Рефераты. Россия в современном мировом хозяйстве

Согласно социологическому опросу ВЦИОМ в 2007 году под основной проблемой российской экономики респонденты выделили проблему коррупции в России. Так ответило 52,14% опрошенных (также респонденты отметили высокий уровень инфляции- 9,97 %, монополизацию ряда секторов экономики- 12,44, бюрократию- 20,70, другое- 4,75. Действительно, Россия в 2008 году стала первой по коррумпированности бизнеса среди стран- мировых экономических лидеров. Такой вывод делают авторы отчета крупнейшей международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International.

Тремя крупнейшими «экспортерами коррупции», как утверждает отчет, стали Мексика (6,6 балла), Китай (6,5 балла) и Россия (5,9 балла).

Объём рынка коррупции превышает 240 млрд. долл. США Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд. долл. в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес- элиты). При этом средний размер взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос с 10 до 136 тыс. долл. В настоящее время коррупции подвержены все области государственного аппарата, она пронизывает все сферы жизни. Государству наносится колоссальный ущерб. Как заявил глава МВД РФ Рашид Нургалиев в интервью «Российской газете» 14 октября 2008 года, ущерб, причиняемый экономике России коррупцией, по оценкам экспертов составляет 40 млрд. рублей в год. Стоит отметить, что согласно некоторым зарубежным оценкам эта сумма достигает 20 млрд. долл. США.

Опыт последних лет показывает, что при сохранении нынешней модели развития экономики к началу следующего десятилетия может решиться проблема удвоения ВВП, поставленная бывшим Президентом России. При таком сценарии страна в ближайшее время будет продолжать развиваться по так называемому «нижнему пути». Он характерен тем, что в качестве средства конкурентной борьбы на мировых рынках странами используется главным образом снижение издержек производства и внутренних цен на промышленную продукцию, в том числе за счет привлечения иностранных инвесторов с помощью предоставления в их распоряжение как можно больше трудовых ресурсов и природных ресурсов. В настоящее время для России актуальна проблема продвижения к конкурентоспособности «верхним путем», непременными атрибутами которого являются ускоренное освоение новейших мировых знаний и технологий, развитие собственных НИОКР и инновационного производства. Сейчас с этой целью активными темпами реформируется национальная инновационная система и академическая наука, начинается формирование особых экономических зон, в том числе технико- внедренческие, есть планы по созданию крупных так называемых «технопарков». По расчетам правительства, реализация программы позволит отраслям промышленности, выпускающим инвестиционную и конечную продукцию, развиваться опережающими темпами. Их доля в производстве должна увеличиться с 33% в 2005 г. До 43- 46% в 2015 году. Доля отраслей, производящих сырье и материалы снизится соответственно с 32% до 29- 31%. Россия находится только в начале этого пути, но ожидается, что такие сдвиги создадут предпосылки для диверсификации отечественного экспорта, основными направлениями которой должны в будущем стать развитие экспорта услуг, продукции оборонных отраслей и сельского хозяйства. Но по расчетам Центра внешнеэкономических исследований Института экономики РАН, даже при успешной и активной реализации различных инновационных программ, доля продукции ТЭК в экспорте в конце первой четверти века будет доминировать и составит около 47%.

Обращаясь к проблеме обогащения внешнеэкономической специализации страны, стоит отметить, что успех не в последнюю очередь будет зависеть от сдвигов в размерах, структуре и качестве факторов производства - природных ресурсов, труда, капитала, эффективности их использования. В настоящее время в развитии ресурсной базы возникают достаточно сложные проблемы.

Подтвержденные рентабельные запасы природных ресурсов в стране истощаются: проводимых геологоразведочных работ недостаточно для того, чтобы восполнять их расходование. По оценкам Минприроды РФ государство и частный сектор тратит на геологоразведку лишь 1.3% от стоимости добываемого сырья, что заметно меньше, чем в других странах- Австралии, Канаде, ЮАР, США, Бразилии (5-8%). Министерство считает, что при нынешнем финансировании геологоразведочных работ запасы нефти в стране иссякнут через 12 лет, газа- через 33 года. Учитывая это, правительство в 2004 году приняло программу освоения недр, по которой государство намерено вкладывать по 16,5 млрд. рублей ежегодно, а с 2010- по 20,5 млрд. рублей. Также существует проблема ценовой конкурентоспособности у добытчиков отечественного сырья. Так, себестоимость добыча барреля нефти на Ближнем Востоке составляет 1-3 долл., в России- 11- 12 долларов.

В ближайшей перспективе (к 2010 году) по оценке ФСГС РФ число трудоспособных увеличится примерно на 2,2 млн. человек и составит 92,6 млн. человек. Однако к середине века Россию ожидает заметное сокращение численности экономически активного населения. Оно может уменьшиться до 41 млн. человек ( в 2007 году 75 млн. человек). Такая угроза в той или иной степени может быть предотвращена активизацией демографической политики.

При сравнительной дешевизне труда в России уровень квалификации занятых и их трудовая дисциплина оценивается большинством зарубежных и отечественных экспертов как средние. Мобильность отечественных трудовых ресурсов невелика. Часть экономически активного населения лишена возможности найти себе работу, либо поменять ее в связи с отсутствием средств на переезд в другие районы, приобретение там жилья, сложностью с получением прописки. Это ограничивает перелив рабочей силы в регионы и отрасли, испытывающее в них потребности.

В настоящее время овеществленная, материализованная часть отечественного капитала- основные фонды- заметно изношена, недостаточно эффективна и производительна, в большинстве случаев не дает возможность выпускать конкурентоспособную готовую продукцию. К примеру, износ основных фондов в обрабатывающей промышленности составляет 47,8%, а коэффициент их обновления- всего 2,6%. По оценкам Всемирного экономического форума по уровню развития технологических ресурсов как совокупности применяемых технологий Россия находится на последних местах в рейтингах.

Для обновления устаревшего основного капитала требуется гигантский объем инвестиций. Значительную их часть можно мобилизовать внутри страны. Но в нашей стране значительная часть валового сбережения уходит за рубеж, в том числе в погашение внешнего долга, и оседает в золотовалютных резервах государства. Одна из основных причин ухода капитала- недостаточно благоприятный инвестиционный климат. Это подтверждают и иностранные инвесторы. Также, они отмечают, что вложения в российские проекты сопряжены с более высокими, чем на других рынках, издержками и рисками, которые возникают вследствие наличия бюрократических барьеров, противоречивого законодательства и коррупции.

У экономики России есть и проблемы, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Самые явные проблемы это зависимость от узкого круга товара, прежде всего от товаров топливно- сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских товаров, такие как продукция машиностроения, автомобилестроения, различное оборудование и продовольствие. В целом же, истоки всех внешнеэкономических проблем находятся внутри национальной экономики. Так, сырьевая специализация страны- следствие деформированной структуры промышленного производства и отсталости всей производственной системы. Импортная зависимость- следствие недостаточной конкурентоспособности отечественных товаров.

Путями решения таких задач как стабилизация роста национальной экономики и обеспечение равноправной интеграции России в мировое хозяйство может послужить решение следующих проблем: повышение конкурентоспособности российской экономики, сохранение и укрепление позиций страны на международных товарных рынках, расширение экспорта готовых услуг и продуктов с высокой добавленной стоимостью, обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, проведение такой таможенно- тарифной политики, которая смогла бы создать благоприятные условия для расширения национального производства, не вредя условиям конкуренции на внутреннем рынке, активизация мер по сокращению утечки капитала путем создания более благоприятных экономических условий и хорошего инвестиционного климата. Стоит отметить, что не смотря на высокий уровень либерализации внешнеторгового режима в нашей стране, торговые партнеры России не всегда готовы открыть свои рынки для российских товаров, создавая различные искусственные барьеры и ограничительные меры , в большинстве своем в виде антидемпинговых пошлин или угроз к применению таковых, а иногда прибегая к политике «двойных стандартов».

Также хотелось бы отметить проблемы вступления России в ВТО. После присоединения к ВТО в силу неконкурентоспособности своих товаров Россия потеряет целые отрасли экономики, а с ними и миллионы рабочих мест. По данным союза российских товаропроизводителей, вступление России в ВТО и беспошлинная торговля приведет к половодью импорта, в результате чего разорится и закроется не менее 40 тыс. предприятий, лишатся работы 30 млн. человек, или почти половина рабочей силы страны. По экспертным оценкам, в наиболее тяжелом положении окажутся предприятия российского машиностроительного комплекса из-за того, что продукция отечественного машиностроения в большинстве случаев не соответствует требованиям мирового рынка, что подтверждается чрезвычайно низким уровнем ее экспортных поставок. Он составляет всего лишь 10,7% от общего объема экспорта, тогда как в США этот показатель в общем объеме экспорта составляет 93,2%. Такое положение обусловлено устаревшей производственной базой, отсталой технологией, низким уровнем производительности труда, громоздкой хозяйственной структурой, длительными сроками амортизации основного оборудования и многим др. Без структуризации и преобразования российского машиностроения и других отраслей при существенной государственной поддержке возможно конкурировать с Западом и Востоком, как на внешнем, так и на внутреннем рынках.

Таким образом, для присоединения России к ВТО и интеграции в мировое экономическое пространство необходимо разработать специальные меры по реструктуризации и преобразованию отечественного машиностроения, военно-промышленного комплекса, сельского хозяйства, продовольственной и других отраслей для обеспечения их устойчивого функционирования и развития. Иначе вхождение России в ВТО вызовет глубокий системный кризис и полную индустриализацию страны.

28 ноября 2009 года президенты России, Белоруссии и Казахстана Д. А. Медведев, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаев в Минске подписали договор о создании на территории этих государств с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. После получения официального подтверждения со стороны Белоруссии в июне 2010 года, таможенный союз был запущен в трехстороннем формате вступлением в силу Таможенного кодекса трех стран. В июле 2010 года таможенный союз вступил в действие. По оценкам специалистов, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к 2015 году. Но не все так радужно. Россия, Белоруссия и Казахстан создали дополнительные проблемы своим импортерам за счет создания Таможенного союза. Эксперты поясняют: есть несколько способов регулирования импорта: тарифные и нетарифные (дополнительные лицензии, квоты). Раньше все говорили только о появлении новых таможенных тарифов, а на расширение списка алкогольных напитков, техники и лекарств, которые можно импортировать только по лицензии, никто не обратил внимания.

Из-за сложностей, вызванных созданием Таможенного союза, импортеры не смогли растаможить иностранное вино и виноматериалы. Общие убытки от происходящего, по оценке специалистов, составили не менее $300 млн. При этом пострадали и производители российских вин, так как 70% российского вина изготовляется из импортного виноматериала. Начало работы Таможенного союза создало трудности и для поставщиков мобильных телефонов, ноутбуков, Bluetooth-гарнитур. Теперь все устройства, которые имеют функцию шифрования информации, должны пройти процедуру нотификации, то есть уведомить государство о поступлении товара. Однако участники рынка отмечают, что непонятно кому какие документы надо подавать, а при отсутствии нотификации ФТС имеет право не пропускать телефоны, поскольку таким образом нарушит правила Таможенного союза. Создание союза затруднило ввоз витаминов и гражданского оружия. Также приостановлено внедрение мобильной связи третьего поколения (3G), поскольку распространяющие операторы не могут ввезти оборудование для строительства сотовой сети.


Заключение


В настоящее время Российская Федерация до сих пор играет роль экспортера сырья и импортера потребительских и инвестиционных товаров и услуг в мировой экономике. Но «сырьевая» модель развития не может обеспечить ее устойчивое и быстрое развитие потому, что запасы рентабельных месторождений довольно скоро истощатся, а разработка новых окажется слишком дорогостоящей. Если исходить из парадигмы «экономикс», в которой рассматривается наилучшее распределение ресурсов, то переход России к «высокотехнологичной» модели развития невозможен. Если же руководствоваться институционально-эволюционной теорией, в которой предприятия рассматриваются как развивающиеся и самообучающиеся организации, такие возможности еще есть. Политика государства должна быть направлена на стимулирование создания инновационно-активных российских вертикально-интегрированных корпораций. При необходимости государство должно само такие ТНК создавать, в том числе – на основе частно-государственного партнерства.

Происходящие во внешнеэкономическом комплексе России преобразования коренным образом меняют облик российской экономики. Значение этих перемен важно с точки зрения их воздействия на взаимоотношения Российской Федерации с Европейским союзом, США, странами Центральной и Восточной Европы, а в конечном итоге - и на всю систему международных экономических отношений. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа.

Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными преимуществами, скажем, в стоимости трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых своих товаров или услуг по мере своего экономического развития. При наличии стимулов, которые предоставляет открытая экономика, однако, они быстро приобретают конкурентоспособность в каких-нибудь других областях. Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.

Десять лет назад Россия, с экономической точки зрения, была интересна как поставщик энергоресурсов и потенциальный рынок для европейских товаров. Сегодня, в связи с повышением уровня доходов населения РФ, потенциальный интерес к российскому рынку трансформировался в реальный. Более того, отечественная промышленность становится многообещающим партнером для европейского бизнеса; уже реализуется целый ряд крупных проектов промышленного сотрудничества. Стратегическими целями России в сфере экономической политики являются диверсификация экономики и экспорта; переход от ресурсоориентированного к инновационному развитию; сокращение ресурсоемкости ВВП; окончание процесса встраивания в систему международного разделения труда и начало политики участия в формировании правил мировой экономической системы в качестве одного из ключевых игроков.

К числу конкурентных преимуществ России следует отнести относительно дешевую и квалифицированную рабочую силу; природные ресурсы, в том числе рекреационный потенциал и потенциал развития «экологического» сельского хозяйства; развитую фундаментальную науку и все еще сохраняющийся запас научно-технических разработок; транзитное положение, обеспечивающее доступ в Азиатско-Тихоокеанский регион; ёмкий и уже вполне платежеспособный национальный рынок, а также доступ на рынки стран СНГ.

А объединение ресурсов России и ЕС способно привести к прорыву в повышении глобальной конкурентоспособности экономик обеих сторон. В общем, Россия имеет все шансы быть в роли ведущей страны мира, и в наше время в российской экономике происходят значительные изменения. Сможет ли Россия быть ведущей страной и иметь весомое положение в мировом хозяйстве покажет время. Но тенденция к укреплению экономики России стабильна. А что касаемо прогнозов развития экономики России, то можно сказать, что они весьма разнообразны. Существующий в настоящее время мировой кризис - самое подходящее время для того, чтобы поговорить о перспективах России. Любой российский интеллектуал имеет собственный взгляд не только на прошлое и настоящее нашей страны, но и на ее шансы в завтрашнем мире.

Список использованной литературы


1.                 Бельчук А.И. Статус России как страны с рыночной экономикой / А.И. Бельчук // Внешнеэкономический бюллетень. – 2003. – №5. с. 32-33

2.                 Оболенский В.П. Россия в международном разделении труда: сохранение или обогащение специализации / В.П. Оболенский // Внешнеэкономический бюллетень. – 2007. – №1. с. 33-35

3.                 Российский статистический ежегодник 2008 / М.: 2008

4.                 Спартак А.Н. Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы / А.Н. Спартак. –М.: ВНИКИ, 2005.

5.                 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: офиц. Текст. – М.: Эксмо, 2007.

6.                 Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / Е.Д.Халевинская. – М.: Экономистъ, 2003.

7.                 Стерн Дж. Ограниченное будущее мировой торговли газом? / Дж. Стерн // Экономическое обозрение/ - 2008. - №8

8.                 Мировая экономика: учеб.для студентов вузов / [Ю.А.Щербанин и др.]; под ред.Ю.А.Щербанина М. : ЮНИТИ, 2009. – 447 с.

9.                 www.rbc.ru

10.             www.gks.ru

11. #"#">#"#">#"#">#"#">http://bujet.ru/

16. http://www.tks.ru/reviews/2010/01/26/01


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.