Рефераты. Социально-экономическая модель развития США

Эпоха президентов Дж. Кеннеди, Л. Джонсона, Р. Никсона, Дж. Форда и Дж. Картера (1962-1980гг.) характеризуется активным государственным регулированием совокупного спроса на основе использования государственного бюджета. В конце этого периода выяснилось, что кейнсианские методы потеряли свой стабилизирующий эффект, что связано прежде всего с зарождением новых мегаэкономических взаимосвязей и факторов развития. Наступала новая экономическая эпоха. Ее лозунгом стали слова Р. Рейгана: "Правительство не решит наших проблем. Правительство - само проблема", и как только "оно оставит нас в покое, проблемы эти решатся сами собой".

Неконсервативный курс республиканских президентов Р. Рейгана и Дж. Буша (1981-1992 гг.) теоретически базировался на монетаристских взглядах Нобелевских лауреатов М. Фридмена и Р. Манделла. Они предлагали сокращение государственных расходов, налогов и уменьшение государственного вмешательства в экономику. Активный вклад в разработку новой налоговой политики внес молодой журналист-экономист А. Лаффер, наглядно продемонстрировавший взаимосвязь собираемости налогов и налоговых ставок (кривая Лаффера). На базе этих теоретических соображений была создана "рейганомика", которая заключается в:

1)жесткой кредитно-денежной политике, способствовавшей снижению

2)инфляции. Одновременно повышение процентной ставки привлекло в США

3)иностранный капитал;

4)налоговой реформе 1986 г., приведшей к снижению предельной ставки подоходного налога с 55 до 33%, а налога на прибыль корпораций с 46 до 34%. Это стимулировало предпринимательство и, как и предсказывал Лаффер, увеличило поступления в бюджет; [15,c. 225]

3) пересмотре социальной политики в сторону сокращения государственных социальных программ;

4) резком увеличении государственных расходов на НИОКР, которые достигли 3% ВВП. 1 [8,c.454]

"Рейганомика" стимулировала снижение инфляции в 3 раза, уменьшение безработицы до 6% и довольно высокие темпы экономического роста. Кроме того, рейгановская "империя зла" пала, и США стали единоличным лидером человечества. Однако, бюджетный дефицит постоянно рос, и кризис 1990-1992 гг. показал, что рынок слишком сильно потеснил государство и экономическая политика нуждается в существенном изменении. [10,c. 157]

Победивший в 1992 г. Б. Клинтон предложил и блестяще осуществил

экономическую программу, предусматривающую более активную роль государства. В ее основе лежит борьба с бюджетным дефицитом. Администрация Клинтона посчитала, что налоговые ставки опустились ниже оптимума, и подняла их. Максимальная ставка подоходного налога повысилась до 36,9%. Одновременно были решительно сокращены государственные расходы. Результаты превзошли все ожидания. Рекордный дефицит государственного бюджета, доставшийся Клинтону от Буша (290,4 млрд. долл. в 1992 г.), был ликвидирован, и в 1999 г. был достигнут профицит бюджета в 79 млрд. долл.[11,c. 144]

"Клинтономика" возродила государственные социальные программы и увеличила инвестиции в общественный сектор и социальную инфраструктуру.

Инфляция снизилась до 2-3% в год, безработица - до 4,5%, а экономический рост в конце 90-х годах составлял 4%. Было создано 12 млн. новых рабочих мест, а фондовый рынок с 1993 г. вырос более чем в три раза. В 90-е годы США продолжили курс на интеграцию в мировую экономику, и уже более трети всех производимых в США материальных ценностей реализуется на внешнем рынке.[9,c.379]

Следует признать, что Клинтон скорее скорректировал курс Рейгана-Буша, и "золотая экономика Клинтона", как ее называют приверженцы президента, выросла все же из "рейганомики". Похоже, Америке удалось нащупать оптимальное для современного уровня технологического развития сочетание государства и рынка.

2.3 «Новая экономика» как модель развития США

Долговременный безинфляционный экономический рост в условиях постоянно растущей занятости населения заставил многих экономистов усомниться в прежних классических и консервативных постулатах развития. На смену старым догмам и законам пришла новая экономическая реальность - экономика США, которую уже окрестили как «Новая экономика». Американская модель «Новой экономики» характеризуется, прежде всего, такими принципиальными чертами как глобализация бизнеса и информационная революция.

Глобализация бизнеса означает интеграцию страны и ее хозяйствующих субъектов в мировую экономику. Уже сейчас свыше половины доходов крупных американских корпораций образуются за рубежом: огромное значение приобрел процесс развития внешней торговли и иностранного инвестирования. В свою очередь США также получают самые передовые зарубежные инвестиционные товары и технологии, в стране действуют многочисленные филиалы и дочерние компании европейских и японских фирм. Активизировался обмен передовым опытом управления, усилилась роль американских инвестиционных фондов на мировых финансовых рынках. Если в конце 1970-х гг. с внешней торговлей было связано около 17% экономики США, то к настоящему времени американская экономика уже на четверть зависит от экспорта или импорта.[10,c.160] Сильные внешнеполитические позиции США, лидерство американской модели развития экономики определяет лидерство США в процессе глобализации.

Информационная революция служит вторым мощным источником роста экономики США. Страна переживает настоящий информационный бум: совершенствуются цифровые технологии, постоянно образуются новые компании, возникают новые отрасли промышленности. В сфере информатики и телекоммуникационных технологий США не имеют себе равных. Так, в рейтинге 100 компаний сферы информационных технологий журнала Business Week 75 представляют США, а в первой двадцатке лидеров информатики американских компаний 17 (см. Таблицу 3). Таблица 3 дает представление об уровне развития и распространения информационных технологий среди рядовых потребителей ведущих стран мира.


Таблица 3

Рейтинг компаний информационных технологий (1998 г.)

Название компании

Страна

Сфера деятельности

1

America Online

США

Интернет-технологии

2

Dell Computer

США

Компьютеры и периферия

3

Solectron

США

Услуги по продаже программ и оборудования

4

Vodafone Group

Великобритания

Телекоммуникационные

услуги

5

Cisco systems

США

Компьютерные сети

6

ЕМС

США

Компьютеры и периферия

7

МСI WorldCom

США

Телекоммуникационные услуги

8

Inktomi

США

Интернет-технологии

9

Sun Microsystems

США

Компьютеры и периферия

10

Microsoft

СШЛ

Программное обеспечение

11

Lexmark International

Group

США

Компьютеры и периферия

12

Nokia

Финляндия

Телекоммуникационное оборудование

13

Tellabs

США

Телекоммуникационное оборудование

14

Quanta Computer

Тайвань

Компьютеры и периферия

15

IВМ

США

Компьютеры и периферия

16

COM verse Technology

США

Телекоммуникационное оборудование

17

Flextronics International

США

Услуги по продаже программ и оборудования

18

Qwest Communications

США

Телекоммуникационные услуги

19

Lucent Technologies

США

Телекоммуникационное оборудование

20

Airtouch Communications

США

Телекоммуникационные услуги

Составлено по: Business Week, June 21, 1999.


Глобализация бизнеса и новые информационные технологии привели к реструктуризации экономики США. Глобализация открыла новые рынки сбыта для американских товаров и услуг, стимулировала производство, ориентированное на зарубежный рынок.

Информационные технологии оказывают в свою очередь влияние на целый комплекс отраслей экономики.


Таблица 4

Уровень развития потребительских информационных технологий в ведущих странах мира (1998 г.)

Страна

Население охваченное мобильной телефонной связью, %

Доля потребителей, имеющих домашний персональный компьютер, %

Количество пользователей Интернета по отношению к общей численности

населения, %

США

25,0

35,0

38,4

Германия

13,3

17,0

8,8

Франция

15,4

 16,0 _

4,2

Великобритания

17,8

20,0

126

Нидерланды


20,0

17,5

Швеция

37,0

18,0

26,4

Италия

28,0

11,5


Япония

36,0

14,0

5,9

Республика Корея

18,0



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.