Рефераты. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива в поддержании мира и стабильности на Ближнем Востоке

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива в поддержании мира и стабильности на Ближнем Востоке

Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива в поддержании мира и стабильности на Ближнем Востоке

мир ближний восток совет арабский

В постконфронтационной системе международных отношений региональные организации начинают играть все более значимую роль в поддержании глобальной и региональной безопасности. Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) объединил крупнейших экспортеров нефти, экономическое развитие и политическая стабильность которых затрагивает интересы значительной части мирового сообщества. Кризис в Заливе 1990-1991 гг. подтвердил это. Вклад ССАГПЗ в обеспечение региональной безопасности весьма существенен. Эта организация заинтересована в сохранении статус-кво, т.к. для успешной реализации интеграционных задач, стоящих перед ней, необходимо обеспечить стабильность и гарантировать защиту региона от возможных вызовов и угроз. В деятельности ССАГПЗ проблема обеспечения безопасности занимает приоритетное место. Государства-члены этой организации озабочены прежде всего возможностью нападения на них извне, поэтому акцентируется внимание на военных методах сотрудничества.

В документах Совета содержатся основные принципы, на которых строится сотрудничество государств-членов в военной области. Это – принцип коллективной безопасности, выражающийся в том, что агрессия или угроза ее применения против одного члена организации означает агрессию или угрозу ее применения против всех ее членов. Другим основополагающим принципом является положение о том, что за обеспечение безопасности региона несут ответственность его народы и расположенные там государства. Совет сотрудничества, по мнению его руководителей, выражает волю этих государств и их права на самозащиту1.

Концептуальный подход ССАГПЗ к проблеме обеспечения безопасности основывается на необходимости развивать собственные вооруженные силы и укреплять сотрудничество в военной области как в рамках организации, так и с внешними, внерегиональными союзниками. Достижение единства взглядов как по концептуальным проблемам обеспечения безопасности, так и конкретным планам осуществления координации в области обороны потребовало длительного времени. Так, если для заключения соглашения об экономическом сотрудничестве государствам ССАГПЗ потребовалось несколько месяцев, то соглашение о единой оборонной стратегии было принято лишь в ноябре 1984 г., т.е. более чем через три с половиной года после создания организации в мае 1981 г.

Разрабатывая общую концепцию национальной безопасности, члены ССАГПЗ столкнулись прежде всего с различиями во взглядах по такому основополагающему вопросу, как степень возможного участия иностранных государств в обеспечении их безопасности.

Оман высказывался за тесное сотрудничество с западными державами, прежде всего с Соединенными Штатами. Его позиция объяснялась уже сложившимися отношениями сотрудничества с Западом. В 1979 г. Оман, единственный среди государств этого региона, пошел на заключение военного соглашения с США, согласно которому они получили право пользования военными объектами на его территории. Сильные позиции в вооруженных силах Омана традиционно занимала Великобритания. Достаточно сказать, что вплоть до 1987 г. все командные должности в армии занимали английские офицеры2.

Саудовская Аравия поддерживала идею интеграции членов ССАГПЗ в военной области, считая, однако, необходимой помощь Соединенных Штатов, которая не должна быть оформлена официально в виде соглашения или каких-либо обязательств с их стороны. Саудовская Аравия имела «особые отношения» с Соединенными Штатами, прежде всего в плане получения современного вооружения.

Иную позицию занял Кувейт, настаивавший на преимущественной опоре стран-членов ССАГПЗ на собственные силы. Кувейт диверсифицировал свои военно-политические связи с иностранными государствами, развивая отношения в военной области не только с США, но в значительно более широких масштабах, чем его партнеры по организации, со странами Западной Европы и даже с Советским Союзом.

По мере развития сотрудничества в рамках ССАГПЗ принцип опоры на собственные силы и необходимость максимальной диверсификации военных связей получил одобрение всех участников объединения. Они полагали, что это отвечает их национальным интересам и соответствует основным внешнеполитическим концепциям, провозглашенным ими в документах, принятых на первом совещании в верхах. В них говорилось о необходимости уберечь регион Персидского залива от проникновения иностранных держав.

ССАГПЗ не разработал всеобъемлющую доктрину обеспечения безопасности. Основные подходы по решению этой проблемы были изложены в отдельных официальных документах организации и выступлениях ее руководящих деятелей.

Хотя разработка мер по обеспечению безопасности предпринималась Советом сотрудничества в условиях усиления вооруженных действий между Ираном и Ираком в ходе ирано-иракской войны, нарушения свободы судоходства в Персидском заливе и активизации подстрекательской деятельности ИРИ, руководители ССАГПЗ избегали прямых ссылок на источники опасности, исходящей от конкретных государств. Исключение было сделано только для Израиля. Враждебное отношение к этой стране было обосновано прежде всего его конфронтацией с арабским миром в целом, а затем уже его агрессивными действиями непосредственно в регионе – бомбардировкой экспериментального ядерного центра в Ираке и облетом израильскими самолетами территории Саудовской Аравии. Однако «источник внешней опасности» не был четко обозначен. Показательно, что главы государств-членов ССАГПЗ всячески отрицали связь между эскалацией военных действий между Ираном и Ираком и их мерами по укреплению военного сотрудничества, хотя она и была очевидна.

Принятие конкретных шагов по развитию военного сотрудничества шло параллельно с выработкой концептуальных положений. Была создана специальная военная комиссия, проводились регулярно совещания министров обороны, начальников штабов, консультации и встречи между представителями вооруженных сил государств ССАГПЗ. Многие вопросы вызывали расхождения во взглядах. Одним из главных был вопрос о темпах интеграции в военной области. Саудовская Аравия предлагала форсировать этот процесс. Она выступала за создание единых вооруженных сил и командования, унификацию вооружения и скорейшее подписание соглашения о коллективной безопасности. Этот план, предусматривавший полную военную интеграцию государств, входящих в ССАГПЗ, вызвал возражения со стороны других членов объединения. Малые государства Совета сотрудничества опасались оказаться в полном подчинении у Саудовской Аравии, обладающей бóльшим военным потенциалом, чем другие члены организации.

В силу этого на совещании Высшего совета, проходившем в ноябре 1982 г. в г. Манаме, пять его участников, кроме Саудовской Аравии, заявили, что ситуация пока неблагоприятна для подписания соглашения о коллективной безопасности. Был одобрен принцип поэтапности в осуществлении сотрудничества в военной области. Признано необходимым поддерживать усилия каждого члена ССАГПЗ, направленные на укрепление своих вооруженных сил. Состоялось, в частности, решение о выделении Оману и Бахрейну финансовой помощи для развития вооруженных сил. Был также одобрен проект, представленный министрами обороны, о начале проведения совместных маневров с участием частей и подразделений вооруженных сил стран «шестерки»3.

В октябре 1983 г. на территории ОАЭ были проведены первые совместные маневры вооруженных сил государств ССАГПЗ. Они продемонстрировали готовность членов организации к общим действиям, несмотря на имеющиеся между ними разногласия. Совместные учения стран-членов Совета сотрудничества стали носить регулярный характер. Кроме того, члены ССАГПЗ участвовали также в двусторонних маневрах. Соглашение о единой оборонной стратегии, разработанное на основе предложений военных специалистов всех шести стран, было принято на совещании в верхах в Кувейте в ноябре 1984 г.

Принимая такую стратегическую линию, руководители Совета сотрудничества подчеркивали, что рассматривают ее как долговременную программу действий в военной области, не связанную с региональной политической конъюнктурой4. На основе единой оборонной стратегии было решено создать совместные вооруженные силы ССАГПЗ под названием «Щит полуострова». Предполагалось разместить их на военной базе «Кинг Халед» на территории Саудовской Аравии и передать в подчинение Генеральному секретариату ССАГПЗ. Командование поручалось представителю вооруженных сил Саудовской Аравии, заместителями которого назначались представители вооруженных сил других стран-членов. Каждая страна-участница должна была вносить в бюджет взнос, покрывающий расходы на собственный воинский состав данной страны, включенный в эти силы. Предусматривалось развертывание соединений различных родов войск – сухопутных, авиации, бронетанковых, сил ПВО и т.д. Это делалось для того, чтобы их личный состав был подготовлен к совместным боевым действиям. Первоначально эти силы должны были состоять из двух армейских бригад.

По сообщениям западной печати, численность вооруженных сил «Щит полуострова», по данным на 1988 г., не превышала 7 тыс. человек5. Они были укомплектованы в основном представителями вооруженных сил Саудовской Аравии. Только в 1988 г. ОАЭ значительно пополнила их состав, включив в него свой батальон.

За исключением Саудовской Аравии, остальные члены ССАГПЗ в первые годы после его создания уделяли недостаточное внимание этому формированию. Это проявлялось, в частности, в том, что офицеры, командующие национальными объединениями, не имели высоких воинских званий (как правило, они были капитанами, а представитель Бахрейна даже был старшим лейтенантом, и только командующий частями ОАЭ был майором). Отношение малых государств-членов организации к развитию военного сотрудничества объяснялось нежеланием отказаться от национального контроля над различными аспектами оборонной политики и опасениями по поводу значительного превосходства в этой области Саудовской Аравии. Во время войны за освобождение Кувейта от иракской оккупации в 1991 году объединенные войска ССАГПЗ участвовали в боевых действиях, хотя, конечно же, их вклад в победу с военной точки зрения был чисто символическим. Это участие имело прежде всего политическое значение. В посткризисный период страны ССАГПЗ стали уделять внимание проблеме повышения своей обороноспособности как на национальном уровне, так и в рамках всей организации. В ноябре 1993 г. министры обороны государств Совета сотрудничества приняли решение об увеличении численности совместных сил «Щит полуострова» с 8 до 17 тыс. человек и включении в их состав подразделений военно-воздушных и военно-морских сил6. В 1996 г. было принято решение об увеличении численности сил «Щит полуострова» до 25 тыс. военнослужащих и о создании единой системы слежения и раннего предупреждения7.

По размерам военных бюджетов на душу населения большинство членов ССАГПЗ занимает ведущие места в мире. Несмотря на падение цен на нефть, общие расходы на военные нужды в 1995 г. достигли почти 22 млрд. долл., что составило примерно половину военных оборонных расходов государств Ближнего Востока и Северной Африки8. Военные расходы Саудовской Аравии составляли 1/3 всех бюджетных ассигнований на военные нужды государств Ближнего Востока и Северной Африки9. По численности вооруженных сил Саудовская Аравия также превосходит своих партнеров. В 1996 г. ее вооруженные силы насчитывали 105.500 чел., не считая Национальной гвардии в 57000 чел.10 С ней сравнимы лишь ОАЭ и Оман, которые обладают достаточно многочисленными армиями: 64500 и 43500 чел., соответственно11. Кроме того, сухопутные силы Омана считаются наиболее подготовленными и имеющими опыт боевых действий, так как они вели длительную борьбу с повстанцами Дофара.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.