Рефераты. Сотрудничество Международного валютного фонда с Россией

Более чем десятилетний опыт отношений России с МВФ в целом свидетельствует о положительном эффекте, который принесло вступление в эту организацию, поскольку оно дало возможность получить кредиты для покрытия бюджетного дефицита, а также открыло доступ к другим внешним источникам заимствования. Особенностью отношений МВФ с Россией стал их долгосрочный характер, а функции МВФ в этих отношениях расширялись: от кредитного источника до гаранта внешней платежеспособности[3]. В последние годы на ежегодных совещаниях Правительства РФ и совместной миссии МВФ и Всемирного банка удалось существенно сблизить позиции сторон в аспекте оценки основных макроэкономических показателей, достигнуть широкого консенсуса по ключевым пунктам структурных реформ, которые рассматриваются в качестве важного элемента поддержания экономической стабильности в стране. Обе стороны характеризуют отношения сотрудничества как "деловые и реалистические". Перспективы сотрудничества с МВФ не связываются с имевшей место ранее политической составляющей. Россия поддерживает отношения с Фондом в целях использования механизмов этой организации при ухудшении внешнеэкономической конъюнктуры, то есть не исключается возможность получения кредитов МВФ при резком падении цен на основные российские экспортные товары.

Концепция сотрудничества России с группой Всемирного банка включает ее членство в четырех организациях. Одновременно с вступлением в МБРР она была принята в Международную ассоциацию развития (MAP); в декабре 1992 г. страна вступила в Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ); в апреле 1993 г. Россия стала членом Международной финансовой корпорации (МФК). Основные проблемы взаимодействия России с МБРР связаны с реализацией финансируемых им проектов. В первые годы рассматриваемого периода отсутствовал единый порядок внесения предложений о привлечении займов.[4] Например, привлечение двух угольных займов было осуществлено по инициативе разных министерств, что отразилось на своевременности их ратификации Федеральным Собранием РФ.

Недостаточная эффективность проектов, реализуемых в России после кризиса 1998 г. за счет займов МБРР, оказала негативное влияние на двухсторонние отношения. Отмечалось резкое снижение объемов кредитования (с 1,9 млрд. долл. в 1999 г. до 90 млн. долл. в 2000 г.), а величина ранее утвержденных кредитов была сокращена почти на 3 млрд. долл. На конец 2002 г. сумма всех 48 займов в портфеле проектов МБРР в России составляла 9,3 млрд. долл., 20 займов на 6,8 млрд. долл. были закрыты, а 28 на сумму 2,5 млрд. долл. продолжали действовать. Проекты МБРР обычно реализуются в отраслях экономики, которые не привлекают частных инвесторов (электроэнергетика, дорожное строительство, транспортная инфраструктура и т.п.), то есть в производстве общественных благ. Тем не менее МБРР также осуществлял поддержку частного сектора, стимулировал развитие рыночных механизмов в России, способствовал достижению устойчивости финансовой и налоговой систем. Его проекты дали дополнительный толчок реформированию социальной сферы, реструктуризации угольной промышленности, ускорению рыночных преобразований в сельском хозяйстве.

Однако целый ряд факторов оказывал негативное влияние на эффективность реализации проектов Всемирного банка в России так же, как и на состояние двухсторонних отношений. Во-первых, Россия с момента подписания соглашения о займе МБРР по каждому проекту должна оплачивать за резервирование средств 0,25 - 0,75% от основной суммы неиспользованных кредитов независимо от того, реализуется этот проект или нет.

Во-вторых, по некоторым проектам в отношениях России и Всемирного банка с нашей стороны возникают отрицательные финансовые потоки. Льготный период - до начала выплаты основной суммы займа и процентов - по большинству проектов составляет пять лет. Поэтому при реализации проекта свыше указанного срока прямые поступления кредита МБРР в каждый последующий год в рамках проекта могут оказаться ниже тех сумм, которые Россия возвращает Всемирному банку в тот же год.

В-третьих, налицо проблема своевременной реструктуризации проектов МБРР. Некоторые проекты приходилось корректировать уже на начальном этапе их реализации (часть займа на проект развития службы занятости и социальной защиты была сокращена, несколько позже другая значительная его часть была перераспределена из одного компонента проекта в другой). МБРР часто затягивал сроки рассмотрения и согласования новых направлений проектов (например, проекты развития финансовых учреждений, поддержки предприятий или ремонта мостов). В результате существенно увеличились сроки реструктуризации и реализации проектов, быстро снижалась их актуальность и, как следствие, сокращались нераспределенные кредитные средства из-за невозможности использовать последние в разумные сроки.

В-четвертых, возникли проблемы с реализацией региональных займов. Более 70% средств инвестиционного портфеля проектов МБРР направляется в регионы России. Однако большинство проектов Всемирного банка с участием региональных структур реализовано в малом количестве регионов. Наибольшие объемы средств МБРР направлялись в регионы Центрального федерального округа (около 29%). Далее следуют Уральский федеральный округ (24%), Северо-Западный федеральный округ (20%), а меньше всего средств привлекалось в Дальневосточный федеральный округ (1%).


Сотрудничество России с МАГИ - ведущей организацией в области долгосрочного страхования некоммерческих рисков - позволяет российским компаниям рассчитывать на получение гарантий по различным видам инвестиций, например, в акционерный капитал в денежной, натуральной и других формах, а также кредитов или их обеспечения. За десять лет МАГИ предоставило 25 гарантий проектам, реализуемым в России, а также разработало бесплатную интерактивную систему "Россия, приватизация", которая содержит информацию о приватизационных и инвестиционных возможностях и предоставляет маркетинговые услуги.

Сотрудничество с другой организацией группы Всемирного банка - Международной финансовой корпорацией - призвано стимулировать инвестиции в частный сектор и развивать рынок капитала в России. За десятилетие своей работы в России эта корпорация реализовала боле двух десятков проектов в различных секторах экономики (255,8 млн. долл. из собственных средств и 60 млн. долл. за счет привлечения синдицированных кредитов). Помимо инвестиционных проектов в России МФК также оказывает техническое содействие, направленное на создание благоприятных условий для экспансии частного сектора и привлечения инвестиций. МФК осуществила в России проекты технического содействия в ряде отраслей, включая сельское хозяйство и энергетику, а также на рынке финансовых услуг.

Деятельность группы Всемирного банка в России отражается в его утвержденной стратегии, которая несмотря на внутренний характер документа разрабатывается с учетом позиции страны-заемщика, в частности, России. После одобрения данный документ становится основой сотрудничества Всемирного банка с Россией, определяя в первую очередь объемы и направления кредитования, а также оказания технической помощи. Конкретные заемные операции, включенные в стратегию, в последующем подлежат одобрению советом директоров по упрощенной процедуре, без специального обсуждения. Основные положения первых стратегий группы Всемирного банка в отношении России разрабатывались на базе материалов, предоставляемых правительственной комиссией по сотрудничеству с МФО, в которых излагалась позиция российской стороны относительно заимствований на ближайшие годы. Такой подход на стадии программированы стратегического взаимодействия предполагает соответствие предлагаемой политики Всемирного банка потребностям социально-экономической ситуации в стране, а также ее согласование с содержанием экономических реформ.

Третьим, причем наиболее значимым элементом сотрудничества России с МФО является ее участие в Европейском банке реконструкции и развития. Она заинтересована в сотрудничестве с ЕБРР в целях привлечения иностранных инвестиций на приемлемых условиях с низкими процентными ставками, длительными сроком и льготным периодом возврата кредита.

Сотрудничество России с ЕБРР оказывает положительное влияние на развитие частного сектора российской экономики. Он осуществляет кредитование среднего и малого предпринимательства через свои специализированные фонды: региональные фонды венчурного капитала, Фонд поддержки малого бизнеса, Фонд помощи малым предприятиям, фонды технического содействия. За прошедшее десятилетие ЕБРР стал не только одним из кредиторов российского правительства и отечественных компаний, но и источником средств для иностранных инвесторов на российском рынке. Например, он осуществлял кредитование строительства и дальнейшей эксплуатации торговых комплексов международной компании ИКЕА. ЕБРР отдает явное предпочтение банковскому сектору российской экономики. Основные концептуальные положения и направления сотрудничества России с ЕБРР определены в среднесрочной Программе сотрудничества с ЕБРР на 2002 - 2004 гг., одобренной Правительством РФ.

Помимо рассмотренных выше примеров сотрудничества с ведущими МФО Россия является членом других финансовых учреждений, признанных международными. В целях развития регионального сотрудничества России с партнерами ближнего зарубежья в 1993 г. создан Межгосударственный банк СНГ, а в 1994 г. - Черноморский банк торговли и развития (ЧБТР). Ввиду того что эти банки, имеющие статус международной организации, изначально не располагали значительными ресурсами для выполнения заявленных учредителями целей, участие России в их работе не оказывало заметного влияния на концепцию сотрудничества с МФО. Анализируя перспективы участия России в ЧБТР, следует отметить длительный характер его формирования как международной кредитной организации, эволюция которой характеризуется двухгодичным временным лагом: декабрь 1992 г. - принятие решения о создании, декабрь 1994 г. - подписание соглашения об учреждении, январь 1997 г. - вступление соглашения в силу, июнь 1999 г. - начало операций ЧБТР (Уставной капитал ЧБТР определен в размере 1 млрд. СДР, или около 1,35 млрд. долл., оплаченный капитал - 182,8 млн. СДР (па 30 марта 2001 г.). Россия - одни из основных акционеров, се доля составляет 16,5% (226,9 млн. долл.) Такую же долю в уставном капитале (по 16,5%) имеют Греция и Турция.). В связи с медленным развертыванием деятельности ЧБТР его первый бизнес-план был утвержден лишь на период 1999 - 2000 гг. Приоритетами ЧБТР являются кредитование экспорта, поддержка малых и средних проектов в отраслях сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. За четыре года с начала операционной деятельности объем кредитного портфеля ЧБТР достиг 529 млн. долл.

Другой пример - участие России в Межгосударственном банке СНГ (Соглашение об сто учреждении Российская Федерация подписала в январе 1993 г. вместе с 9 странами СНГ (Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина).). Данный банк относится к категории субрегиональных банков развития, так как его учредителями и членами выступают государства в лице их правительств и центральных (национальных) банков стран СНГ, а основные направления его политики ориентированы на развитие экономического сотрудничества стран этого региона.[5] В соответствии с изменением экономической и финансовой ситуации в Содружестве менялись и функции Межгосударственного банка. За прошедшее десятилетие он так и не стал специализированным институтом Платежного союза СНГ. Функции Межгосударственного банка в значительной степени зависят от темпов формирования единого экономического пространства СНГ. Слабые стартовые возможности не позволяли рассчитывать на существенный рост капитала и операций данного банка.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.