Рефераты. Совершенствование таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики

Часто меняющиеся условия работы существенно усложнили администрирование ВЭД, которое должно своевременно корректироваться и адаптироваться к ним. К источникам таких изменений можно отнести:

появление на мировом рынке “требовательных" инвесторов, вкладывающих крупные капиталы в приобретение современного оборудования для своих коммерческих транснациональных проектов, в управление товарными запасами, в промышленное производство и передовые информационные технологии;

большое количество сложных процедур контроля, осуществление которых обусловлено международными соглашениями;

резкое увеличение количества региональных и двусторонних торговых соглашений на государственном уровне, существенно усложняющих прохождение таможенных формальностей;

повышенное внимание к проблемам безопасности и необходимость противодействовать международным террористическим организациям и транснациональным криминальным структурам.

Анализ передового зарубежного опыта в сфере регулирования ВЭД позволил выделить два главных направления совершенствования таможенного регулирования ВЭД:

1. Принцип управления рисками. Необходимо делать упор не на фактический контроль за грузом во время таможенного оформления, а на последующую его проверку штатными ревизорами. Решение о характере таможенного контроля товара принимаются на основе оценки степени риска.

2. Анализ предварительно полученной информации на основе электронного документооборота. Таможенные службы получают декларацию заблаговременно по электронным средствам связи и до прибытия груза что дает возможность заранее принять решение о результате таможенного контроля.

Эти идеи нашли отражение в современных тенденциях развития Федеральной таможенной службы России (ФТС РФ). Уже сегодня среди многочисленных ведомств государства одним из безусловных лидеров в сфере использования информационных технологий можно считать ФТС РФ. Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов Российской Федерации осуществляется с учетом положений Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 года, а также в рамках Федеральной целевой программы “Электронная Россия (2002-2010 гг.) ".

Таким образом, очевидно, что принципиально новые направления работы таможенных органов уже нашли свое отражение в нормативно-правовой базе их развития, в частотности, в новом Таможенном кодексе РФ, который заложил методологическую и организационную основу разработки и внедрения системы управления рисками.

В настоящее время уже разработаны и применяются на практике общероссийские, региональные и местные профили рисков. Началась работа по автоматизации создания профилей рисков, формирования базы данных профилей рисков, их доведения до таможенных постов.

В то же время, по мнению автора, существенное ускорение таможенных процедур и отказ от досмотровых операций вызвано скорее административным фактором руководства ФТС РФ, перед которым поставлена задача модернизации таможенной службы России в сжатые сроки, в преддверии вступления России во всемирную торговую организацию (ВТО), нежели фактором эффективно действующей СУР.

Анализ результатов работы СУР позволил систематизировать недостатки, которые являются серьезным сдерживающим фактором в дальнейшем развитии:

не подготовлены и не разрабатываются целевые методики выявления рисков;

имеется определенный параллелизм в действиях подразделений службы организации таможенного контроля и правоохранительных подразделений таможенных органов в вопросах реализации системы управления рисками;

не налажена как технически, так и организационно обратная связь о результатах применяемых мер по минимизации рисков, что приводит к невозможности оценивать их эффективность, принимать решения об актуализации или отмене профилей рисков;

реализованная система управления рисками в таможенной системе во многом характеризуется информационной избыточностью. Профили рисков, являющиеся основным элементом СУР, во многом дублируют друг друга, многократно перекрывая одну и ту же область риска;

недостаточность внедренной СУР для организации таможенного контроля. На практике это означает, что сотрудник таможни вынужден пользоваться не только системой управления рисками, но и дополнительными руководящими документами служб ФТС России.

Во второй главе “Методологические особенности таможенного регулирования ВЭД" анализируются рекомендации и принципы международных организаций в области регулирования ВЭД, а также комплекс мер таможенного регулирования ВЭД, применяемый в России.

Исследование изменений российского законодательства в связи со вступлением в ВТО, которые были осуществлены в период с 2001 года в рамках "Плана мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствии с нормами и правилами ВТО" и утверждены распоряжением Правительства РФ от 8 августа 2001 г. № 1054-р, позволяет сделать вывод о том, что сегодня таможенное законодательство, с одной стороны, максимально приближено к требованиям ВТО, а с другой, судя по тем полномочиям, которыми наделены таможенные органы, произошло скорее усиление роли таможни во внешней торговле.

Рассмотренный в диссертации действующий комплекс методов регулирования ВЭД, применяемый в России, позволяет сделать вывод о том, что он представляет собой сложную систему взаимосвязанных мер, имеющих различную основу по своей природе: от жестких административных запретительных мер, до мер тарифного регулирования, носящих сугубо экономический характер.

В экономической литературе не выработано единого подхода к классификации методов регулирования ВЭД. Так, рассмотренная классификация которой придерживается ООН, предполагает деление всех методов регулирования на тарифные и нетарифные. Этого же подхода придерживаются в своих работах Е.П. Пузакова, А.Д. Ершов и А.К. Киреев.

Классификация, предложенная А.В. Драгановым, предусматривает выделение 8 групп: тарифные; паратарифные; меры контроля над ценами; финансовые меры; меры автоматического лицензирования; меры количественного контроля; монополистические меры; технические меры.

Международная система классификации ЮНКТАД - выделяет следующие группы мер регулирования импорта: тарифные меры, меры контроля таможенной стоимости, финансовые меры, меры автоматического лицензирования, меры направленные на контроль за качеством ввозимой продукции, монополистические меры, меры технического контроля.

Отсутствие единого подхода к классификации методов регулирования ВЭД усугубляет возникающие трудности при таможенном контроле, так как отсутствует однозначная характеристика применяемых мер с точки зрения ее воздействия на субъекты (участников ВЭД) и объекты (перемещаемые товары и транспортные средства через таможенную границу РФ) ВЭД.

В то же время, остается открытым вопрос классификации таких элементы внешнеторгового регулирования, как импортные налоги (акцизы, НДС, сборы за таможенное оформление), контроль таможенной стоимости, процедуры предоставления льготных режимов налогообложения, имеющие разрешительный характер, процедуры получения отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей, начисление особых видов пошлин (антидемпинговых, компенсационных, специальных, сезонных).

Кроме этого, вышеуказанные подходы к классификации методов регулирования ВЭД не в полной мере отвечают функциям, которые выполняют таможенные органы при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров.

По мнению автора, целесообразно провести классификацию основываясь на функциях, выполняемых таможенными органами и объединить по следующим группам:

методы регулирования ВЭД, связанные с формированием таможенных платежей - экономические меры;

методы регулирования ВЭД, требующие от таможенных органов проведения дополнительного документального контроля на предмет соблюдения установленных запретов и ограничений в отношении товаров - меры административного характера;

В то же время необходимо отметить, что деление на методы, связанные с начислением таможенных платежей и методы административного характера, является не вполне корректным, так как в этом случае возникает область пересечения, куда можно отнести такие меры, как таможенные пошлины для товаров, происходящие из стран-пользователей национальной системой преференций, тарифные квоты и др. Таким образом, необходимо выделить еще один тип регулирования, на основе смешанных методов, как показано на рис.1.

Рисунок 1. Функциональный подход к классификации методов регулирования ВЭД.


Функциональный подход к классификации позволяет выявить, как те или иные меры влияют на внешнюю торговлю и определить объект контроля: либо это уровень начисляемых таможенных платежей, либо соблюдение разрешительного порядка внешнеторговых операций, либо наличие документальных сведений об уровне заявленных таможенных платежей. В соответствии с приведенным выше делением, автором предлагается следующая классификация методов регулирования ВЭД:

Административные методы: лицензирование импорта, контингентирование импорта, “добровольные" ограничения экспорта и др.

Экономические методы: импортный таможенный тариф; антидемпинговые пошлины; компенсационные пошлины; импортные налоги (НДС, Акцизы); внутренние требования по подтверждению и определению заявленной таможенной стоимости и др.

Смешанные методы: таможенные пошлины для товаров, происходящие из стран-пользователей национальной системой преференций; товары специфического назначения, предусматривающие льготный режим налогообложения (например товары медицинского назначения); льготное налогообложение поставок товаров в уставной фонд совместных предприятий; тарифные квоты и др.

Такой подход к классификации методов регулирования имеет прикладное значение в части возможности разработки трех типов инструкций по таможенному оформлению, позволяющие алгоритмизировать процесс принятия решений в зависимости от типа выявленных и применяемых мер регулирования ВЭД. На рис.2 показаны процессы принятия решений о выпуске товаров в зависимости от выявленных типов мер регулирования ВЭД.


Рисунок 2. Схема принятия решения на основе функциональной классификации методов регулирования ВЭД.


Третья глава “Особенности таможенного регулирования в Северо-Западном таможенном управлении” посвящена предложениям по совершенствованию таможенного регулирования ВЭД в регионе деятельности Северо-Западного таможенного управления. Автором была построена математическая модель развития внешнеторгового оборота в регионе деятельности СЗТУ, которая описывается функцией: y (x) = 858,24x2 - 7871,5x + 38933, предложена методология организации системы управления рисками на основе анализа мер административного и экономического регулирования, а также концептуальная методологическая схема трансграничного электронного документооборота. В настоящее время дальнейшее упрощение и ускорение таможенных процедур в России без построения эффективной системы управления рисками невозможно, уже сегодня темпы упрощения процедур таможенного оформления значительно опережают темпы повышения эффективности таможенного контроля. В определенном смысле на чаше весов со стороны таможенного контроля образовался вакуум - от тотального контроля отказались (не выполним), а эффективной альтернатива видится в применении аналитической работы с рисками.

Реализованная система управления рисками в таможенной деятельности, разработанная и внедренная с 01 января 2004 года с вступлением в силу новой редакции Таможенного кодекса РФ, во многом характеризуется информационной избыточностью. Профили рисков, являющиеся основным элементом СУР, во многом дублируют друг друга, многократно перекрывая одну и ту же область риска. Следствиями “информационной избыточности” СУР являются: повышенная информационная нагрузка на таможенных инспекторов при выявлении профилей рисков; существенное усложнение процесса автоматизации системы управления рисками; усложнение функции контроля за должностными лицами, принимающими решения о мерах по минимизации выявленных рисков.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.