Эпоха президентов Дж. Кеннеди, Л. Джонсона, Р. Никсона, Дж. Форда и Дж. Картера (1962-1980гг.) характеризуется активным государственным регулированием совокупного спроса на основе использования государственного бюджета. В конце этого периода выяснилось, что кейнсианские методы потеряли свой стабилизирующий эффект, что связано прежде всего с зарождением новых мегаэкономических взаимосвязей и факторов развития. Наступала новая экономическая эпоха. Ее лозунгом стали слова Р. Рейгана: "Правительство не решит наших проблем. Правительство - само проблема", и как только "оно оставит нас в покое, проблемы эти решатся сами собой".
Неконсервативный курс республиканских президентов Р. Рейгана и Дж. Буша (1981-1992 гг.) теоретически базировался на монетаристских взглядах Нобелевских лауреатов М. Фридмена и Р. Манделла. Они предлагали сокращение государственных расходов, налогов и уменьшение государственного вмешательства в экономику. Активный вклад в разработку новой налоговой политики внес молодой журналист-экономист А. Лаффер, наглядно продемонстрировавший взаимосвязь собираемости налогов и налоговых ставок (кривая Лаффера). На базе этих теоретических соображений была создана "рейганомика", которая заключается в:
1)жесткой кредитно-денежной политике, способствовавшей снижению
2)инфляции. Одновременно повышение процентной ставки привлекло в США
3)иностранный капитал;
4)налоговой реформе 1986 г., приведшей к снижению предельной ставки подоходного налога с 55 до 33%, а налога на прибыль корпораций с 46 до 34%. Это стимулировало предпринимательство и, как и предсказывал Лаффер, увеличило поступления в бюджет; [15,c. 225]
3) пересмотре социальной политики в сторону сокращения государственных социальных программ;
4) резком увеличении государственных расходов на НИОКР, которые достигли 3% ВВП. 1 [8,c.454]
"Рейганомика" стимулировала снижение инфляции в 3 раза, уменьшение безработицы до 6% и довольно высокие темпы экономического роста. Кроме того, рейгановская "империя зла" пала, и США стали единоличным лидером человечества. Однако, бюджетный дефицит постоянно рос, и кризис 1990-1992 гг. показал, что рынок слишком сильно потеснил государство и экономическая политика нуждается в существенном изменении. [10,c. 157]
Победивший в 1992 г. Б. Клинтон предложил и блестяще осуществил
экономическую программу, предусматривающую более активную роль государства. В ее основе лежит борьба с бюджетным дефицитом. Администрация Клинтона посчитала, что налоговые ставки опустились ниже оптимума, и подняла их. Максимальная ставка подоходного налога повысилась до 36,9%. Одновременно были решительно сокращены государственные расходы. Результаты превзошли все ожидания. Рекордный дефицит государственного бюджета, доставшийся Клинтону от Буша (290,4 млрд. долл. в 1992 г.), был ликвидирован, и в 1999 г. был достигнут профицит бюджета в 79 млрд. долл.[11,c. 144]
"Клинтономика" возродила государственные социальные программы и увеличила инвестиции в общественный сектор и социальную инфраструктуру.
Инфляция снизилась до 2-3% в год, безработица - до 4,5%, а экономический рост в конце 90-х годах составлял 4%. Было создано 12 млн. новых рабочих мест, а фондовый рынок с 1993 г. вырос более чем в три раза. В 90-е годы США продолжили курс на интеграцию в мировую экономику, и уже более трети всех производимых в США материальных ценностей реализуется на внешнем рынке.[9,c.379]
Следует признать, что Клинтон скорее скорректировал курс Рейгана-Буша, и "золотая экономика Клинтона", как ее называют приверженцы президента, выросла все же из "рейганомики". Похоже, Америке удалось нащупать оптимальное для современного уровня технологического развития сочетание государства и рынка.
2.3 «Новая экономика» как модель развития США
Долговременный безинфляционный экономический рост в условиях постоянно растущей занятости населения заставил многих экономистов усомниться в прежних классических и консервативных постулатах развития. На смену старым догмам и законам пришла новая экономическая реальность - экономика США, которую уже окрестили как «Новая экономика». Американская модель «Новой экономики» характеризуется, прежде всего, такими принципиальными чертами как глобализация бизнеса и информационная революция.
Глобализация бизнеса означает интеграцию страны и ее хозяйствующих субъектов в мировую экономику. Уже сейчас свыше половины доходов крупных американских корпораций образуются за рубежом: огромное значение приобрел процесс развития внешней торговли и иностранного инвестирования. В свою очередь США также получают самые передовые зарубежные инвестиционные товары и технологии, в стране действуют многочисленные филиалы и дочерние компании европейских и японских фирм. Активизировался обмен передовым опытом управления, усилилась роль американских инвестиционных фондов на мировых финансовых рынках. Если в конце 1970-х гг. с внешней торговлей было связано около 17% экономики США, то к настоящему времени американская экономика уже на четверть зависит от экспорта или импорта.[10,c.160] Сильные внешнеполитические позиции США, лидерство американской модели развития экономики определяет лидерство США в процессе глобализации.
Информационная революция служит вторым мощным источником роста экономики США. Страна переживает настоящий информационный бум: совершенствуются цифровые технологии, постоянно образуются новые компании, возникают новые отрасли промышленности. В сфере информатики и телекоммуникационных технологий США не имеют себе равных. Так, в рейтинге 100 компаний сферы информационных технологий журнала Business Week 75 представляют США, а в первой двадцатке лидеров информатики американских компаний 17 (см. Таблицу 3). Таблица 3 дает представление об уровне развития и распространения информационных технологий среди рядовых потребителей ведущих стран мира.
Таблица 3
Рейтинг компаний информационных технологий (1998 г.)
№
Название компании
Страна
Сфера деятельности
1
America Online
США
Интернет-технологии
2
Dell Computer
Компьютеры и периферия
3
Solectron
Услуги по продаже программ и оборудования
4
Vodafone Group
Великобритания
Телекоммуникационные
услуги
5
Cisco systems
Компьютерные сети
6
ЕМС
7
МСI WorldCom
Телекоммуникационные услуги
8
Inktomi
9
Sun Microsystems
10
Microsoft
СШЛ
Программное обеспечение
11
Lexmark International
Group
12
Nokia
Финляндия
Телекоммуникационное оборудование
13
Tellabs
14
Quanta Computer
Тайвань
15
IВМ
16
COM verse Technology
17
Flextronics International
18
Qwest Communications
19
Lucent Technologies
20
Airtouch Communications
Составлено по: Business Week, June 21, 1999.
Глобализация бизнеса и новые информационные технологии привели к реструктуризации экономики США. Глобализация открыла новые рынки сбыта для американских товаров и услуг, стимулировала производство, ориентированное на зарубежный рынок.
Информационные технологии оказывают в свою очередь влияние на целый комплекс отраслей экономики.
Таблица 4
Уровень развития потребительских информационных технологий в ведущих странах мира (1998 г.)
Население охваченное мобильной телефонной связью, %
Доля потребителей, имеющих домашний персональный компьютер, %
Количество пользователей Интернета по отношению к общей численности
населения, %
25,0
35,0
38,4
Германия
13,3
17,0
8,8
Франция
15,4
16,0 _
4,2
17,8
20,0
126
Нидерланды
17,5
Швеция
37,0
18,0
26,4
Италия
28,0
11,5
Япония
36,0
14,0
5,9
Республика Корея
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6