Рефераты. Социально-экономическое совершенствование Пакистана (40–90 гг. ХХ в.)

Особо следует сказать об экономическом развитии Пакистана после трагедии 11 сентября 2001 г. в США. Участие Пакистана в антиталибской коалиции принесло ему немалые дивиденды, и думается, что экономические факторы превалировали над политическими в решении Исламабада примкнуть к антитеррористической операции. С Пакистана были сняты экономические санкции, введенные в 1998 г. в связи с ядерными испытаниями. Уже в октябре 2001 г. он получил от США, Японии, Европейского Союза и Великобритании гранты наличными на общую сумму в 780 млн. долл. Кроме того, он получил твердые гарантии продолжения западной помощи в 2002 г. (что действительно было сделано). Одновременно Канада вложила около 300 млн. долл. в развитие социальной сферы, параллельно Запад выделял помощь афганским беженцам, находившимся на территории Пакистана, с целью ослабить давление на его бюджет. Кроме того, Парижский клуб пообещал рассмотреть вопрос об отсрочке платежей по кредитам. Наконец, Европейский Союз снизил пошлины на экспортируемые Пакистаном товары при одновременном увеличении его экспортной квоты. Здесь перечислены лишь основные преференции, полученные Исламабадом после его решения действовать против талибов.

Вместе с тем была еще одна существенная причина решения Пакистана примкнуть к западным странам в борьбе с талибами, которая хотя и носит политический характер, но о которой нельзя здесь не сказать, поскольку она тесно связана с экономическим развитием страны. Дело в том, что Индия почти сразу после трагедии 11 сентября заявила о своем присоединении к антиталибской коалиции. В подобной ситуации неучастие в ней Пакистана резко подорвало бы его престиж на международной арене при одновременном значительном повышении акций его основного соперника; кроме того, однозначно усилилось бы экономическое давление на и без того ослабленную страну. А этого лидер страны Первез Мушарраф допустить, естественно, никак не мог, даже, несмотря на серьезное противодействие союзу с США со стороны миллионов ортодоксальных мусульман, постоянно проводивших многотысячные демонстрации по всей стране и вступавших порой в жесткие столкновения с полицией. Наконец, правящие круги не скрывали, что осознают серьезную опасность распространения исламского радикализма и для внутриполитической ситуации в Пакистане, что могло затормозить его экономическое развитие.

Среди существенных ограничителей экономического роста страны на протяжении многих лет выступали значительные военные расходы Пакистана. Это обусловливалось в первую очередь постоянным политическим противостоянием с Индией (главным образом по кашмирскому вопросу) и соответствующим стремлением Исламабада поддерживать по возможности военный паритет с Дели. Очевидно, что при соотношении военных потенциалов между странами приблизительно как 1 : 3 Пакистан был вынужден тратить на военные нужды значительно большую часть госбюджета (в процентном отношении), нежели Индия. Так, в 1987 г. (последний год пребывания у власти военного режима во главе с Зия-уль-Хаком) эта доля составила 27%, а затем имела постепенную тенденцию к сокращению: до 26% в 1990 г., 24% в 1995 г. и 20% в 2000 г. Вместе с тем более корректным представляется исчисление военных расходов относительно ВВП, тем более, что Пакистан пока что находится в переходной фазе от формы традиционно британского госбюджета (имеет два самостоятельных бюджета – текущий бюджет и бюджет капиталовложений) к консолидированному, единому бюджету, учитывающему совокупные федеральные и провинциальные доходы и расходы. Расчеты свидетельствуют, что доля военных затрат в ВВП составляла 7,2% в 1987 г., 6,9% – в 1990 г., 5,6% – в 1995 г. и 5,2% – в 2000 г.36 Таким образом, эти данные в полной мере коррелируют с госбюджетом и также имеют тенденцию к снижению. Однако в данном случае важно иное – возможность их корректного сравнения на международном уровне, и в первую очередь с основным военным противником – Индией, где аналогичный параметр колебался в 90-е годы на уровне 3,1–3,3%.

Говоря о сравнениях в международном масштабе, следует, конечно, рассмотреть вопрос о том, какое место занимает в настоящее время Пакистан в мировой экономической системе, но главным образом – относительно других государств региона. Причем целесообразно взять в данном случае не только традиционный показатель – доход на душу населения в долларах, но и постепенно входящий в экономическую практику иной параметр – аналогичный доход, но рассчитанный по паритету покупательной способности, учитывающий в первую очередь потребительские категории.

Как свидетельствуют эти данные, Пакистан по традиционно исчисленному показателю – ВВП на душу населения – опережает свою основную соперницу, Индию. Однако по доходу, подсчитанному на базе паритета покупательной способности рупии, заметно уступает ей; т.е., попросту говоря, жизнь в Пакистане «дороже», чем в Индии, тем более она дороже, чем на Шри Ланке, не говоря уже об Иране, где Тегеран, по оценкам экспертов ООН, признан в 2001 г. самым «дешевым» городом мира.

Особо хотелось бы остановиться на российско-пакистанских экономических отношениях, причем в исторической ретроспективе для последовательности подхода, поскольку изменение геополитической обстановки в регионе обусловливает и постепенную трансформацию наших двусторонних связей.

Несмотря на то, что дипломатические отношения между нашими странами были установлены уже в 1948 г., более или менее регулярные торговые связи и экономическое сотрудничество стали развиваться лишь в 60-е годы. Начало этому процессу было положено подписанием в 1961 г. соглашения о геологоразведке на нефть и газ, которое впоследствии неоднократно продлевалось. Одновременно стала несколько расширяться и советско-пакистанская торговля, хотя она и занимала в товарообороте двух государств крайне незначительное место: так, доля оборота Пакистана в торговле с СССР составляла 0,06% в 1960 г., 0,27% в 1970 г., 0,19% в 1980 г. СССР поставлял машины и различное оборудование, чугун и сталь, удобрения, цемент, некоторые товары культурно-бытового назначения, ряд других товаров. В обмен Пакистан экспортировал в Советский Союз товары хлопковой группы, изделия из джута (до 1971 г.), шерсть, обувь, кожевенное сырье, кожгалантерею и т.п.

Надо сказать, что трудности Пакистана в сфере экономики в 70-е годы не помешали тогда дальнейшему развитию советско-пакистанского сотрудничества. Более того, в тот период в Пакистане с помощью СССР было начато сооружение таких крупных объектов сотрудничества, как металлургический завод около Карачи и вторая очередь теплоэлектростанции Гудду. Строительство большого металлургического завода было расценено в Пакистане как важный шаг к достижению экономической самостоятельности и созданию отраслей тяжелой промышленности, а также увеличению занятости населения.

Кроме того, в 70-е годы вошел в строй ряд объектов, построенных при содействии Советского Союза: это несколько радиостанций (причем одна из них – около Исламабада – была в то время самой крупной в стране), а также большая хлопкопрядильная фабрика. В счет кредитов, которые СССР предоставил Пакистану на строительство металлургического завода, наша страна получала из Пакистана необходимые товары текстильной промышленности, а также сырье. Началось осуществляться сотрудничество в дотоле нетрадиционных сферах, в частности, в области рыболовства.

Естественно, что внешнеполитическая ситуация в 80-е годы, связанная, с одной стороны, с присутствием советских войск в Афганистане, а с другой, – с поддержкой последнего Пакистаном, наложила серьезный негативный отпечаток на наши двусторонние отношения, которые развивались в тот период крайне слабо, хотя и не прекратились полностью. Так, в 1985 г. вышел на полную мощность Пакистанский металлургический завод, который более чем на 50% обеспечил потребности страны в стальном прокате и даже дал возможность экспортировать часть продукции за рубеж. В 1983 г. между СССР и Пакистаном было достигнуто соглашение о строительстве тепловой электростанции Мултан-2 близ Муззафаргарха. Несколько увеличился и товарооборот: если в 1960 г. объем торговых операций составлял лишь 6 млн. долл., а в 1975 г. – 68 млн. долл., то в 1990 г. он превысил 200 млн. долл., т.е. рост очевиден, хотя в абсолютном исчислении эти цифры крайне незначительны.

Примерно 2/3 российского экспорта и тогда, и сейчас составляют машины и машино-техническое оборудование – в первую очередь для объектов сотрудничества, а 1/3 – это различного рода товары: электродвигатели и иное электрооборудование, трубы, изделия из стекла, искусственный каучук, полиэтилен и тому подобное. Россия так же, как ранее СССР, получает из Пакистана хлопок-сырец, хлопчатобумажные ткани, готовую одежду, необработанную кожу, полотенца и многие другие товары широкого потребления. При этом сотрудничество осуществляется не только с предприятиями государственного сектора, но и с частными фирмами, хорошо зарекомендовавшими себя на советском рынке: FECTO, Metro, Mercury, Tabani, Escorts и целый ряд других.

Однако целесообразно взглянуть на нынешние реалии. В 2002 г., например, объем товарооборота составил всего лишь около 70 млн. долл. в год, при этом доля России в общем объеме пакистанского импорта достигла лишь 0,8%, а удельный вес нашей страны в пакистанском экспорте вообще составил 0,06%. Конечно, двустороннее сотрудничество в той или иной степени осуществляется и в других, в том числе в новых сферах. Так, уже успешно произведены с космодрома Байконур два запуска пакистанских спутников российскими ракетами-носителями, идут конструктивные переговоры с пакистанской стороной об участии России в грандиозном проекте по сооружению газопровода из Ирана в Пакистан и возможно далее, в Индию (уже подписан Меморандум о взаимопонимании), на регулярной основе проводятся консультации между Счетными палатами обоих государств с целью обмена опытом по борьбе с коррупцией, рассматриваются возможности расширения двусторонней торговли и др. Однако, как представляется, этим наши возможности не ограничиваются и взаимный интерес представляет: модернизация построенного с помощью СССР Пакистанского металлургического завода, увеличение мощности радиовещательных станций, расширение сотрудничества в сфере высоких технологий и т.п., особенно в свете изменения геополитической ситуации в регионе и устранения многих ранее мешавших экономическим связям препятствий.

Проведенный макроэкономический анализ воспроизводственных процессов в национальном хозяйстве Пакистана дал возможность в наибольшей степени проследить размах и глубину общественного разделения труда, равно как и постепенный переход от доиндустриальных к современным формам и методам производства в ведущих отраслях экономики страны. Такой анализ показал, в частности, что за годы независимости произошли глубокие структурные изменения в экономике пакистанского государства: общественный продукт вырос более чем в 10 раз, основную часть его прироста обеспечило сельскохозяйственное производство. Значительные ассигнования на его развитие, трансформация аграрных отношений, успехи «зеленой революции», освоение новых земель и др. дали ощутимые результаты.

Пожалуй, главным итогом структурных сдвигов в национальном хозяйстве Пакистана стало быстрое расширение национальной основы процесса общественного производства. Благодаря существенной диверсификации экономики, росту современной промышленности и инфраструктуры, внедрению новых технологий страна из просто аграрной превратилась в полном смысле этого слова в аграрно-индустриальную, в которой многие важные элементы, необходимые для нормального функционирования воспроизводственного механизма, стали создаваться внутри страны.

Вместе с тем осуществлявшаяся в Пакистане индустриализация с ее односторонним упором на крупную промышленность в условиях крайне низкого исходного уровня и глубокой дезинтеграции местных хозяйственных структур резко усилила несбалансированность между различными отраслями и группами отраслей и сфер общественного производства и поставила перед страной немало социальных проблем. И, если бы не расширение аграрного сектора и сферы услуг (которые были главными абсорбентами избыточного и к тому же быстрорастущего населения), то воспроизводственный процесс был бы крайне затруднен – уже в 2002 г. население Пакистана достигло 145 млн. человек (в 1951 г. оно составляло на территории бывшего Западного, а ныне современного Пакистана менее 34 млн. человек). Однако даже с учетом высоких темпов роста численности населения и, соответственно, усиления давления на землю, серьезных пертурбаций на мировом рынке, весьма негативно влиявших на уже сильно втянутую в мировое хозяйство экономику Пакистана, внутриполитические катаклизмы, перекликавшиеся с обострениями его положения на международной арене (в первую очередь взаимоотношения с Индией), Пакистану удалось к началу XXI в. войти в группу государств со среднеразвитой рыночной экономикой, опередив по доходу на душу населения Таджикистан (170 долл.), Кыргызстан (270 долл.), Молдову (400 долл.) и приблизившись к Армении (520 долл.) и в некоторой степени к Грузии (590 долл.), и создать, в конечном итоге, серьезную экономическую базу для развития в новом тысячелетии.



Список источников и литературы

пакистан реформа военный режим

1)                Шейнис В.Л. Экономический рост и социальное переустройство. Некоторые взаимосвязи и противоречия // «Третий мир». Стратегия развития и управление экономикой. – М., 1971.

2)                Пакистанское общество. Экономическое развитие и социальная структура. – М., 1987, с. 19.

3)                Москаленко В.Н. Проблемы современного Пакистана. – М., 1970.

4)                В.Я. Белокреницкий. «О стратегии экономического развития Пакистана (по материалам пакистанской печати)» // Современный Пакистан. Экономика, политика, культура. М., 1976.

5)                Каменев С.Н. Экономический рост Пакистана. – М., 1977; Арабаджян З.А. Иран и Пакистан. Распределение доходов в городе. 60-е – начало 80-х годов. – М., 1987;

6)                Мюрдаль Г. Современные проблемы «третьего мира». – М., 1972.

7)                С.И. Илларионов. «Роль государства в развитии экономики Пакистана (70-е годы XX в.)». – М., 1981.

8)                В.А. Мельянцев. «Экономический рост стран Магриба». М., 1984, с. 115–120.

9)                Жмуйда И.В. Пакистан. Внутренние и внешние факторы экономического развития (70–80-е годы). – М., 1988, с. 81.

10)           Вооруженные силы и военная экономика стран Азии и Северной Африки (информационно-аналитический справочник). М., 2002, с. 119.

11)           СССР и Пакистан. – М., 1984, с. 146.

Размещено на /


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.