Рефераты. Россия в системе международного движения капитала

Применяя достаточно гибкую систему налогообложения и установив главенство закона, правительство Китая сумело создать атмосферу полного взаимопонимания с инвесторами, предложив последним настолько привлекательные условия налогообложения, что они не смогли отказаться.

Дифференциация льгот предусмотрена для регионов, для отраслей, для временных периодов, для национальности инвестиций, для стоимости земли, услуг и т.д. Государство прикрепляет к инвестору множество льготных нитей и, как опытный кукловод, управляет героями кукольного спектакля. Так китайская система льгот стимулирует инвесторов, получая дивиденды для развития своей экономики и повышения благосостояния народа. Льготы, по китайскому законодательству получают и реинвестиции, и экспортно-ориентированные производства, и предприятия, внедряющие высокие технологии. Это позволяет стимулировать развитие самых необходимых сфер в экономике.

Гибкость экономической политики Китая обусловлена желанием государства создать благоприятные условия всем категориям инвесторов, как собственным, так и иностранным. Жесткость законов, позволила уравнять возможности всех игроков рынка и создать одинаковые правила игры, не взирая на приоритеты - интересов государственных структур и частного бизнеса. Жесткая борьба с проявлениями коррупции, позволила Китаю устранить препоны и бюрократические проволочки в оформлении инвестиционных проектов и документации в различных сферах деятельности. Используемые в производстве технологии и оборудование обязательно должны быть передовыми и отвечать нуждам экономического развития КНР, если инвестор рассчитывает на льготы.

Кроме того, в последние годы Китай снял или существенно ослабил прежние ограничения на приток иностранного предпринимательского капитала в такие сферы, как розничная торговля, денежно-кредитные операции, в том числе банковская деятельность и страхование. Наметился крупный приток иностранных инвестиций в новейшие отрасли, например, в телекоммуникации. Чрезвычайно многообразной по формам становится территориальная структура внешнеэкономической открытости страны, что усложняет задачу анализа сравнительных преимуществ размещения средств в тех или иных регионах.

Ускорение ориентированных на рынок реформ, процесс подготовки вступления и само вступление во Всемирную Торговую Организацию повлекли за собой высокую нормотворческую активность в Китае, что подчас внесло серьезные новшества или дополнительные нюансы в юридические основы функционирования иностранного предпринимательского капитала в стране.

Обобщая вышесказанное, хочется отметить, что только своевременная и грамотная политика руководства Китая явилась причиной успешного притока иностранного капитала в экономику страны. Правительству удалось построить очень гибкую и дифференцированную законодательную и налоговую системы, успешно использовать имеющиеся благоприятствующие притоку инвестиций факторы, а также гарантировать сохранность вложенных инвестиций. Все это, в совокупности, дало синергетический эффект, который словно маяк в открытом море притягивает заблудшие корабли иностранных инвесторов.


3.1.2 Опыт Индии в привлечении иностранных инвестиций

Правительством Индии с 1991 г. осуществляются масштабные реформы по либерализации экономики, нацеленные на ускоренный и существенный рост производства и интеграцию экономики Индии в мировое хозяйство. Результатом усилий, предпринятых в последние годы, стало существенное увеличение притока прямых и портфельных иностранных инвестиций в различные сферы индийской экономики.

«В зависимости от сектора индийской экономики, правительством страны были установлены предельный уровень и условия допуска (автоматический режим или необходимость прохождения процедуры одобрения соответствующими госорганами) иностранных инвестиций.

В соответствии с действующим законодательством Правительство Индии запрещает любые формы иностранных инвестиций в следующие сектора экономики: атомная энергетика, лотерейный и игровой бизнес, розничная торговля.

Инвестирование на основе автоматического одобрения разрешено в следующих секторах экономики: угольная промышленность, строительство, курьерские услуги, производство химических веществ, энергетика (кроме атомной), производство алкогольной продукции и оптовая торговля.

В случае попадания инвестиционных проектов под режим предварительного одобрения, проекты рассматриваются Советом по содействию иностранным инвестициям (FIPB)»[23].

Членство в Многостороннем агентстве гарантии инвестиций (MIGA) означает, что все иностранные капиталовложения, одобренные правительством Индии, застрахованы от конфискации или национализации.

«В 1999 г. был принят Закон о валютном регулировании, разрешающий репатриацию инвестированного капитала и перевод за границу любого количества иностранной валюты, полученной в качестве прибыли от деятельности иностранной компании в Индии (при наличии соответствующего одобрения Резервного Банка Индии и уплаты всех налогов) или в результате ликвидации иностранной компании (продажи зданий, сооружений, оборудования и т.п.).

Также было снято ограничение на участие иностранного капитала в розничной торговле товарами под единым брендом. Оно позволяет открывать собственные магазины таким международным компаниям как Nike, Reebok, Louis Vuitton, Channel и др., с долей участия до 51%, продавая товары только под одной торговой маркой»[23].

Несмотря на улучшение инвестиционного климата, Индия получает лишь «1,3% от мирового объема прямых иностранных инвестиций» [28, с.253, 255]. Существует целый ряд объективных причин, сдерживающих приток средств иностранных инвесторов. Основными проблемами являются неразвитая инфраструктура, устаревшее трудовое законодательство, проблемы государственного управления и низкая квалификация местного персонала.

Резюмируя вышесказанное, хочется сказать, что высокого инвестиционного доверия Индия добилась, главным образом, облегчая жизнь своим инвесторам. Была существенно упрощена система регистрации иностранных предприятий, дана возможность вывозить практически всю полученную в стране прибыль за рубеж, а также формально открыты почти все сферы для иностранного инвестирования. Другое дело, что страна сумела не лишиться при этом контроля над собственной экономикой, формально предоставив все желаемое иностранным инвесторам, но сохранив при этом рычаги воздействия.


3.1.3 Тенденции привлечения ПИИ в Малайзии

Привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в реальный сектор экономики Малайзии является важнейшей составляющей стратегии экономического развития страны. Правительство особое внимание в области инвестиционной политики уделяет высоким технологиям, развитию в стране собственной научно-исследовательской базы, сектора услуг, трудовых ресурсов, созданию малых и средних предприятий, диверсификации промышленного производства с целью снижения зависимости страны от мирового спроса на продукцию электронной и электротехнической промышленности.

«После кризиса 1997 г. Малайзия разрешила 100%-ное иностранное владение капиталом во всех секторах производства без экспортных ограничений для всех инвестиционных проектов по состоянию на 31 декабря 2003 г. Исключения были сделаны только для 7 видов деятельности, которые остались за местными малыми и средними предприятиями (производство металла, кабельных систем, бумажной и пластиковой упаковки, компонентов в пластиковом корпусе, печатное дело и техническое обслуживание)»[10, с.42].

В настоящий момент инвестиционный режим в Малайзии может своевременно отвечать изменяющимся нуждам индустриальной политики в стране. «В Малайзии не существует единого закона, регулирующего ПИИ, который бы описывал общие принципы и правила участия в бизнесе»[10, с.44]. Такое положение дел дает правительству максимальную свободу в проведении мониторинга и контроля ПИИ для удовлетворения экономических и производственных нужд. Отсутствие в некоторых случаях юридически закрепленных обязательств также компенсируется благоприятным экономическим микроклиматом. Защита иностранных инвесторов, в свою очередь, осуществляется с помощью большого количества двусторонних соглашений об инвестиционных гарантиях.

«Кроме отмены требований по доле экспортной продукции в общем объеме выпуска в 1998 г., Малайзия в течение долгого времени предпринимала шаги по минимизации прочих негативных инициатив, таких как национализация, двойное налогообложение, требования по созданию совместных предприятий, ограничения на занятость внутри страны для иностранцев и репатриацию прибыли»[10, с.45]

«Страной предоставляются так называемые «дотаций на реинвестирование» (налоговые льготы, предоставляемые при реинвестировании прибыли, полученной в Малайзии в экономику страны инвестора). Власти также прилагают многочисленные усилия по улучшению организации доставки товаров и предоставления услуг, а также улучшению инфраструктуры в стране».[11, с.60]

Хочется отметить политику Малайзии, направленную на создание особых экономических зон в стране. «В стране существуют 15 свободных индустриальных зон, которые позволяют экспортно-ориентированным компаниям пользоваться преимуществами беспошлинного ввоза сырья, компонентов и оборудования, необходимых для производственного процесса и осуществлять вывоз готовой продукции с соблюдением минимальных формальностей. В будущем, инвесторы в Малайзии смогут воспользоваться преимуществами Зоны свободной торговли АСЕАН, где к 2010 г. планируется отмена всех внутренних тарифов, а к 2015 г. – создание экономического союза» [11, с.61]

«Также правительством гарантируется сохранность всех банковских вкладов вплоть до 2010 г. В целях борьбы с кризисом, страной был предпринят и ряд протекционистских мер: были отменены ввозные пошлины на некоторые виды сырья и инвестиционные ограничения на капитал. Ранее иностранные инвесторы могли реализовать лишь те проекты, стоимость которых была не меньше 720 тыс. долл., теперь же это ограничение снято, что означает повышение инвестиционной привлекательности для мелких инвесторов» [11, с.64]

Причиной активности в сфере ПИИ являются выгоды, которые страна получает от привлечения иностранных средств и технологий. В дополнение к созданию рабочих мест, развитию национальной сферы обслуживания и повышения культуры ведения бизнеса иностранные компании приносят управленческий опыт и способствуют передаче и внедрению новых технологий.

Можно сказать, что страна может предложить иностранным инвесторам гораздо больше, чем многие из её конкурентов. Причинами притока капитала в страну являются не только создаваемые правительством стимулы, но и стабильное экономическое положение, разработанная и доступная законодательная и консультативная база, высокоразвитая современная инфраструктура.

Отличительной особенностью малайзийского режима ПИИ является то, что его тщательно контролируют, чтобы убедиться, что ПИИ служат на благо внутренней экономике и социальным целям. Это обеспечивается отсутствием общего законодательства, которое лишает инвесторов многих гарантий, но совокупность благоприятных факторов перевешивает этот недостаток, поэтому инвестиции, даже сейчас, во время кризиса, поступают в страну хорошими темпами.


3.2 Совершенствование инвестиционной политики России


Анализируя активность нашей страны на рынках экспорта и импорта инвестиций, приходиться констатировать несовершенство государственной политики в этих сферах.

В области инвестирования за рубеж главной проблемой является плохой контроль утекающего из страны капитала, который при развитой системе учета и проверки экспортируемого капитала мог бы направляться на развитие экономики. В этой области необходимой мерой является усиление контроля за движением капитала, возможно посредством создания соответствующего государственного органа по примеру Китая или Индии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.