Рефераты. Система защиты прав человека в рамках ООН и ОБСЕ

Мы считаем, что человеческое измерение является важнейшим направлением деятельности ОБСЕ. Вот почему Казахстан уделяет приоритетное внимание работе по широкому кругу вопросов в рамках данной «корзины».

Общепризнанно, что одним из наиболее значительных достижений Казахстана в гуманитарной области является обеспечение межнационального и межконфессионального согласия. Дополнительный акцент на укрепление диалога между религиями и народами является настоятельным требованием времени. Казахстан поддержит продление мандатов трех личных представителей действующего председателя ОБСЕ по религиозной толерантности и свободе религий. Наш опыт в продвижении этих принципов является примером. Казахстан дважды принимал Съезд мировых и традиционных религий, собравший вместе духовных лидеров основных конфессий мира, а также Совещание ОБСЕ высокого уровня по толерантности. Наша страна является членом группы друзей «Альянса цивилизаций».

В качестве председателя ОБСЕ мы будем выступать за соблюдение базовых принципов открытого участия НПО в деятельности организации в соответствии с Хельсинкским документом 1992 года и Будапештским документом 1994 года. Мы выступаем за сохранение мандата Бюро по демократическим институтам и правам человека.

В целом мы намерены внести серьезный вклад в обеспечение гуманитарной безопасности, поделиться соответствующим опытом, который может быть востребован на всем пространстве нашей организации.

Казахстан обязуется сохранить БДИПЧ и его существующий мандат и не будет поддерживать какие-либо будущие попытки ослабить их. В качестве потенциального председателя Казахстан обязуется быть справедливым и объективным лидером и не будет участником каких-либо предложений, которые создают проблемы для БДИПЧ и его мандата.

ОБСЕ, созданная когда-то как инструмент разрядки, должна оставаться дееспособным механизмом имплементации международно-правовых инструментов в области поддержания военно-политической безопасности.

Являясь активным сторонником региональной безопасности, добровольно отказавшись от четвертого по мощи ядерного арсенала, Казахстан будет продолжать проводить политику поддержания стабильности в Центральной Азии и на всем пространстве ОБСЕ [43.].

В известной казахской пословице «Шакырган жерден калма, шакырмаган жерге барма» говорится о том, что не стоит пропускать тех мест, где ты желанный гость, но нежелательно появляться в гостях там, где тебя не ждут, сообщает http://ia-centr.ru. Именно вторая часть народной мудрости была подзабыта казахстанской властью, затеявшей проект «Председательство РК в ОБСЕ в 2009 году». Неважно, что и сам проект затевался по досужим домыслам бывшим зятем Президента РК – Р. Алиевым, неважно и то, что перенесено окончательное решение на год по кандидатуре Казахстана. Важным для Власти и для политической элиты является то, чтобы процесс представительства в качестве Председателя в Международной организации ОБСЕ, набравший ощутимую инерцию и оплаченный из государственной казны, не завершить вхолостую. Не только затем, чтобы поддержать авторитет и имидж власти на внутреннем рынке, но и для того, чтобы преодолеть международный скепсис в рамках общеевропейской организации по поводу демократичности политической реформы в стране. Результаты модернизации Казахстана в экономической сфере не вызывают сомнений, но вот область недозавершенности и несоответствия традиционным западным стандартам в гуманитарных и политических институтах РК вызывает некую озабоченность у ОБСЕ. У тех трех стран, в первую очередь США, которые не пропускают Казахстан на место Председателя. Институт Председателя ОБСЕ не имеет четких формальных критериев и иных норм соответствия данному статусу, но он требует консенсуса всех стран в поддержке кандидатуры Председателя ОБСЕ. Как отмечает Постоянный представитель России при ОБСЕ А. Бородавкин: «ОБСЕ остается недостаточно эффективной и вследствие своей институциональной «недоразвитости». Она так и не стала полноценной международной организацией, поскольку не имеет устава, а, по крайней мере, один из ее исполнительных органов – Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) – вообще претендует на некую «автономность» по отношению к государствам – участникам ОБСЕ, которые его учредили. Такая ситуация, видимо, устраивает наших западных партнеров, но не может удовлетворять Россию и целый ряд государств СНГ, которые выступают за придание деятельности ОБСЕ большей эффективности через ее глубокое реформирование» [1]. Вот этот момент реформирования ОБСЕ как современной задачи для данного исторического института является одним из наиболее важных объективных причин, в том числе совпадающего и с субъективной причиной претензий РК на Председательское кресло. Во-первых, необходимо реализовать модернистский дух и модернизационный курс, присущий деятельности Президента Н.А. Назарбаева, уже за пределами страны, в рамках международного, общеевропейского пространства. Программа вхождения РК в число 50 наиболее развитых стран мира более успешно будет позиционирована властью и с трибун ОБСЕ. К тому же, появится не голословное утверждение о возможности достичь высочайшего уровня жизни для казахстанских граждан (экспертов), а воочию работая в структурах Председателя ОБСЕ, быть погруженными в повседневность качества жизни развитых стран. Идеальный тип современного развитого общества должен хотя бы на экспертном уровне быть воспринят как некая ценностная ориентация для казахстанского общества. Статусная ответственность Председателя ОБСЕ дает замечательную возможность обучения в коридорах евроструктур и евробюрократии, лишенной коррумпированности, но не избавленной от тенденциозности. Почувствовать разницу между такими качественными характеристиками желательный урок в школе общеевропейской дипломатии для казахстанских специалистов, включающий умение к диалектическому сочетанию национальных, наднациональных и мировых интересов. Во-вторых, есть потребность продвинуть страну в индексе узнаваемости за пределы Евразийского сообщества, сделать Казахстан артикулированной, значимой частью общеевропейского пространства и континентальных процессов. Затраченные средства в имидж-проекты продвижения страны на общеевропейской сцене были несопоставимы с оглушительной карикатурной узнаваемостью по результатам американского фильма «Борат». Некая моральная сатисфакция была бы совершена, когда кресло Председателя ОБСЕ вызывало бы более серьезное отношение и подлинный интерес европейцев к центрально-азиатской стране, чья элита все свое естественнонаучное социогуманитарное образование получала в советских и уже казахстанских школах и вузах в рамках западноевропейских парадигм. В-третьих, Председательство в ОБСЕ позволит заглянуть в закрытую «внутреннюю кухню» этой организации и попытаться повлиять на решение кадровых вопросов. Не говоря о Казахстане, даже Россия на сегодня продолжает быть недопредставленной в ОБСЕ в кадровом отношении, прежде всего на руководящих должностях. Одна из причин – высокая конкуренция. Несмотря на то, что в последние годы РФ выдвигает высококвалифицированные кандидаты на вакантные посты глав институтов и полевых миссий, всего там работают от России 29 человек, что составляет 0,82% от общего числа сотрудников ОБСЕ. В том числе в миссиях и других структурах на местах 13, в секретариате и институтах 16 человек. Святая святых для ОБСЕ является креатура БДИПЧ, где за всю историю мониторинга выборов по линии бюро ни одна полномасштабная миссия не возглавлялась представителями России или государств-участников СНГ. В этом смысле работа в ОБСЕ является замечательной кадровой школой для казахстанских высококвалифицированных специалистов. В-четвертых, Казахстан на месте председателя ОБСЕ попытался бы преодолеть политику «двойных стандартов». «Неравномерно географическое распределение активности ОБСЕ – общерегиональное сотрудничество зачастую подменяется попытками мониторинга выполнения международных обязательств на постсоветском пространстве и на Балканах» – отмечает А. Бородавкин. Председатель ОБСЕ – РК, выдвинутый как коллективный член от стран – участников СНГ, помог бы в продвижении реформирования ОБСЕ. С. Лавров – Министр иностранных дел РФ отмечает: «В совместном Заявлении и Обращении по ОБСЕ в прошлом году государства СНГ поставили вопросы, без срочного решения которых организация попросту обречена на угасание. Отклики поначалу были самыми разными, но в итоге, если крупные изменения к лучшему в ОБСЕ еще не произошли, они, по крайней мере, наметились. В организации сложилась весьма широкая прореформенная коалиция. Так что эти шаги государств СНГ сыграли несомненную мобилизующую роль». В-пятых, не по значимости, а по порядку перечисления. Граждане независимого Казахстана в постсоветский период имеют возможность обращаться с жалобами и запросами в надгосударственные органы. В частности, в Международный суд по правам человека, если возникнет такая потребность, а все возможности судопроизводства в стране они посчитают исчерпанными. По Хельсинским соглашениям (1975 г.) именно в гуманитарной области происходит согласование обязательств РК по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования. В настоящее время в Казахстане активно действует государственная поддержки молодых талантов по линии программы «Болашак», которая дает возможность получать современное образование в вузах и научных центрах Европы, США и др. стран. Тысячи студентов, магистрантов и аспирантов имеют государственные гранты для обучения за рубежом РК. В-шестых, ОБСЕ является легитимным каналом трансляции национальных интересов РК на глобальном уровне в международно-правовой, военно-политической, экономической и гуманитарной областях, в вопросах международной безопасности. Директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис полагает, что Казахстану невыгодно ни исчезновение ОБСЕ, ни выход из этой организации. Даже если членство в ней доставляет ему определенные неприятности, она является самым лучшим каналом для диалога с Западом, для трансляции казахстанских интересов. В-седьмых, развитие гуманитарной сферы в Казахстане под влиянием ОБСЕ и других важных мировых структур, предполагает появления самостоятельных субъектов гражданского общества, различных НПО, деятельность которых способствует преодолению инертности в области гражданского самоуправления. В частности, в области нефтедобывающего сектора Казахстан поддержал инициативу Великобритании по созданию EITI – Extractive Industries Transparency Iniciative (Т. Блэр), направленную на открытость в добывающем секторе экономики. В Казахстане реализация Инициативы прозрачности деятельности добывающих отраслей (ИПДДО) осуществляется в деятельности Национального совета, где представлены четыре стороны – Правительство – Министр энергетики и минеральных ресурсов, Мажилис, представители добывающих кампаний и представители гражданского общества в лице Коалиции НПО «Нефтяные доходы – под контроль общества». Малик Исабеков, член Национального совета от гражданского сектора Казахстана отмечает, что только давление западных кампаний заставило власти РК принять эту инициативу. Наиболее важным направлением в деятельности НПО становится проведение мониторинга отчетности нефтяных компаний и доходов правительства от добывающих кампаний и продвижение интересов гражданского общества при распределении этих доходов. К сожалению, правительство России еще не поддержало инициативу EITI, лишь представители российского гражданского сектора включены в работу конференций национальных коалиций НПО, работающих в сфере продвижения Инициативы прозрачности в добывающих отраслях промышленности (EITI). Казахстан нужен ОБСЕ не только как один из 56 участников этой международной организации. Казахстан – это коллективный кандидат от стран СНГ на пост Председателя ОБСЕ. Он является наиболее стабильным государством в регионе, не имеет в новейшей истории межнациональных и межконфессиональных горячих и «замороженных» конфликтов на своей территории. РК предсказуемый партнер в Центрально-азиатском регионе, имеющий авторитет, ресурсы взаимодействия и влияния на соседние государства. Он включен во все региональные структуры Евразийского и Каспийского сообществ, являясь партнером России, проводит свою самостоятельную внешнюю, международную политику, ориентированную на национальные интересы. Политическая элита и сама действующая власть заинтересованы в поддержании стабильности и продолжении демократических реформ (пусть даже на уровне деклараций и официальных проектов) в обществе. В связи с тем кризисом, который переживает ОБСЕ после 30 лет своего существования, «Председательство Казахстана в ОБСЕ имеет для нее исключительное значение, – отмечает А. Бородавкин. – Если Казахстан возглавит ОБСЕ, то это будет свидетельством того, что в ней все-таки происходят изменения в лучшую сторону, что принцип равноправия государств-участников сохраняет действенность. Председательство Казахстана в ОБСЕ – шанс, может быть, даже последний для ее выживания».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.