Рефераты. Современное состояние и перспективы развития ГУАМ

До конца 2008 года должно стать ясно, какое решение примут США по ГУАМ. Скорее всего, эта организация в понимании американцев будет отнесена к категории «второстепенных» организаций. Возможно и другое. США будут поддерживать ГУАМ в бездеятельном состоянии, сохранив его для будущего, имея в виду преемственность в американской внешней политике по некоторым вопросам. Следует обратить внимание, что поддержка США воспринимается странами ГУАМ как сигнал и одобрение к некоторым действиям, что, возможно, вызывает раздражение американцев. Например, столь масштабный шаг как обращение стран ГУАМ в СБ ООН по проблемам «замороженных конфликтов», не принес реальных дивидендо, не нанес ущерба России, но внес некоторое несоответствие в политику США в отношении Азербайджана и Армении, так как их отношения рассматриваются в рамках Минской группы ОБСЕ. Это явилось неприятным побочным эффектом для США, и по ряду признаков в Вашингтоне поняли, что необходимо ограничить степень свободы для совместных внешнеполитических инициатив стран ГУАМ[5].

В настоящее время позиции США и Великобритании очень близки. Обе страны считают, что новые независимые государства должны сами себя защищать, и сами договариваться по конфликтным проблемам, а запад должен способствовать этому. С ГУАМ на Западе всегда связывались не только экономические, но и оборонные задачи. При этом нужно правильно расставить акценты. ГУАМ представлялся, прежде всего, как геоэкономический блок, выполняющий геоэкономические и коммуникационные функции и способный относительно самостоятельно решать проблемы безопасности. Но Запад предпочел наблюдать, как данные государства сталкиваются с политическими и экономическими проблемами, и не оказал им действенной помощи. В США и в Европе считали, что универсальные виды помощи в виде льготного кредитования этих стран международными финансовыми организациями вполне достаточны для их развития, становления систем обороны и безопасности, активного внутриблокового сотрудничества. ГУАМ практически был проигнорирован Западом только из-за того, что Россия, и частично другие государства, развернули пропаганду, объявив ГУАМ агрессивным блоком, направленным против них. Следует отметить, что и Армения участвовала в этой пропагандистской кампании.

До недавнего времени, ГУАМ в значительной мере был развален. Узбекистан и Азербайджан практически не участвовали в нем. Молдова также поставила вопрос о целесообразности участия в ГУАМ. Украина просто была не в состоянии участвовать в этом блоке из-за политических и экономических проблем. Стало понятным, что скорее всего ГУАМ будет еще определенное время существовать формально, пока США и Евросоюз не предпримут усилия либо по его реанимации, либо созданию новой аналогичной организации, но уже с учетом имеющегося опыта, с новой пространственной конфигурацией и новыми функциями. В целом, можно отметить, что фактический развал ГУАМ стал одним из значительных успехов российской внешней политики по отношению к новым независимым государствам[6].

Были попытки реанимации ГУАМ, вызванные, прежде всего, теми событиями в Грузии и в Украине, которые принято называть «цветными революциями». Руководители Украины и Грузии попытались форсировать процессы по поводу ГУАМ и превратить эту уже «погибшую» организацию в эффективный рычаг во внешней политике. Это было поддержано, но с некоторой сдержанностью, Молдовой и Азербайджаном. СМИ этих стран представляли деятельность ГУАМ в 2006–2007 годах новым этапом во внешней политике. В действительности, внимательное наблюдение за деятельностью ГУАМ, приводит к выводу о более скромной результативности и, скорее, декларативной сути имеющихся инициатив. Видимо, вскоре выясниться, что традиция незначительных результатов этой организации сохранится. Отмечается, что с наступлением завершения деятельности администрации Дж.Буша, деятельность ГУАМ утрачивает активность. Не исключено, что ни Госсекретаря США Кондолизу Райс, ни, тем более, ее ассистента по делам Европы и Евразии Даниэля Фрида, не очень интересует судьба ГУАМ. Проект ГУАМ возник при администрации Демократической партии и будет интересно наблюдать за тем, как отнесется к нему предположительно новая администрация США.

Представляет интерес мнение видного американского исследователя по проблемам региональной безопасности Глена Ховарда. Он отмечает, что, к сожалению, такие блоки, как ГУАМ остаются маргинальными и не действенными, и если такие альянсы, как НАТО и ЕС не очень эффективны в решении многих политических проблем, то что можно ожидать от ГУАМ, которому посвящено много времени при минимуме полученных результатов.

 

2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГУАМ


Заключительным этапом в процессе становления организации ГУУАМ стал Ялтинский саммит (7 июня 2001 г.), проведенный по инициативе украинского руководства. В ходе саммита по предложению Л. Кучмы на первый план было выдвинуто обсуждение «вопросов, связанных с развитием, эффективным функционированием и обеспечением безопасности инфраструктуры транспортных коммуникаций, которые проходят через территории стран-участниц ГУУАМ, включая транспортный коридор Европа – Кавказ – Азия (TKACECA)» .

По итогам саммита были подписаны базовые документы, возводящие группу стран ГУУАМ в ранг региональной международной организации. Среди них следует отметить Ялтинскую хартию ГУУАМ, Конвенцию по консульским вопросам; были определены и основные направления проекта Соглашения о создании зоны свободной торговли ГУУАМ, а также дальнейшие шаги в области формирования этой организации. В частности, предусматривалось в течение 2001 - 2002 гг. реализовать утвержденный министрами иностранных дел в ноябре 2000 г. Перспективный план работы ГУУАМ, завершить подготовку Положения об Информационном офисе ГУУАМ в Киеве и разработать документ о статусе, положении и мандате наблюдателя в ГУУАМ[7].

В целом главы государств отметили, что «Ялтинский Саммит заложил основы более глубокого развития сотрудничества стран-участниц ГУУАМ»; была достигнута договоренность о проведении следующего саммита также в Ялте в 2002 г. Это, безусловно, указывает на заинтересованность украинского президента и МИДа в деятельности страны в составе организации.

В своей речи по итогам Саммита Л. Кучма отметил следующие особенности деятельности формирующейся организации и роли Украины в ее становлении и функционировании: «Полагаю, не будет преувеличением считать Ялтинский саммит этапным событием в становлении ГУУАМ […] Украина пропускает свои позиции сквозь призму интересов всех стран-участниц ГУУАМ […] ГУУАМ – это страны, сплоченные общей заинтересованностью в максимально эффективном использовании преимуществ своего географического и геополитического положения, …каждая из которых придает огромное значение укреплению своего суверенитета, защите территориальной целостности, обеспечению экономической безопасности».

Предвидя возможные двусмысленные трактовки своей речи в отношении России, Л. Кучма еще раз подчеркнул, что «в факте создания ГУУАМ и его деятельности нельзя усмотреть ни малейшей угрозы чьим-либо интересам» .

В заключении Л. Кучма еще раз акцентировал внимание прессы именно на экономической составляющей ГУУАМ, считая ее приоритетной: «…я вижу главную задачу в усилении экономической доминанты деятельности объединения». В связи с этим он определил три ближайших цели как для Украины, так и для ГУУАМ вообще[8]:

1)                создание условий для углубления торгово-экономического сотрудничества – создание зоны свободной торговли;

2)                обеспечение максимальной отдачи от использования международных транспортных коридоров («это главная связующая нить нашего объединения», - отметил Л. Кучма)

3)                обеспечение энергетической безопасности стран ГУУАМ.

Казалось бы, правы те эксперты, которые видят, вслед за Л. Кучмой, основную цель ГУУАМ именно в создании транспортного нефтегазового коридора. Однако педалирование украинским президентом этой проблемы на фоне основных тем речей других президентов, особенно Молдовы и Азербайджана, свидетельствует о неоднозначной оценке целей ГУУАМ уже в 2001 г. Так, президент Молдовы В. Воронин заявил, что для него важны именно политические дивиденды от ГУУАМ, в связи с чем он особо отметил недавние успехи молдавской дипломатии – вступление Молдовы в ВТО (8 мая 2001 г.) и присоединение к Пакту стабильности для Юго-Восточной Европы (июнь 2001 г.). Для Азербайджана, которому США гарантировали осуществление доставки нефти в Европу в обход России (трасса Баку – Джейхан), тем более была важна политическая составляющая проекта ГУУАМ – поддержка интересов США на Кавказе. В не меньшей степени это касалось позиций Э. Шеварднадзе (Грузия) и И. Каримова (Узбекистан): эти лидеры ГУУАМ своим участием в данной организации стремились обрести надежную почву для дальнейших переговоров с Россией; они, ограничиваясь только участием в формировании международно-правовой базы ГУУАМ, старались определить, кто им больше предложит - Россия или США.

Результатом компромисса позиций Украины с одной стороны, Молдовы, Грузии, Азербайджана – с другой, и Узбекистана – с третьей, стало принятие ключевого документа ГУУАМ – так называемой «Ялтинской Хартии» (7 июня 2001 г.) . В ней предстояло определить баланс интересов стран ГУУАМ во внешнеполитическом, экономическом и географическом планах. Речь идет в первую очередь о том, что страны ГУУАМ, с одной стороны, ориентируются на евроатлантические структуры (особенно – на политику США), с другой стороны, состоят в СНГ, ведущим игроком которого является Россия. Этим и обусловлен тот факт, что деловыми, официальными языками ГУУАМ были объявлены английский и русский[9].

Основополагающими документами ГУУАМ были декларированы, прежде всего – Устав ООН, затем – базовые документы ОБСЕ (Хельсинкский Заключительный акт, Парижская Хартия для новой Европы, Хартия Европейской безопасности) и, наконец, собственно декларации ГУУАМ (Страсбургская, Вашингтонская и Нью-Йоркский меморандум) .

Структурно ГУУАМ копирует ОБСЕ: в п. 7 Хартии записано, что «решения в рамках ГУУАМ принимаются консенсусом» (как в рамках ОБСЕ, в противоположность ООН); в п. 6 («Организационная структура ГУУАМ») также фигурируют основные органы ОБСЕ, только под несколько измененными названиями, но с аналогичными функциями. Так, высшим органом является ежегодная встреча Глав государств (п. 6. 1); для ОБСЕ – это саммит глав государств и правительств, проводимый раз в 2 года. Предмет ведения этих встреч глав ГУУАМ аналогичен вопросам, рассматриваемым на саммитах ОБСЕ: там обсуждаются основные направления политического, экономического и гуманитарного сотрудничества в рамках ГУУАМ, вопросы создания специализированных органов, согласуются позиции стран-участниц. В качестве Исполнительного органа ГУУАМ определены Заседания министров иностранных дел, проводимые 2 раза в год (п. 6. 2. Хартии); позднее Заседания были переименованы в Совет, то есть в СМИД ГУУАМ с 2002 г., аналогичный СМИД ОБСЕ. Рабочим органом ГУУАМ стал Комитет Национальных Координаторов (КНК), назначаемых министрами иностранных дел, по одному от каждого государства, в функции которого входит координация деятельности ГУУАМ и подготовка встреч Глав государств и СМИД (п. 6. 3). Похожими органами в структуре ОБСЕ были сначала – КСДЛ, а затем – Постсовет[10].

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.