Рефераты. Социально-экономическое совершенствование Саудовской Аравии в 20 веке

Какова же была роль саудовской элиты на первом этапе реформ? Поскольку традиционные верхи сознавали очевидную пользу для себя в создании централизованного государства, они поддерживали короля. Сильное государство гарантировало сохранение их властных функций.

Стоит обратить внимание на нечастый в странах Востока феномен социальной однородности саудовского общества, сумевшего сохранить свое внутреннее единство в течении всех десятилетий реформ. Это единство субъекта и объекта преобразований сложилось в годы правления Ибн Сауда и, наряду с новой государственностью, стало надежной основой для второго этапа коренных реформ.

К началу 60-х годов страна вновь оказалась в состоянии глубокого общенационального кризиса. Окрепла саудовская государственность, АРАМКО шла на некоторые уступки и нефтяные доходы государства росли, однако противоречия между отжившими феодальными структурами, устаревшими нормами жизни и возможностями быстро зреющего саудовского общества сковывали его развитие. Король Ибн Сауд как бы "расчистил площадку под строительство" новой Аравии, но приступить к нему не решался, а вернее - не мог. При всей относительности и спорности аналогий. можно сравнить Ибн Сауда и его сына Фейсала с русским царем Алексеем Михайловичем и императором Петром I. Родители создали предпосылки для построения нового общества, наметили пути и избрали средства. На долю сыновей (после непростого достижения ими престола) выпало проведение революционных преобразований, изменивших как состояние общества, так и положение страны в мире.

Фейсал начал проведение реформ задолго до своего формального прихода к власти. В 1957 г. он был назначен премьер-министром и провел финансовую реформу, позволившую стране выйти из финансового кризиса. В 1962 г. он провозгласил свою программу преобразований, знаменитые "десять пунктов", в которых были очерчены как цели развития страны, так и средства их достижения.

Саудовская Аравия нуждалась в преобразованиях, однако, не найдись у нее Фейсала, еще долго влачила бы жалкое существование. Примеры султана Теймура в Омане и шейха Шахбута в Абу-Даби, пытавшихся отгородиться от всякой "современности" показывают, что ни аравийское общество, ни его правящие и господствующие слои сами по себе не в состоянии решиться на коренные реформы, т.е. на разрыв с прошлым, и готовы довольствоваться в лучшем случае фрагментарной модернизацией, а чаще - простым увеличением поступлений нефтедолларов. Оман и Абу-Даби смогли избежать революционных потрясений (служащих наказанием недальновидным правителям) лишь благодаря активности Лондона, подтолкнувшего элиту к смене власти.

Король Фейсал формально обладал теми же властными полномочиями, что и его отец, использовал их столь же решительно, однако смог добиться много больших результатов. Дело в том, что если Ибн Сауд стихийно, вопреки своим устремлениям проводил реформистскую политику, но его сын был сознательным реформатором. Ибн Сауд постоянно должен был считаться с "порогом чувствительности" глубоко традиционных по духу и образу жизни народных масс, а также учитывать сдержанное отношение к переменам саудовской элиты - племенной аристократии, улемов, крупных ростовщиков и торговцев, которые не видели своего места в новой Аравии.

К моменту воцарения Фейсала влияние и воздействие капиталистического уклада, в анклавном виде существовавшего в одной части королевства, сыграло свою роль. Новые идеи, новые системы ценностей и отношений еще не взяли верх, но старые начали размываться. Несопоставимо с предвоенными десятилетиями усилился демонстрационный фактор. Саудовское общество еще жило и осознавало себя в традиционной системе, но исчезли страх и настороженность перед возможным принятием новой системы. С наибольшей очевидностью раскол в обществе ощущался в его верхах.

В Саудовской Аравии королевская семья и близкие к ней слои и группы в начале 60-х годов раскололись на три основных течения: охранителей, опасавшихся потерять свое материальное положение или привилегии и полагавших достаточным сохранение нынешнего положения, реформаторов, готовых к серьезным уступкам ради сохранения своей власти или господства в новых условиях капиталистическою развития, и радикальных либералов и демократов, предлагавших, одни - установление республики, другие -проведение народной революции.

Фейсал, бывший признанным лидером второй группы, решительно боролся против своих противников как левых, так и правых. По его приказу полиция стреляла в демонстрантов, пытавшихся громить первую в стране телестанцию. По его приказу арестовывались и высылались из страны сторонники лидера либеральной оппозиции эмира Таляля, а прочие пропадали в тюрьмах.

Казалось бы, объективно прогрессивная миссия Фейсала, намеревавшегося вести страну путем эволюционных по методам, но революционных по характеру преобразований, должна была обеспечить ему поддержку масс, но этого не случилось. Массы проявляют активность лишь в случае социальных революций, а перемены сверху они или пассивно принимают или также пассивно не принимают. Решающая борьба развернулась в рамках королевской семьи Саудидов.

По всей очевидности, семья понимала, что страна еще в состоянии некоторое время жить по-старому, довольствоваться существующим, как это и пытался делать недалекий старший брат Фейсала король Сауд. Назревавший кризис можно было не замечать, можно было несколько отодвинуть. В то же время, тем самым уменьшались возможности самой семьи на выживание, на сохранение себя на вершине власти. Лишь высокий и бесспорный авторитет Фейсала, его всем очевидные опыт и готовность к проведению реформ перевесили чашу сомнений. Большинство в королевской семье высказалось за Фейсала и против Сауда, иначе говоря, за реформы и против застоя.

Парадоксальным образом в союзниках названного большинства оказались американская администрация во главе с Дж.Кеннеди, поддержавшая Фейсала ради сохранения своего влияния в стране и регионе, и высшее исламское духовенство, санкционировавшее смену правителей исходя из важности сохранения чистоты исламского учения и морали (а последнюю король Сауд постоянно нарушал).

В ноябре 1964г. произошла формальная смена власти. Фейсал приступил к планомерной и целенаправленной реализации своих планов. Король-реформатор понимал непрочность своего курса, когда часть общества готова была удовольствоваться положением рантье, паразитируя на нефтяной ренте, традиционно настроенная часть общества по-прежнему враждебно относилась к любым переменам, ибо они влекли за собой возрастание связей с Западом, и лишь оставшиеся готовы были проявить активность в упрочении нового капиталистического уклада жизни и приспособлении его к саудовским условиям. Именно поэтому он направил большие усилия в 60-е - начале 70-х годов на создание своей социальной опоры - на создание национальной буржуазии. Выросшая в тепличных условиях государственного покровительства саудовская буржуазия стала реальной силой в обществе, стала тем субъективным фактором, который гарантировал необратимость начатых Фейсалом реформ и прочность власти Саудидов.

Не меньшее значение король придавал созданию современной гражданской и военной бюрократии. Государственные служащие с высшим светским образованием, прошедшие обучение или стажировку на Западе (чаще всего в США) во-первых, обеспечивали правильное функционирование государственной машины и безопасность государства, во-вторых, они становились не менее прочной, чем буржуазия, социальной опорой короля-реформатора и проводимой им политики.

Создавая новые социальные силы, Фейсал, как и всякий реформатор, обеспокоился будущим традиционных правящих и господствующих слоев и групп. Хиджазские торговцы и ростовщики подключались к посредническим операциям с западными компаниями, получали государственные подряды, активизировали торговые операции. В то же деловое русло направлялась активность и накопленные капиталы племенной аристократии, для части которой находились места в государственном и административном аппаратах. Сложнее было с улемами.

Показателем реальной силы и значения верхушки исламского духовенства служит то, что они санкционировали переход власти от Сауда к Фейсалу, решительно препятствовали развитию женского образования. С формальной точки зрения, назревал раскол во власти, что неизбежно вело к ослаблению субъективного фактора реформ и их замедлению. Тем не менее, этого не произошло.

Секрет устойчивости и стабильности власти по-прежнему заключается в глубинном единстве реформаторов и их противников, в общности их менталитета, в верности саудовским традициям. Фейсал проявил себя столь же ревностным преобразователем, сколь и мусульманином. Он был верен делу реформ и смог довести их до намеченного рубежа, и в то же время, был искренне верующим человеком, не уклонявшимся от личной и общественной молитвы, уважавшим традиции племен Аравии и самый дух пустыни.

Примером развязки казалось бы неразрешимого противоречия послужило, например, решение Фейсала об отдаче всей системы женского образования под контроль улемов, и ныне до половины девочек в королевстве получает среднее образование.

Нельзя не сказать и о принципиально новом явлении в общественной жизни страны - возникновении госсектора. В Саудовской Аравии при Фейсале власть не просто занималась перераспределением прибавочного продукта, но получила в свои руки мощное нефтяное хозяйство, основанное на крупнейших в мире запасах нефти. Тем самым, на втором этапе реформ существенно возросла "собственническая власть" элиты в дополнение к политической власти. Так было покончено с колебаниями в отношении преобразований внутри самого субъекта реформ.

Конечно же, ускоренная социальная трансформация да еще в условиях Аравии не бывает безболезненной. В конце 70-х годов саудовское общество пережило несколько военных заговоров, в конце 70-х годов - восстания исламских фундаменталистов в Мекке и шиитские волнения в Восточной провинции, однако смогло выстоять. Причинами того были не только жестокость власти, решительно использовавшей военную силу, не только нефтедоллары, перед которыми не могли устоять и ярые революционеры, но и сама политика реформ, очевидных перемен к лучшему, ощущаемых в той или иной степени каждым жителем страны.

Таким образом, уже в 70-е годы саудовское общество утвердилось в своем внутреннем единстве на новых - буржуазных - основах.

Опыт Саудовской Аравии свидетельствует о чрезвычайной важности субъективного фактора в ходе реформ как на этапе выработки их планов, так и в ходе их проведения. Как правило, реформы не проходят без лидера, либо санкционирующего их проведение, либо лично осуществляющего политику перемен.

Приходя к власти в условиях кризиса, реформатор решает двуединую задачу: поддержание стабильности в обществе и направление его развития в новое русло. Тем самым, он с одной стороны, обязан опираться на традиционные силы и прежде всего -традиционную элиту, с другой - создавать новую социальную опору и способствовать социальной трансформации традиционных верхов.

Казалось бы, должен меняться и сам реформатор, по при всех изменениях менталитета ( насколько можно судить по имеющимся источникам ) личности Ибн Сауда и Фейсала к концу их жизни и деятельности не претерпели кардинальных перемен. Оба они могут служить символами коренных по сути и охранительных по духу реформ.

Другое дело - вторая составляющая субъективного фактора, не сводимая к отдельным персоналиям .Можно констатировать, что к концу 70-х годов прошла стремительная и необратимая социальная трансформация саудовской элиты. Королевская семья Саудидов, племенная аристократия, крупные купеческие семьи стали либо крупными предпринимателями, либо крупными чиновниками, в то же самое время сохранив былые социальные привилегии и высокий социальный статус. В этом слое (как впрочем, и в других слоях и классах саудовского общества) нельзя найти противников развития страны по пути реформ, хотя часть элиты во главе с улемами призывает к сохранению закрытости саудовского общества.

В отличие от большинства восточных стран, в ходе реформ элита не только не стала автономной по отношению к правящему классу, но и ко всему обществу в целом. Особенность саудовского капитализма состоит в важном значении для общества элементов патернализма и даже кровно-родственных связей ( см. 1, с.525).

Стоит сказать и о принципиальных отличиях между Ибн Саудом и Фейсалом, как личностями и реформаторами. Первый был истинным сыном пустыни и, решая свои, подчас узкокорыстные задачи, стихийно проводил политику реформ, объективно выводя страну на рельсы капиталистического развития.

Король Фейсал был европейски образованным человеком. Он не только не боялся Запада, но и хорошо знал Запад, как и Восток. Фейсал вступил на историческую арену как сознательный реформатор, он открыл двери в королевство капиталистическому укладу, будучи уверенным, что сумеет придать ему национальный, саудовский облик.

На пороге XXI века Саудовская Аравия в своем социально-экономическом развитии в немалой степени опирается на наследие двух королей-реформаторов. Их деятельность, подчас вне зависимости от личных целей и поверхностных черт общественной жизни, за полвека привела к переходу саудовского общества в новое качество, к ускоренной модернизации всех сторон жизни общества и быстрому развитию по капиталистическому пути.



Список источников и литературы


1. Васильев А.М. История Саудовской Аравии. М., 1982.

2. Котлов Л.Н. Становление национально-освободительного движения в арабских странах Азии. 1908-1914 гг. М., 1986.

3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

4. Чешков М.А. Критика представлений о правящих группах развивающихся стран. М., 1979.

5. Яковлев А. И. Саудовская Аравия: становление государственности. - "Азия и Африка сегодня", 1996, № 1.

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.