При регистрации операций с финансовыми активами в СНС и в платежном балансе используется единая классификация таких активов, выделяющая из них следующие важнейшие группы:
1. Монетарное золото и специальные права заимствования.
2. Валюта и депозиты (счета в банке).
3. Ценные бумаги, кроме акций.
4. Акции и прочие виды акционерного капитала.
5. Займы.
6. Страховые технические резервы.
7. Дебиторская и кредиторская задолженность.
Монетарное золото состоит из золота, принадлежащего государственным денежно-кредитным учреждениям и хранящегося как финансовый актив-компонент иностранных резервов страны. Оно состоит из золотых слитков и монет.
Специальные права заимствования (СПЗ) – это международные резервные активы, учрежденные МВФ и распределенные между его членами для пополнения имеющихся у страны резервных активов, они хранятся в МВФ для случаев пополнения средств их официальных держателей – центральных банков стран, когда у них не хватает средств для расчетов.
Валюта и депозиты – основные расчетные средства, используемые при всех видах взаимных расчетов. В этой группе выделяются национальная и иностранная валюта и депозиты.
Ценные бумаги – документы, удостоверяющие по определенной форме имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при их предъявлении.
В силу особой значимости и наибольшей ликвидности (то есть возможности быстрой реализации во всех операциях на финансовом рынке) валютные средства образуют специфический сегмент финансового рынка, выделяемый на национальных и на мировом финансовом рынках. Правила операций в этом сегменте выработаны МВФ на основе многолетней практики стран и обобщения наиболее общих принципов и правил операций с валютой. В частности, был использован опыт финансовых органов Великобритании, Франции и США, финансовый капитал которых доминировал в мире. Их финансовые системы перераспределяли и продолжают перераспределять накапливаемые средства между странами, содействуя финансированию развития внутренней экономики многих стран, оказывая им разнообразные расчеты, посреднические, страховые и иные услуги, реализуя государственные займы и т. д.
Валютный сегмент мирового рынка сформировался на базе валютных бирж стран, на которых клиенты обмениваются валютными средствами в форме операций по купле-продаже валюты за обмениваемые товары и услуги. На этих биржах устанавливаются котировки валют стран исходя из результатов операций на этих биржах, которые учитываются центральным банком при установлении значения официального обменного курса национальной валюты. Официальным курсом руководствуются все коммерческие банки страны при расчетах между странами на мировом рынке.
Международный валютный фонд (МВФ) начал свою деятельность с марта 1947 года как специализированное учреждение ООН, тогда он объединял 49 стран-членов; в настоящее время число его членов увеличилось до 186 стран, в том числе Россия (с 1996 года). Эта международная организация проводит кредитные операции только с официальными финансовыми учреждениями стран-членов (с центральными банками, казначействами и стабилизационными фондами), которые правомочны распоряжаться валютными средствами стран, особенно при взаимных расчетах между ними.
Сложившаяся в мире валютно-финансовая система служит определению общих объемов денежных расчетов между странами по всем видам международных связей и их взаимному урегулированию. Она позволяет также вырабатывать рекомендации для мирового сообщества, чтобы погашать возникающие нарастания сумм задолженности по кредитам, взятым отдельными странами. Примером такого посредничества могут служить переговоры по урегулированию долговых обязательств российского правительства перед Парижским и Лондонским клубами финансистов, возникших по кредитам, предоставленным этими организациями бывшему СССР и непосредственно России после 1990 года.
Обширная статистическая информация по большинству стран, а также по их группам и в распределении по континентам позволяет выявлять и характеризовать состояние финансов, масштабы валютных операций на мировом финансовом рынке, а также составлять прогнозы и определять требующиеся объемы валютных средств для нормального воспроизводства в мире при урегулировании взаимных расчетов между странами.
Специалисты МВФ и ВБ подготавливают регулярные отчеты с анализом происходящих изменений, их закономерностей, а также составляют прогнозы возможного развития таких операций в мире.
4. КЛАССИФИКАЦИЯ ВАЛЮТ И ИХ КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ
Важным условием интегрирования экономики страны в мировой рынок является степень обратимости национальной валюты, которая позволяет товарам и услугам преодолевать национальные границы, а также обеспечивает перелив капитала между различными сегментами мирового валютно-финансового рынка. При классификации валют в зависимости от форм и объемов валютных ограничений выделяют неконвертируемые (замкнутые), частично конвертируемые и полностью конвертируемые валюты.
Конвертируемость валюты имеет значение для сохранения поддержания конкурентной альтернативы между внутренними и внешними рынками, когда в условиях открытости экономики внутренняя экономика функционирует как часть мировой экономики, а мировая экономика оказывает непосредственное влияние на внутренний рынок.
Валюта считается неконвертируемой, если государство-эмитент ограничивает или запрещает ее обмен на иностранные валюты по текущим операциям платежного баланса.
Постепенный переход к конвертируемости всегда связан с реализацией валютной политики, которая нацелена на сужение государственного вмешательства во внешнеэкономическую деятельность и начинается с установления свободного обмена на иностранные валюты по текущим операциям, то есть частичной конвертируемости.
Учитывая это обстоятельство, МВФ признает конвертируемыми валюты тех стран, которые принимают на себя обязательство, вытекающее из статьи VIII Устава, предусматривающее, что "ни одна страна-член не должна без одобрения Фонда устанавливать ограничения на платежи и переводы по текущим международным сделкам. Другими словами, Международный валютный фонд признает возможность введения обратимости валют только по текущим операциям платежного баланса. К таким операциям относят платежи, обслуживающие внешнюю торговлю и услуги, краткосрочные банковские и кредитные операции, платежи по погашению займов и процентов по ним, переводы прибылей по инвестициям, дохода в виде дивидендов на капитал, вложенный в акции, денежные переводы некоммерческого характера и т. п.
Частичная обратимость валюты находится в зависимости от существующих в стране валютных ограничений, когда на определенные направления внешнеэкономической деятельности или на некоторые категории участников валютного рынка режим конвертируемости не распространяется либо когда устанавливаются определенные ограничения по валютным операциям с определенными странами, их объединениями либо регионами.
Платежная система страны, валюта которой считается внешнеобратимой, имеет две характеристики: средства в этой валюте, принадлежащие нерезидентам, свободно обмениваются на любую иностранную валюту, а все платежи, производимые с разрешения властей резидентами в пользу нерезидентов, могут осуществляться в любой внешнеобратимой валюте, которую резиденты могут купить на валютных рынках.
Внутренняя обратимость валют дает право гражданам и организациям данной страны осуществлять платежи за границу и покупать иностранную валюту без ограничений, а нерезиденты этим правом не располагают.
При внешней конвертируемости право осуществлять свободный обмен денег данной страны для расчетов по текущим операциям с зарубежными партнерами предоставляется только нерезидентам.
Коллективное введение обратимости означало выбор того механизма конвертируемости валют, который обеспечивал бы более эффективное развитие экономики каждой страны и создание на этой базе экономического и валютного союза.
К мотивам предпочтения перехода к конвертируемости с внешней обратимостью валюты можно отнести:
стимулирование активности иностранных инвесторов, решение проблемы репатриации ввезенных капиталов и вывоза полученных прибылей;
более или менее устойчивый международный спрос на данную валюту с соответствующим благоприятным воздействием на валютный курс и валютное положение стран;
создание и укрепление престижа валюты в глазах мировой деловой общественности;
сокращение расхода валюты, поскольку контингент нерезидентов обычно невелик по сравнению с отечественными собственниками валюты.
К этому можно добавить, что снимается такая важная проблема, возникающая, как правило, после введения внутренней конвертируемости, как долларизация экономики, то есть широкое использование резидентами иностранной валюты во внутреннем платежном обороте наряду с национальными деньгами или вместо них.
Следствием внутренней обратимости валюты можно считать и создание комфортных условий для бегства накоплений населения и предприятий за границу, которое усиливается с ростом инфляции и при неблагоприятном инвестиционном климате. Это заставляет расширять меры по валютному контролю, усиливать валютные ограничения и увеличивать вмешательство государства.
Тем не менее, целый ряд стран с переходной экономикой при осуществлении рыночных реформ выбрали введение внутренней конвертируемости валют.
Наряду с различием в деталях переход к внутренней обратимости валют в странах Восточной Европы был нацелен в первую очередь на развитие внутреннего товарного рынка, способствовал созданию конкурентной среды и обеспечил широкий доступ к импортным товарам.
Введение обратимости валют для стран с переходной экономикой в условиях отсутствия концепции и программы обоснованной макроэкономической политики обострило проблему инфляции, привело к долларизации экономики, к бегству капиталов потенциальных инвесторов, затруднило контроль за экспортно-импортными операциями. Следствием быстрого перехода к конвертируемости для некоторых стран стало снижение конкурентоспособности национального производства. Поддержание стабильного курса национальной валюты в условиях внутренней конвертируемости осложнило формирование валютных резервов из-за оттока валюты за границу. А для стран с сырьевой структурой экспорта в условиях падения цен на мировых рынках сырья ухудшение структуры платежного баланса не только сокращает валютные поступления в официальные резервы, но и усложняет поддержание режима конвертируемости национальных денежных единиц.
Требование МВФ и Всемирной торговой организации (ВТО) отменить все валютные ограничения и открыть рынки финансовых услуг для свободной конкуренции предполагает введение полной конвертируемости валют. Это означает отмену валютных ограничений при платежах не только по текущим операциям платежного баланса, но и по операциям, связанным с заграничными инвестициями и другими международными перемещениями капиталов.
При режиме полной обратимости все владельцы валюты, как резиденты, так и нерезиденты, независимо от источников их получения имеют возможность использовать эти средства на любые цели в стране и за границей путем беспрепятственного обмена (купли-продажи) на любые денежные единицы.
Страницы: 1, 2, 3