Рефераты. Русские диаспоры в странах СНГ

Руководство страны при А.Г. Лукашенко взяло довольно жесткий курс по отношению к любым попыткам превращения Русской Православной Церкви (РПЦ) в Беларуси в «независимую Церковь». Такие попытки были предприняты – за рубежом действуют две так называемые «Белорусские Автокефальные Православные Церкви» (во главе с Николаем Мацукевичем и Изяславом Бруцким) и «Белорусская Автокефальная Православная (Народная) Церковь» (Юрий Рыжий). Несмотря на их активность, они не смогли укрепиться в Беларуси, так как им было отказано в регистрации. Таким образом, и в религиозной сфере белорусское общество не дало разделить себя по национальному признаку, что, безусловно, является фактором духовного единства русских и белорусов. Белорусская Православная Церковь канонически подчиняется Московскому Патриархату, между ними происходит тесное взаимодействие, обмен информацией и т.д.

В РБ действуют общества русских соотечественников, которых всего насчитывается около 11. В частности, «Русское общество» организует в различных городах и районах Беларуси разнообразные конкурсы, викторины, семинары, литературные чтения, посвященные России.

Таким образом, на сегодняшний день Беларусь– наиболее благоприятное для русских государство, с точки зрения реализации культурно-национальных прав.


Казахстан

Русское население Казахстана представляет вторую по численности (после Украины) диаспору соотечественников в странах нового зарубежья. Из 14,9 млн. (на 1999 г.) населения республики русские составляют 4,6 млн. Они связывают упрочение своего положения с решением двух вопросов: приданием государственного статуса русскому языку и введением двойного или второго гражданства. Славянскими организациями также ставится вопрос о культурно-национальной автономии в регионах с преобладанием русского населения.

К миграции русских из страны по-прежнему побуждают: сокращение школьных программ по изучению русского языка; низкое качество обучения; запрет на использование учебников российских издательств; лишение граждан ряда льгот; ограничения в культурной и информационной сфере.

В то же время, нужно отметить и некоторые положительные стороны. Казахстан выступает за тесное сотрудничество с Россией, что подтвердил и недавний визит российского президента. Русская Православная Церковь на территории Казахстана имеет значительное количество приходов: 212. 7 мая 2003 г. Священный Синод РПЦ объявил о создании на территории Казахстана митрополичьего округа, объединившего все казахстанские епархии, что отражает возросшие духовные потребности этого региона.

В Казахстане официально зарегистрированы следующие организации (всего - 14), уставными целями которых являются сохранение русского языка и русской культуры в республике, защита прав русского и русскоязычного населения: Республиканское общественное славянское движение "Лад" (РОСД "Лад"), Русская община Казахстана, Казахстанская ассоциация учителей русской школы (КАУРШ), Союз казаков Степного края, Семиреченская казачья община. Региональные организации РОСД "Лад" действуют в 11 из 14 областей, центр находится в Астане, где с 1994 г. ежемесячно выпускается газета "Лад". Казачьи организации сформированы в Западно-Казахстанской, Акмолинской, Кокчетавской, Североказахстанской, Алма-Атинской, Талды-Курганской, Павлодарской, Восточно-Казахстанской, Джамбульской областях. Однако их организационный потенциал невелик, политические ориентации различны.


Республика Молдова

В Республике Молдова в 1989 г. проживало 562 тыс. русских. Несмотря на невысокий процент (13), русские представляют достаточно влиятельную по своим социальным параметрам группу, положение которой является одним из показателей и факторов внутриполитической стабильности государства. Тем не менее, активность радикально-националистических сил в лице деятелей Народного фронта, прессинг некоторых средств массовой информации явились серьезным фактором, приведшим к обострению возникшей конфликтной ситуации, перерастанию ее в конфликт и созданию Приднестровской Молдавской Республики.

Лидеры Приднестровья однозначно заявили о своей ориентации на Россию, о стремлении выйти из состава РМ и присоединиться к РФ. Длительный процесс переговоров между представителями России, Приднестровья, Молдавии и мирового сообщества привел в октябре 1994 г. к тому, что лидеры РМ согласились придать ПМР статус автономии. Тем не менее, до сих пор проблема остается неурегулированной.

В ПМР в силу известных исторических обстоятельств русские соотечественники не испытывают давления или притеснений со стороны молдаван. Русский язык является государственным. На нем ведется вся государственная документация, осуществляется образование и т.д.

Культурные и языковые позиции русских в «основной» Молдавии, безусловно, резко ослаблены. В содержательном плане, вытеснялась русская история, культура, замалчивался факт ее тесной взаимосвязи с молдавской; весь содержательный акцент переносился на румынскую культуру и историю. Только после прихода в 2001 г. к власти коммунистической партии ситуация начала несколько смягчаться. В самое последнее время, в декабре 2003 г., парламент Молдавии утвердил в первом чтении концепцию государственной национальной политики, в которой русскому языку придается статус языка межнационального общения во всех сферах жизнедеятельности государства и общества.

Что касается религиозной ситуации в «основной» Молдавии, то ее можно охарактеризовать как «промежуточную» между украинской и белорусской. С 1992 г. в стране действует т.н. «Бессарабская митрополия» Румынской Православной Церкви (во главе с запрещенным в служении священником РПЦ Петру Пэдурару). Безусловно, ее возрождение (она существовала с 1918 до 1940 гг.), как и аналогичные процессы в Украине, прежде всего, связано с политикой, а не духовной жизнью. Долгое время молдавское государство не хотело регистрировать БМ. В свою очередь, ЕС оказывал буквально беспрецедентное давление на него с тем, чтобы добиться регистрации. Наконец, в июле 2002 г. она произошла.

В Молдавии действует 10 русских общин. Главным образом, их активность связана с защитой позиций русского языка и культуры, в частности, в системе образования.


Туркменистан

Договорно-правовая основа сотрудничества России и Туркменистана направлена на поддержку и сохранение национальной идентичности, прав и свобод русской диаспоры республики. В соглашении «О регулировании процесса переселения и защиты прав переселенцев» декларируется необходимость соблюдения порядка, «исключающего любые формы дискриминации». В действительности в республике продолжается вытеснение русскоязычных кадров из всех сфер управления, дискредитация русских предпринимательских структур. Социально-экономическое положение русских таково, что им приходится думать об элементарном физическом выживании, а не о сохранении национальной идентичности.

Стремительная туркменизация государственной и культурной жизни существенно изменила ситуацию в стране. Положение русскоязычного населения усугубляется тем, что десятки тысяч русских вообще лишены возможности выехать из Туркмении в силу непомерной дороговизны проезда, запрета на обмен и продажу приватизированных квартир без официального документа о статусе вынужденного переселенца, который выдается консульской службой российского посольства в Туркмении далеко не всем желающим. Условий для сохранения русского языкового, культурного, информационного пространства руководством государства не создано.

В Туркмении русская община уже несколько лет добивается регистрации в Министерстве юстиции. Однако, согласно внутреннему законодательству, деятельность организаций, объединенных по этническому признаку, в республике запрещена. В результате, возможности русской общины Туркмении влиять на национальную политику правительства и на ситуацию в русской диаспоре существенно снижены.


Украина

Из 47 млн. 600 тыс. населения Украины русские составляют 22% – это самая крупная диаспора наших соотечественников в СНГ.

Остается сложной ситуация с Православной Церковью. На сегодняшний день, помимо Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, в стране существуют так называемые «Украинская Церковь Киевского Патриархата» и «Украинская Автокефальная Православная Церковь». Обе эти организации не стали многочисленными, проект «национальной Церкви» не удался, но их деятельность привела к обострению в отношениях между украинцами и русскими, к конфликту в православном сообществе и т.п.

На Украине активно действуют многочисленные общины русских соотечественников (их насчитывается 36). Одна из них – харьковское региональное общество «Русь». Данное общество, главным образом, нацелено на защиту позиций русской культуры. Ежегодно им проводятся дни славянской письменности и культуры. Кроме этого, «Русь» проводит общественные акции против вытеснения русской культуры из сферы образования.

В целом, несмотря на перечисленные негативные явления, ситуация на Украине, все-таки, выравнивается, хотя бы в силу того, что многие чересчур утопичные националистические проекты просто не осуществились, власть стала более трезвой и прагматичной. Налаживаются и отношения с Россией. В 2003 г. Прошел Год России в Украине, что, несомненно, стало знаком сближения и способствовало хотя бы частичному возврату к былому взаимодействию.


Армения

По данным МИД РФ, численность русских в Армении составила в 1999 г. менее 15 тыс. Вступивший в силу в 1994 г. Закон РА "Об иностранных гражданах" поставил проживающих в Армении граждан РФ в равное положение с гражданами дальнего зарубежья. В условиях сохраняющейся транспортной блокады, экономического и энергетического кризиса социально незащищенные слои русскоязычного населения находятся на грани физического выживания. В 1993 г. В Армении был принят Закон "О языке", по которому русский язык оказался в сложной ситуации. Для контроля над его исполнением был создан специальный орган - Государственная инспекция по языку при правительстве Армении. Закон "О языке" предусматривает право на обучение на русском только для этнических русских, которых в Армении осталось менее 10 тысяч человек, граждан России, беженцев или детей от смешанных браков. Лиц же неармянской национальности в стране осталось менее 5 процентов.

Что касается религиозной ситуации, на территории Армении Русская Православная Церковь представлена пятью приходами (главный из них - Свято-Покровский храм в Ереване), в которых служат два священника и один диакон. Большинство прихожан данных храмов составляет русскоязычное население Армении. Все храмы канонически входят в состав Майкопской епархии. Поскольку эти приходы расположены на территории независимого государства, изучается вопрос о придании им такого статуса, который вполне соответствовал бы уровню добрососедских отношений между Россией и Арменией". Таким образом, очевидно, что положение с русскими православными в Армении не оптимально. Два священника - это очень мало, даже учитывая то, что не все русские участвуют в церковной жизни. Однако хорошие отношения между двумя странами и Церквями могут позволить исправить эту ситуацию.

В Армении существует около 6 русских этнических организаций. В то же время, реальных рычагов влияния на консолидационные процессы среди русского населения республики существующие структуры не имеют.


Грузия

Русская диаспора является вторым по численности национальным меньшинством после армянской, по оценкам экспертов, она составляет 140 тыс. человек. Наибольшая концентрация русских соотечественников в Тбилиси, Абхазии, Аджарии, промышленных центрах Грузии. Массовый выезд русских из Грузии во многом был вызван фактическим отрывом соотечественников от русского языка, культуры, информационного пространства (непомерно высокая стоимость русских газет, журналов). По информации некоторых источников, причиной стало и прямое вытеснение русских со стороны националистически настроенных граждан.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.