Рефераты. Сотрудничество Международного валютного фонда с Россией

Сотрудничество Международного валютного фонда с Россией

Содержание

1. Валютный контроль в РФ. Органы и агенты валютного контроля

2. Участие России в международных финансовых институтах

2.1 Политика сотрудничества России с Международным валютным фондом и группой Всемирного банка

2.2 Отношения МВФ и России на современном этапе

Литература



1. Валютный контроль в РФ. Органы и агенты валютного контроля

Определение системы органов и агентов валютного контроля в Российской Федерации имеет существенное научно-теоретическое и практическое значение. В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173–ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» отнесение того или иного субъекта к органам или агентам валютного контроля означает наделение указанного субъекта весьма определенным правовым статусом.

Основным элементом этого статуса являются юридические права и обязанности, которыми наделены органы и (или) агенты валютного контроля, а также их должностные лица в соответствии со ст. 23 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Они, в частности, имеют право проводить проверки резидентов и нерезидентов на предмет соблюдения ими актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, полноты и достоверности учета и отчетности по совершаемым валютным операциям; запрашивать и получать от них документы и информацию. Органам валютного контроля, кроме того, предоставлены полномочия по выдаче резидентам и нерезидентам предписаний об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, а также налагать установленные законодательством меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются ЦБ РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация. Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.[1]

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет ЦБ РФ.

Валютные биржи -- юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, установленных ЦБ РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, производят в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, выступающие органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ координирует деятельность в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также обеспечивает их взаимодействие с ЦБ РФ.

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

- осуществлять проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

- запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса;

- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

- применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

—осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

—представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, производящим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

—в отношении юридического лица -- наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения: указание нарушенного нормативного правового акта, даты совершения и суммы незаконной валютной операции;

—в отношении физического лица -- фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

Уполномоченные банки передают указанную информацию в порядке, установленном ЦБ РФ.

Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

Исходя из всего вышеизложенного, представляется возможным дать исчерпывающий перечень органов и агентов валютного контроля, обладающих на сегодняшний день таким статусом:

1) органы валютного контроля :

 —ЦБ РФ,

—ФСФБН,

—налоговые органы (с определенными ограничениями);

 2. агенты валютного контроля :

— уполномоченные банки;

—профессиональные участники рынка ценных бумаг;

—таможенные органы;

—территориальные органы ФСФБН и ФНС.


2. Участие России в международных финансовых институтах


Международные финансовые организации (МФО) создаются путем объединения финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в области развития мировой экономики.

Этими задачами могут быть:[2]

¾   операции на международном валютном и фондовом рынке с целью стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования международной торговли;

¾   межгосударственные кредиты – кредиты на осуществление государственных проектов и финансирование бюджетного дефицита;

¾   инвестиционная деятельность/кредитование в области международных проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты)

¾   инвестиционная деятельность/кредитование в области «внутренних» проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например, инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий, развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.)

¾   благотворительная деятельность (финансирование программ международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.

В целях развития сотрудничества и обеспечения целостности и стабилизации всемирного хозяйства в основном после второй мировой войны созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации.

Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции.

 

2.1 Политика сотрудничества России с Международным валютным фондом и группой Всемирного банка


В условиях относительной политической и экономической стабильности, достигнутой в России в начале XXI в., необходимо пересмотреть сложившуюся в 1990-е годы концепцию сотрудничества с МВФ, Всемирным банком, а также оценить возможности расширения сотрудничества с другими международными финансовыми организациями. Противостояние двух систем - капитализма и социализма - препятствовало участию Советского Союза в МФО. Хотя СССР был одним из 45 участников международной валютно-финансовой конференции в 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США), правительство не ратифицировало Уставы МВФ и МБРР по идеологическим соображениям в связи с господствующей ролью США как главного акционера данных МФО.

Вместе с другими государствами бывшей социалистической системы Советский Союз создал специальные межгосударственные финансовые институты - Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС) и Международный инвестиционный банк (МИБ), интернациональный статус которых был закреплен межправительственными соглашениями, зарегистрированными Секретариатом ООН (Соглашение о создании МВЭС зарегистрировано Секретариатом ООН в 1964 г. (N 7338), Соглашение о МИБ - Секретариатом ООН в 1971 г. (N 11417).). Концепция участия Советского Союза в МБЭС и МИБ была ориентирована на решение экономических и политических задач, содействие развитию национальной экономики. Однако она была направлена и на изоляцию стран СЭВ, на торможение интеграции в мировую экономику, на отделение "социалистического лагеря" от институциональной основы международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

Сближение с главными МФО наметилось с началом перестройки в СССР системы централизованного планирования. В 1985 г. было подписано соглашение с МВФ о сотрудничестве, технической и консультационной помощи. Причем перестройка совпала с вступлением мирового хозяйства, в том числе валютно-финансовых институтов, в качественно новую стадию развития, связанную с либерализацией международного движения капиталов. В конце 1990-х годов в условиях начавшейся системной трансформации в странах Центральной и Восточной Европы Советский Союз поддержал инициативу и стал одним из учредителей Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). После распада СССР в 1992 г. Россия вступила в МВФ и МБРР.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.