Диаграмма 3.3. Лидеры в мировом экспорте услуг, 2006 г.
США
Франция
Германия
Ирландия
Испания
Голландия
Италия
Бельгия
Польша
Австралия
Несомненным лидером в становлении и прогрессе сектора услуг на протяжении прошлого века являются США. Сосредоточив в конце этого периода более 1/3 мирового производства услуг (доля США в ВВП вещной сферы составляет 30%), эта страна прокладывает путь для стран-последователей, задает ориентиры по многим магистральным направлениям общего поступательного движения -в области структурных тенденций, воспроизводственных пропорций, социальных отношений, глобализации, держит первенство в сфере технологий. Вслед за лидером идет Великобритания и с несколько большим отставанием следуют Франция, Канада, Италия, В Германии и особенно в Японии в большей степени сохраняются черты индустриальной экономики, и это обстоятельство расценивается экспертами как немаловажная причина сравнительно серьезных экономических проблем этих стран в последние полтора-два десятилетия. Но и здесь развитие услуг в последние годы явно ускоряется.
Ведущими странами по торговле услугами в Европейском Союзе являются Великобритания, Германия и Франция.
Вторым по величине экспортёром услуг в мире (после США) является Великобритания. В 2006г. её доля в мировом экспорте составила 8,3% (для сравнения США – 14,1%). Положительное сальдо в торговле услугами в Великобритании обеспечивается в первую очередь засчёт банковских и кредитных учреждений (доля Лондонских банков составляет около 20% международного кредитования. В Великобритании сосредоточена крупнейшая в мире сфера страховых услуг (около 1/5 части мирового рынка страховых услуг).
На сектор услуг в Великобритании, приходится около 2/3 от ВВП Великобритании. В нем основную долю (около 40%) занимают деловые и финансовые услуги. На долю государственных услуг приходится 35%, торговлю 19%. Гостиничные услуги занимают 5% всего рынка услуг.
В 2006 г. общий объем экспорта услуг возрос относительно 2005г. на 9,8%. Лидирующие позиции в экспорте заняли финансовые услуги.
Что касается импорта услуг, то здесь лидирующие позиции занимали туристические услуги (35,4%, прирост на 3,7%).
Туристические услуги являются одним из основных сегментов рынка услуг Великобритании. В Великобритании работает более двух тысяч туристических компаний и фирм, наиболее крупными из которых являются "Visit UK", "National Trust", "English Heritage", "Travelscope", "Travelcity" и др. В туристическом бизнесе Великобритании занято около 1,4 млн. человек, в т.ч. 618 тыс. приходится на сферу обслуживания, 230 тыс. работают в гостиницах, принадлежащих туроператорам, 150 тыс. – туроператоры и агенты и 130 тыс. занято на туристическом транспорте.
Общее число зарубежных туристов, посетивших Великобританию в 2006 году, возросло на 6% по сравнению аналогичным периодом предыдущего года (с 29,9 млн. до 31,6 млн. посетителей).
Сектор услуг Германии
На Германию приходится 6,1% мирового экспорта (3-е место в мире). При этом в послежнее время наблюдается рост производственных услуг. Большое распространение получили здесь транспортные услуги: в Германии самая развитая транспортная сеть в мире. Банковские услуги осуществляются крупнейшими в мире немецкими банками: Deutsche Bank, Dresdener Bank и др.
Доля сектора услуг в ВВП: 69,5% (2007г.)*
Доля занятых в сфере услуг: 63,8% (2006г.)*
Услуги, получившие наибольшее распространение:
ü банковские услуги
ü транспортные услуги
ü услуги страхования
ü туристические услуги
Сектор услуг Франции
Франция занимает 5-е место в мировом экспорте услуг (4,2% мирового экспорта), однако доля Франции на мировом рынке услуг снижается: в 90-е гг. она занимала второе место в мире, в 2001-2003 гг. – уже 3-е. В 2006 году годовой прирост объёма экспорта её услуг составил 0%.
Доля сектора услуг в ВВП: 77,3% (2007г.)*
Доля занятых в сфере услуг: 71,5% (2006г.)*
ü финансовые услуги
ü научное и техническое сотрудничество
Активными темпами развивается сектор услуг в Испании, Италии и Нидерландах. Имея в среднем 10%-ный годовой прирост объёма экспортируемых услуг, эти страны на протяжении 2001-2006гг. входят в 10-ку крупнейших экспортёров услуг в мире.
Заключение
На сегодняшний день Европейский макрорегион занимает ведущее место на мировом рынке услуг. На него приходится половина мирового экспорта и мирового импорта услуг. Вместе с тем наблюдается рост числа занятых в сфере услуг и доли третичного сектора в структуре ВВП. Ведущей группой стран по международной торговле услугами в Европейском регионе является Европейский союз, на долю которого приходится 27,3% мирового экспорта и 24% мирового импорта услуг. Вторым по величине экспортёром услуг в мире (после США ) является Великобритания. В 2006г. её доля в мировом экспорте составила 8,3% (для сравнения США – 14,1%). Положительное сальдо в торговле услугами в Великобритании обеспечивается в первую очередь засчёт банковских и кредитных учреждений (доля Лондонских банков составляет около 20% международного кредитования. В Великобритании сосредоточена крупнейшая в мире сфера страховых услуг(около 1/5 части мирового рынка страховых услуг). На Германию приходится 6,1% мирового экспорта (3-е место в мире). При этом в послежнее время наблюдается рост производственных услуг. Большое распространение получили здесь транспортные услуги: в Германии самая развитая транспортная сеть в мире. Банковские услуги осуществляются крупнейшими в мире немецкими банками: Deutsche Bank, Dresdener Bank и др. Франция занимает 5-е место в мировом экспорте услуг (4,2% мирового экспорта), однако доля Франции на мировом рынке услуг снижается: в 90-е гг. она занимала второе место в мире, в 2001-2003 гг. – уже 3-е. В 2006 году годовой прирост объёма экспорта её услуг составил 0%. Активными темпами развивается сектор услуг в Испании, Италии и Нидерландах. Имея в среднем 10%-ный годовой прирост объёма экспортируемых услуг, эти страны на протяжении 2001-2006гг. входят в 10-ку крупнейших экспортёров услуг в мире.
Источники
1. Central Intelligence Agency [Electronic resource]. – Mode of access: https://www.cia.gov/
2. World Trade Organization [Electronic resource]. – Mode of access: http://www.wto.org/
3. Статистический офис Великобритании
Приложение 1. Расчет абсолютных и относительных показателей динамики
Таблица 1. Поток прямых иностранных инвестиций в сферу услуг Великобритании (1995-2006гг.)
Год
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Прямые иностранные инвестиции, млн. долл. США
3 659
4 498
4 908
6 365
7250
9343
5714
4131
4589
12890
9602
14536
Абсолютный базисный прирост
839
1 249
2 706
3 591
5 684
2 055
472
930
9 231
5 943
10 877
Абсолютный цепной прирост
410
1 457
885
2 093
-3 629
-1 583
458
8 301
-3 288
4 934
Темп роста базисный
1,23
1,34
1,74
1,98
2,55
1,56
1,13
1,25
3,52
2,62
3,97
Темп роста цепной
1,09
1,30
1,14
1,29
0,61
0,72
1,11
2,81
0,74
1,51
Темп прироста базисный
0,23
0,34
0,98
1,55
0,56
0,13
0,25
2,52
1,62
2,97
Темп прироста цепной
0,09
0,30
0,14
0,29
-0,39
-0,28
0,11
1,81
-0,26
0,51
Альфа
36,59
44,98
49,08
63,65
72,50
93,43
57,14
41,31
45,89
128,90
96,02
Приложение 2. Характеристика статистической таблицы и её структурных элементов
Таблица 1.1. Лидеры в мировом экспорте услуг, 2006 г.
Экспортёры
Объём экспорта, билл. долл.
Доля в мировом экспорте услуг
Годовой прирост,%
1
388,8
14,1
10
2
Великобритания
227,5
8,3
11
3
168,8
6,1
12
4
Япония
122,5
4,4
14
5
114,5
4,2
0
6
105,5
3,8
7
97,5
3,5
8
Китай
91,4
3,3
24
9
Нидерланды
82,5
3,0
Индия
73,8
2,7
36
Данная статистическая таблица содержит 3 типа заголовков: общий, верхние и боковые. Общий заголовок Лидеры в мировом экспорте услуг, 2006 г. располагается над макетом таблицы по центру и является внешним заголовком. Общий заголовок отражает содержание всей таблицы.
Верхние заголовки характеризуют содержание граф (заголовки сказуемого): Экспортёры, Объём экспорта, Доля в мировом экспорте услуг, Годовой прирост, %. Боковые заголовки характеризуют содержание строк (заголовки подлежащего): Экспортёры (США, Великобритания, Германия, Япония, ….) По характеру подлежащего данная таблица является простой перечневой статистической таблицей. Подлежащее представляет собой простой перечень единиц, а именно стран-экспортёров услуг, сформированный по территориальному признаку. В подлежащем отсутствует группировка единиц совокупности.
По структурному строению сказуемого данная статистическая таблица является таблицей с простой разработкой сказуемого, поскольку показатели, определяющие сказуемое, не подразделяются на подгруппы, и значения каждого из сказуемых являются независимыми друг от друга.
Страницы: 1, 2, 3