Рефераты. Россия в системе международного движения капитала

«В России государственное регулирование вывоза капитала до недавнего времени было представлено различными мерами, прежде всего запретительного характера, многие из которых слабо соблюдались, а некоторые и вовсе были непоследовательны. Но в соответствии с принятым в конце 2003 г. Государственной Думой новым вариантом Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в России с 2007 г. были отменены ограничения на вывоз капитала, с оговоркой, что они могут временно вводиться Банком России в случае ухудшения платежного баланса»[17]. Такой шаг правительства нашей страны являлся следствием улучшения её экономического положения и одной из мер, направленных на подготовку к вступлению в ВТО.

Здесь следует упомянуть о том, что помимо обычных, «законных» способов вывоза капитала существуют и другие причины и формы, связанные с понятиями «утечка» или «бегство» капитала. Речь в данном случае идет, как правило, о нелегальных и полулегальных каналах и формах ухода капитала из страны. Бегство капитала при этом связывают обычно с ситуацией массового оттока из страны частных капиталов в связи с проявлениями внутристранового риска.

Теперь пару слов о государственном регулировании импорта капитала. В мире почти нет стран, где иностранному инвестору были бы открыты все сферы деятельности. Это касается, в первую очередь, отраслей финансов и банков, энергетики, транспорта и связи, радио- и телевещания, оборонной промышленности. Так, в одной из наиболее либерализированных стран - США «для местных компаний под иностранным контролем существуют ограничения в добыче полезных ископаемых и покупке недвижимости (особенно земли), в воздушном и водном транспорте, энергетике, банковской и страховой деятельности. В Швейцарии за национальными компаниями зарезервированы такие отрасли, как пассажирские перевозки на автомобильном транспорте, железнодорожный и авиационный транспорт, связь, производство алкогольных напитков и взрывчатки, а также ограничена деятельность компаний с иностранным капиталом в банковском и страховом деле, гидро- и атомной энергетике, нефтяной и газовой промышленности, водном транспорте, кинопромышленности»[6, с.506].

Одновременно многие страны используют специальные меры по привлечению иностранных прямых инвестиций. Например, «Канада и Ирландия организовывали специальные долгосрочные информационные и рекламные кампании по созданию положительного имиджа своей страны, как места приложения прямых иностранных инвестиций. Подобные программы используются в ряде стран и сейчас»[6, с.506]. Другими мерами привлечения прямых иностранных инвестиций является предоставление потенциальным инвесторам консультаций, облегчения процессов оформления иностранных инвестиций в стране.

Наконец, широко используются налоговые и таможенные льготы (снижение ставки подоходного налога для открываемых филиалов иностранных компаний, а то и вовсе освобождение от уплаты налогов на несколько лет) и финансовое содействие (государственные гарантии, субсидии, предоставление государственных кредитов и займов, льготное страхование и тарифы).

Тем не менее, иностранные инвесторы, хотя и учитывают вышеуказанные меры, при вложении своих капиталов ориентируются главным образом на собственные интересы. Я хочу сказать, что сами по себе, специальные меры еще не являются гарантом привлечения капитала в страну. Специальные меры по привлечению прямых иностранных инвестиций помогают скорее выделить ту или иную страну из группы стран потенциальных мест приложения капитала. В этом смысле специальные меры по привлечению иностранных инвестиций помогают странам конкурировать между собой в борьбе за привлечение капитала.

Что касается портфельных инвестиций, то в большинстве стран мира не ограничивают, но и не поощряют приток такого вида инвестиций. Наиболее чувствителен он для нарождения рынков, которые в силу своей незрелости невелики и поэтому приток или отток портфельных инвестиций в заметных объемах является важным элементом их динамики.

Ссудный капитал контролируется гораздо активнее. Некоторые страны строго ограничивают заимствования за рубежом своих компаний, банков и муниципальных органов. При этом преследуются разные цели, но, прежде всего, сдерживается рост частного внешнего долга страны.

Россия, как член МВФ, ВБ и ряда других международных организаций предоставляет зарубежным государствам международные кредиты и займы, оказывает гуманитарную помощь и предоставляет субсидии развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Обычно помощь оказывается на социально-экономические цели, хотя ведущие страны оказывают и немалую военную помощь дружественным им государствам. В случае, когда экспортером является полугосударственная компания (например, «Газпром» и многие другие компании), вывоз её капитала обычно относят к экспорту частного капитала.

«Инвестиционная активность российских компаний за рубежом растет быстрыми темпами. Еще несколько лет назад сделки по приобретению отечественными бизнесменами иностранных предприятий носили единичный характер и становились предметом обсуждения в деловых кругах. Теперь же этот процесс, по сути, становится нормальной практикой российского бизнеса, что свидетельствует о некоторых положительных тенденциях в данной сфере»[2, с.88].

Помимо этого, применительно к России можно говорить о широкомасштабной практике скрытого вывоза резидентами своих доходов и, как результат, устойчивой утечки из страны валютных ресурсов. Это связано с высоким уровнем рисков, в связи с нестабильностью экономической и политической ситуации, а также с особенностями переходного периода.

Ведущие российские экономисты считают, что «к настоящему времени в России еще не сложилась комплексная и эффективная система регистрации, учета и контроля утекающего из страны капитала. Поэтому перед Россией стоят такие задачи, как усиление регулирования экспорта капитала, обеспечение вывоза капитала за рубеж в тех формах, видах и направлениях инвестиционной деятельности, которые соответствуют национальным интересам России, обеспечение репатриации (возвращения капиталов, вложенных за рубежом для инвестиций в своей стране) российских зарубежных инвестиций и повышение возвратности государственных кредитов»[7, с.249].

Теперь рассмотрим импорт капитала в Россию и связанные с этим трудности. Все множество различных прогнозов, исследований и теорий по вопросам привлечения иностранного капитала можно разбить на две большие группы: те, кто за привлечение иностранных инвестиций в страну и те, кто против. «Есть также среди этих исследователей сторонники двух крайних теорий:

1) иностранный капитал надо привлекать в максимальном и неограниченном объеме, снимая при этом все ограничения на пути его следования в страну;

2) иностранные инвестиции при их неограниченном и нерегулируемом приходе несут в себе опасность утраты нашей страной национальной экономической безопасности и вслед за ней политической независимости»[7, с.294].

Поскольку обе теории не рационально использовать в современных экономических условиях, когда доминирующее влияние оказывает на экономику внешняя среда, следовательно, истина кроется где-то на стыке данных теорий.

В данном аспекте проблемы мне наиболее импонирует точка зрения заведующего кафедрой мировой экономики и международных валютно-кредитных отношений Финансовой академии при Правительстве РФ Смитиенко Б.М.:

«Так как международная миграция капитала - это глобальный общемировой процесс, а Россия является участницей международного движения капитала, следовательно, инвестиции можно и нужно привлекать в экономику страны» [7, с. 295]. Это будет способствовать укреплению экономических связей России с другими странами, а также удовлетворять потребность страны в капитале, которая вне всяких сомнений имеется.

«Однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, нельзя допускать иностранный капитал в стратегически важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, нельзя забывать о поддержке отечественного бизнеса и т.д.)»[2, с. 295].

В целом для России, как и для любой другой страны, актуальна проблема соотношения между отечественными и иностранными инвестициями. С одной стороны, если отечественные инвестиции обеспечивают эффективный экономический рост, то нет и особой необходимости в иностранных инвестициях. С другой стороны, если в стране неблагоприятен инвестиционный климат, то в нее не только не придет иностранный капитал, но и, более того, из нее будет уходить свой собственный, отечественный капитал. Поэтому необходимо проведение эффективной и последовательной политики в этой области.



2. Место и роль России в системе МДК


2.1 Россия на мировом рынке экспорта капитала


Мировой рынок экспорта капитала в настоящее время достиг небывалых размеров, поставив под угрозу будущее Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда, поскольку практически лишил их ряда важных функций, а именно кредитования и обеспечения капиталом стран, в нем нуждающихся.

Перейдем непосредственно к фактам. Как это понятно из таблицы 2.1, объемы экспорта прямых зарубежных инвестиций в мире в период с 2000 по 2007 гг. увеличивались ежегодно в среднем на 11.9%, продемонстрировав спад в 2001-2003 гг., а затем устойчивый рост с 2004 г. и по настоящее время.


Таблица 2.1

Объемы прямых зарубежных инвестиций в мире, млрд. долл.

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Объем прямых иностранных инвестиций,

1239,2

743,5

652,2

616,9

730,3

880,8

1323,2

1996,5

ежегодный темп прироста, %

13,0

-40,0

-12,3

-5,4

18,4

20,6

50,2

50,9

средний ежегодный темп прироста

11,9

 

Источник: [27, с. 253], [28, с. 253].


Из данных таблицы 2.2 можно сделать вывод, что ежегодно все больше и больше прямых инвестиций направляется из России за рубеж. Но простой математический расчет показывает, что доля России в мировом экспорте прямых инвестиций составляет всего 2.3%, что на самом деле не очень много.



Таблица 2.2

Объемы прямых зарубежных инвестиций из РФ, млрд. долл.

Год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

Объём инвестиций

3,177

2,533

3,533

9,727

9,601

12,767

23,151

45,652

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.