономики в конце 1994 года вызвал кризис доверия к банкам и экономике Аргентины. Замедлился приток инвестиционных капиталов, упал курс государственных ценных бумаг и акций аргентинских предприятий. Были существенно ослаблены позиции банков с большой долей государственных обязательств, а многие банки должны были разориться.
Наряду с положительными результатами валютное управление имеет и слабые стороны. Девальвация мексиканского песо в 1994 году привела к бегству иностранных капиталов из Латинской Америки, в том числе и из Аргентины. В условиях валютного управления аргентинский Центральный банк не мог оказать поддержку банкам, страдающим от бегства капиталов и от обесценивания государственных бумаг.
Вводя валютное управление, страна практически устанавливает зависимость национального денежного обращения от валюты иностранного государства, снижение курса которой будет оказывать понижающее влияние на национальную денежную единицу, ставит экономику в зависимость от политики другого государства и ведет к потере национального экономического суверенитета.
6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Кредитно-финансовые отношения – это экономические отношения между кредитором и заемщиком при использовании кредита (ссуды) в денежной или товарной форме на условиях возвратности и обычно с выплатой процента.
В кредитно-финансовые отношения вступают почти все участники международных экономических отношений. Особенно нуждаются в кредитах участники внешней торговли. У одних – импортеров – ощущается недостаток валюты, чтобы рассчитаться с экспортером, и они прибегают к помощи организации, которая может дать им кредит. У других организаций – экспортеров – недостает средств для того, чтобы осуществить инвестиционный проект за рубежом. Международные кредитные отношения не ограничиваются отношениями организаций-экспортеров и организаций-импортеров, они неразрывно связаны с международными кредитно-финансовыми организациями.
Кредитование в иностранной валюте имеет следующие основные разновидности:
кредитование экспортно-импортных операций внешней (международной) торговли;
кредитование государственных нужд, связанных с погашением внешней задолженности иностранным государствам и банкам;
кредитование совместных инвестиционных проектов государств, фирм, корпораций;
кредитование банков по расчетным операциям;
иные формы кредитования.
В выполнении кредитно-финансовых операций и в поддержании стабильности международных расчетов важнейшая роль принадлежит международным кредитным и финансовым институтам (организациям).
Международные кредитно-финансовые институты – это международные организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования кредитно-финансовых отношений между странами, содействия развитию экономических отношений, оказания кредитной политики.
Крупнейшими специализированными международными кредитно-финансовыми организациями являются следующие:
1. Международный валютный фонд (МВФ). Цели создания:
1) содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и установления валютных ограничений;
2) предоставление кредитных ресурсов своим членам при валютных затруднениях, связанных с неуравновешенностью платежных балансов;
3) предоставление кредитов странам, испытывающим трудности в области платежного баланса.
2. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Основные задачи: стимулирование экономического развития стран – членов МБРР; содействие развитию международной торговли и поддержание платежных балансов путем предоставления долгосрочных займов под достаточно высокий процент.
Займы предоставляются как государственным, так и частным предприятиям при наличии гарантии их правительств. Часть кредитов направляется в местные (региональные) банки развития, которые перераспределяют полученные от МБРР средства.
3. Европейский банк реконструкции и развития (Евробанк). В учредительных документах Банка записано, что ЕБРР обеспечивает финансирование конкретных проектов, инвестиционных программ, а также технического содействия в реконструкции и развитии инфраструктуры.
4. Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Цели создания: поддержка проектов, имеющих значение для нескольких стран – членов Европейского сообщества; финансирование развития остальных регионов Европы. Банк предоставляет долгосрочные кредиты (до 20 лет) и гарантии частным и государственным предприятиям в целях развития отдельных регионов, выдает кредиты на реконструкцию и строительство предприятий, создание совместных предприятий, строительство железных и автомобильных дорог, конверсию предприятий.
5. Международная финансовая корпорация (МФК). Цели создания:
1) развитие частного предпринимательства в промышленности развивающихся стран;
2) участие в формировании капитала частных предприятий;
3) предоставление кредитов без государственной гарантии высокорентабельным частным предприятиям. Кредиты выдаются сроком до 15 лет в размере до 20% стоимости проекта.
6. Европейский фонд валютного сотрудничества (ЕФВС). Цели создания: предоставление кредитов на покрытие дефицита платежного баланса стран – членов ЕФВС; укрепление Европейской валютной системы.
7. Банк международных расчетов (БМР). Задачи банка: облегчить расчеты по репарационным платежам Германии и военным долгам; содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними.
Банк международных расчетов выполняет депозитные, кредитные, валютные операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Финансы: Учебник / под ред. д. э. н., проф. В.П. Литовченко. – 2-е изд., перераб. и испр. – М. Издательско-торг. корпорация Дашков и Кº, 2007. – 588 с.
2. Финансы: учеб. / А.И. Архипов, И.А. Погосов, И.В. Караваева, под ред. А.И. Архипова, И.А. Погосова. – М.: Т.К. Велба, изд-во Проспект, 2007. – 632 с.
3. Финансы и кредит: Учебник / Под ред. проф. М.П. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – М.: Высшее образование, 2006. – 575 с.
4. Международные финансы // Финансы и кредит. – Т: 2006
5. Нешитой А.С. Финансы. Учебник – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Кº", 2007. – 512 с.
6. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов, ответств. ред. В.К. Сенчагов, А.И. Архипов. – М.: ТК Велба, Изд-во Проспект, 2007. – 720 с.
7. Нешитой А.С. Финансы и кредит: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательско-торговая корпорация" Дашков и Кº",2006.-572 с.
8. Деева А.И. Финансы: Учебное пособие / А.И. Деева.- 2-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство "Экзамен" 2004.-416 с.
Страницы: 1, 2, 3