Рефераты. Россия в современном мировом хозяйстве

В товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-августе 2010 года доля машин и оборудования составила 27,7% (в январе-августе 2009 года – 24,2%). Стоимостной объем импорта данной товарной группы по сравнению с январем-августом 2009 года возрос на 71,4%. Стоимостные объемы ввоза механического оборудования возросли на 24,9%, электрооборудования – на 46,9%, железнодорожного оборудования – в 3,5 раза, средств наземного транспорта (кроме железнодорожного) – на 94,4%. Физический объем ввоза легковых автомобилей увеличился в 2,1 раза.

Удельный вес металлов и изделий из них в товарной структуре импорта из стран СНГ в январе-августе 2010 года составил 18,5% (в январе-августе 2009 года – 18,4%), продовольственных товаров и сырья для их производства – 15,4% (18,3%), топливно-энергетических товаров – 11,8% (9,3%), продукции химической промышленности – 8,9% (10,7%).

Рост стоимостных объемов импорта из стран СНГ по сравнению с январем-августом 2009 года наблюдался по всем укрупненным позициям товарной номенклатуры.

Физические объемы импорта черных металлов и изделий из них возросли на 44,0%, сыров и творога – на 12,1%, пшеницы – на 2,4%, масла растительного – в 2,1 раза, продуктов содержащих какао – на 21,4%, нефтепродуктов – в 6,0 раз, удобрений – в 2,9 раза, пластмассы и изделий из нее – на 35,9%.

В структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский Союз, как крупнейший экономический партнер страны. На долю Европейского Союза в январе-августе 2010 года приходилось 49,6% российского товарооборота (в январе-августе 2009 года – 50,5%). На страны СНГ в январе-августе 2010 года приходилось 13,9% российского товарооборота (в январе-августе 2009 года – 14,7%), на страны ЕврАзЭС – 7,4% (9,1%), на страны АТЭС – 22,7% (20,5%).

Основными торговыми партнерами России в январе-августе 2010 года среди стран дальнего зарубежья были: Нидерланды, товарооборот с которыми составил 37,2 млрд.долларов США (155,1% к январю-августу 2009 года), Китай – 35,9 млрд.долл.США (157,1%), Германия – 31,7 млрд.долл.США (134,7%), Италия – 23,6 млрд.долл.США (120,7%), Турция – 16,1 млрд.долл.США (134,5%), США – 14,1 млрд.долл.США (133,4%), Франция – 13,9 млрд.долл.США (140,6%), Япония – 13,6 млрд.долл.США (153,4%), Польша – 13,3 млрд.долл.США (138,4%), Республика Корея – 11,1 млрд.долл.США (182,2%).

Рисунок 7. Основные торговые партнеры России, товарооборот, млрд.


Основными инвесторами в российскую экономику являются такие страны как Великобритания, Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Швейцария, Ирландия, Германия, США.

"Оффшорный" характер иностранных инвестиционных потоков постепенно заменяется на структуру, близкую к структуре потоков инвестиций в Евросоюзе. Так, Нидерланды (там популярно создание международных холдинговых компаний) уже обогнали по накопленным прямым инвестициям Кипр, остающийся лидером, а Люксембург - лидер по графе "прочие инвестиции". США же теперь занимают второе место по портфельным инвестициям после Кипра, успех которого объясняется использованием оффшорных схем. Но все равно, существующие оффшорные зоны, например, Кипр, являются привлекательным инструментом для легализации средств. Таким образом, можно говорить, что высокая доля всех инвестиций в России по - сути есть реинвестирование.

По данным международных организаций, объем накопленных российских инвестиций за рубежом составляет 138 млрд. долл. Основными - странами импортерами российского капитала являются Великобритания, Кипр, Нидерланды, Украина, Иран, Виргинские и Багамские острова. На долю этих стран приходиться около 65 % всех накопленных российских инвестиций.

Таким образом, Россия является активным участником международных экономических связей и глубоко вовлечена в систему мирохозяйственных связей. Россия активно участвует в международной торговле, является привлекательным и перспективным рынком, а тот факт, что в движении инвестиций появляется, как сказал В.В. Путин, «двустороннее движение» еще раз говорит о позитивных сдвигах в экономике. Но в то же время существуют определенные проблемы и противоречивость, говоря про страну как про участницу МЭО.


2.4 Участие России в интеграционных процессах


Азиатско–Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)– международная экономическая организация, созданная для развития интеграционных связей между странами бассейна Тихого океана. В настоящее время объединяет экономики 21 страны самого разного уровня развития (Австралия, Бруней, Вьетнам, Гонконг (специальный административный район КНР), Канада, Китайская народная республика (КНР), Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Тайвань, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония).

АТЭС начинался со скромной программы переговоров о развитии взаимной торговли. На Осакском саммите странами АТЭС было определено более десятка приоритетных сфер деятельности:

Ø    торговые тарифы;

Ø    нетарифные меры регулирования взаимной торговли;

Ø    международные услуги;

Ø    международные инвестиции;

Ø    стандартизация товаров и услуг;

Ø    таможенные процедуры;

Ø    права интеллектуальной собственности;

Ø    конкурентная политика;

Ø    распределение государственных заказов;

Ø    правила, касающиеся происхождения товара;

Ø    посредничество в спорах;

Ø    мобильность бизнесменов;

Ø    внедрение результатов уругвайского раунда переговоров по торговле в рамках ВТО;

Ø    сбор и анализ информации.

Наиболее важным направлением являются мероприятия, направленные на стимулирование взаимной торговли и зарубежных инвестиций.

Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой.

Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года.

В ноябре 2012 года планируется проведение саммита АТЭС в России. Саммит должен пройти во Владивостоке на острове Русском. Планируется превратить остров Русский в крупную туристско-рекреационную зону.

В настоящий момент во Владивостоке осуществляется строительство объектов саммита. Из них самые важные — это мост через бухту Золотой Рог и мост на остров Русский. Благодаря установленным на стройках веб-камерам каждый пользователь Интернета может наблюдать в реальном времени за ходом строительства.

В июле 2004 на заседании Совета безопасности РФ, посвящённом политике России в СНГ, Владимир Путин, находившийся в то время в должности президента, признал: «Мы подошли к определённому рубежу в развитии СНГ. Либо мы добьёмся качественного укрепления СНГ, создадим на его базе реально работающую, влиятельную в мире региональную структуру, либо нас неизбежно ждёт „размывание“ этого геополитического пространства и, как следствие, окончательное падение интереса к работе в Содружестве среди его государств-участников».

Как отмечали некоторые СМИ, в 2006 году скептицизм в отношении жизнеспособности и эффективности СНГ был связан ещё и с торговыми войнами между Россией, с одной стороны, и Грузией, Молдавией, Украиной — с другой, но особенно — с резким обострением отношений между Россией и Грузией. Последние события, по мнению некоторых наблюдателей, поставили СНГ на грань выживания, поскольку российские санкции против страны, которая входит в СНГ, оказались беспрецедентными.

Кроме того, как отмечают многие обозреватели, к концу 2005 года политику России в отношении государств СНГ (и вообще постсоветских государств) стала «формировать» российская газовая монополия «Газпром». Цены на поставляемый природный газ превратились в действенный инструмент поощрения и наказания государств СНГ в зависимости от их политики в отношении России.

В июле 2005 года было объявлено о постепенном увеличении цен на газ для прибалтийских государств до общеевропейского уровня — 120—125 $. В 2005 году цена 1 тыс. м³ газа составляла 92—94 $ для Латвии, 85 $ — для Литвы, 90 $ — для Эстонии.

В ноябре 2005 года было объявлено об увеличении цен для Молдавии в 2006 году до 160 $. В 2005 году «Газпром» поставлял Молдавии газ по 80 $ за 1 тыс. м³. На 2007 согласовано увеличение цены российского газа уже до 170 $.

После того как Россия перешла на рыночные цены на газ, поставляемый партнёрам по СНГ, Содружество лишилось одного из объединяющих факторов — низких цен на газ и нефть. Одновременно на протяжении всего 2006 года российское руководство предпринимало усилия по формированию на базе СНГ некоего союза государств, связанных системой нефте- и газопроводов и признающих лидирующую и ключевую роль России как монопольного поставщика энергоресурсов в Европу со всего постсоветского пространства. Сопредельные государства в этой структуре должны играть роль либо поставщиков своего газа в российские трубопроводы (Туркмения, Казахстан, Узбекистан), либо транзитных стран (Украина, Белоруссия). Залогом энергетического союза должна была стать продажа энергетических и энерготранспортных активов или обмен ими. Так с Туркменией была достигнута договорённость об экспорте её газа через «Газпром». В Узбекистане российские компании осваивают местные месторождения энергоресурсов. В Армении «Газпром» получил в собственность магистральный газопровод из Ирана. С Молдавией достигнута договорённость о том, что «Молдовгаз», 50 % которого принадлежит «Газпрому», проведёт дополнительную эмиссию акций, которую Молдавия оплатит, внеся в компанию газораспределительные сети, а «Газпром» — денежные средства.


3. Проблемы экономики России и пути их решения


Несмотря на некоторые успехи российской экономики в новом веке, в ней присутствует целый ряд проблем.

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день для экономики России является высокий темп роста инфляции. Среднегодовой темп роста инфляции в России по данным Росстата, начиная с 2000 года, составил 13,6 %.

Основными причинами инфляции в России является монополизм российской экономики, повышение мировых цен на товары, а также увеличение бюджетных расходов, считают эксперты. В свою очередь, директор департамента финансовой политики Минфина РФ Алексей Саватюгин помимо этих причин инфляции также называет относительно высокие темпы роста заработной платы, которые проходят без увеличения производительности труда, низкую сберегательную активность населения, а также неблагоприятный предпринимательский и инвестиционный климат.

Таким образом, важны методы борьбы и сдерживания инфляции. Требуется комплексная антиинфляционная политика. В настоящее время правительство не только ограничивается мерами воздействия лишь на монетарные факторы инфляции путем ограничения денежной эмиссии и предложения денег, но и ищет альтернативные пути. Так, подобные меры содержались в плане мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2006-2007 годы, представленном Минэкономразвития, по которому люди должны будут не только тратить деньги на свои потребительские нужды, но и вкладывать в развитие отечественной экономики, путем создания своеобразных кооперативов, которые смогли бы вкладывать средства не только в строительство, например, но и в акции российских компаний. Также одним из способов сдерживания инфляции может послужить стимулирование населения тратить меньше, но как отмечают эксперты, заставить напуганных финансовыми реформами и дефолтами граждан не тратить, а сберегать непросто.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.