Рефераты. Роль США в арабо-израильских войнах 1956-1967 гг.

Вашингтон наотрез отказался публично осудить агрессоров и отклонил предложение Советского Союза о совместных действиях по восстановлению и поддержанию мира на Ближнем Востоке. Действия США в значительной мере были продиктованы стремлением поскорее вытеснить Англию и Францию из района Ближнего Востока и утвердить там преимущественно американское влияние. Как отмечалось в Заявлении ТАСС, "главной заботой США была не защита мира и национальной независимости арабских стран, а стремление воспользоваться ослаблением Англии и Франции на Ближнем Востоке, чтобы захватить их позиции в свои руки".

ВЫВОД: Внешняя политика Израиля в 50-60-х годах, идейной основой и содержанием которой была сионистско-расистская геополитическая программа создания Великого Израиля, имела крайне экспансионистскую, антиарабскую направленность. Усилению внешнеполитического экспансионизма способствовал религиозно - националистический фанатизм, господствовавший в стране.

Израиль имел большую поддержку со стороны США, Франции и Германии. Об этом свидетельствуют многие факты:

Израиль включился во все программы американской помощи, и на него был распространен 4-й пункт "доктрины Трумэна" (…).23 августа 1951 года между Израилем и США был заключен договор о дружбе, торговле и судоходстве.

В январе 1950 года тель-авивские власти, грубо нарушая резолюцию ГА ООН №181/II от 1947г.2 объявили Иерусалим столицей Израиля, что, в последствии, стало одной из причин нового вооруженного конфликта.

Правительство Израиля приветствовало выдвинутый в октябре 1951г. план создания "Средневосточного командования", отвергнутый арабскими государствами.

В июле 1952г. было подписано американо-израильское соглашение, которое фактически обязывало Израиль участвовать в любых военных и иных акциях США на Ближнем Востоке.

В сентябре 1952г. между Израилем и ФРГ была заключена незаконная сделка о выплате Израилю репараций за ущерб, нанесенный евреям в странах Европы в годы Второй мировой войны. Это положило начало сближению правящих сионистских кругов Израиля с милитаристскими кругами ФРГ.

В мае 1957г. Израиль принял условия агрессивной, направленной против арабских стран "доктрины Эйзенхаура".

Израиль был соучастником предпринятой США и Англией летом 1958г. вооруженной интервенции против Ливана и Иордании.

Дальнейшему укреплению связей Израиля с ФРГ и НАТО способствовало подписанное в июле 1959г. соглашение о продаже бундесверу израильского оружия.

Вышеприведенные факты свидетельствуют о зависимости Израиля от своего давнего друга и партнера США. Поскольку, Штаты с 1948г. поддерживают и всячески помогают Израилю, страны, получавшие огромную экономическую помощи и политически зависящие от Америки были вынуждены также приветствовать новоявленное дружеское государство и оказывать ему всяческую помощь.


Глава 2. Роль США в урегулировании конфликта 1967 г.


2.1 Позиция США во время "Шестидневной войны"


Внешнеполитический курс израильского правительства в начале 60-х годов был направлен на то, чтобы добиться от США оформления американо-израильского военного договора. Однако правительство Соединенных Штатов воздерживалось от подобного шага. Это было одной из причин стремления Бен-Гуриона и его окружения в 1961-1962гг к преодолению некоторой политической изоляции Израиля путем активного сближения с ФРГ.

В начале 60-х годов администрация Дж. Кеннеди объявила о существовании "особых отношений" с Израилем и заключила с ним соглашение о военных поставках. В дальнейшем администрация Л. Джонсона неуклонно проводила курс на обеспечение военного превосходства Израиля над арабскими странами.

В 1963г. Израиль получил из США первую партию ракет "земля-воздух". Последовавшие открытые поставки Израилю американского оружия ознаменовали поворот в американо-израильских отношениях и одновременно в политической линии Тель-Авива. Правительство США оказывало все более явную поддержку экспансионистской политике Израиля. В то же время смена израильского руководства и выдвижение Эшкола означали переход правящих кругов Израиля к более проамериканскому внешнеполитическому курсу. Обеспечив себе поставки оружия из США, израильские сионисты активизировали политику "с позиции силы" против арабских стран [9, с.65].

В мае 1964г. Эшкол в результате официального визита в США получил гарантии поддержки Израиля на случай вооруженного конфликта с соседними арабскими государствами. В июне того же года было оформлено присоединение Израиля к ЕЭС в качестве "ассоциированного" члена.

В Израиль шли поставки также и западногерманского оружия, а в мае 1965г. были установлены дипломатические отношения Израиля с ФРГ [9, с.66].

В мае-июне 1966г. ФРГ подписала с Израилем соглашение о предоставлении ему долгосрочного займа в размере 160млн. долларов, а США - о поставках американских бомбардировщиков "Скай-хок". Это повлекло за собой новые большие вооруженные инцинденты3, свидетельствовавшие о том, что израильские правящие круги упорно ведут линию на развязывание агрессии против арабских государств [9, с.67].

Агрессия 1967г.4 была развязана Израилем фактически с согласия Вашингтона. С помощью нового вооруженного конфликта империалистические силы во главе с правящими кругами США рассчитывали нанести удар по движению в арабских странах, направленному на упрочнение их национальной независимости, вызвать свержение прогрессивных режимов в Египте и Сирии, укрепить позиции неоколониализма и реакции в арабском мире. Правящая сионистская верхушка Израиля стремилась осуществить экспансионистские планы создания "Великого Израиля" от Нила до Евфрата, упрочить свои позиции внутри страны и связи с монополистическими кругами США.

Накануне "Шестидневной войны" США имели целью дезориентировать правительства Египта и других арабских стран и обеспечить прикрытие для Тель-Авива. Американская политика пособничества агрессивным планам Израиля получила в этот период наиболее яркое выражение в массированных поставках оружия израильской военщине. Так, с марта по май 1967г. (т.е. в период особой напряженности на Ближнем Востоке) США и их союзники по НАТО поставили Израилю 400 танков и 250 самолетов. Усилиями западных держав израильская армия была превращена в мощную агрессивную силу, призванную служить целям империализма на Ближнем Востоке [9, с.70].

22 мая 1967г. президент Египта Гамаль Абдель Насер объявил о закрытии Тиранского пролива для израильского судоходства. Египет поддержали страны ЛАГ и Кувейт. Перед лицом этой страшной угрозы со стороны почти всего арабского мира Израиль находился в состоянии полного одиночества.

Морские державы во главе с США осудили заявление Насера о закрытии пролива, но не предприняли никаких шагов к обеспечению свободы мореплавания, несмотря на обещание, данное США Израилю после Синайской компании.5

По просьбе США правительство Израиля согласилось отложить на некоторое время принятие каких-либо мер, чтобы дать возможность правительству Соединенных Штатов урегулировать этот вопрос дипломатическим путем.

Тем не менее, США на помощь своему давнему другу и союзнику так и не пришел. Война началась на рассвете 5 июня 1967г.

Принципиальную и последовательную позицию в отношении израильской агрессии занял СССР. Советский Союз сделал все возможное для предотвращения угрозы войны на Ближнем Востоке. Когда началась агрессия, советское правительство в своих Заявлениях от 5 и 7 июня 1967г. осудило ее и вновь серьезно предупредило Израиль. Нотой от 10 июня 1967г. СССР объявил о разрыве дипломатических отношений с Израилем (…). Одновременно дипломатические отношения с Израилем разорвали еще шесть социалистических государств.

Сразу же после того как вспыхнули бои, правительство СССР обратилось к президенту США с предложением об обоюдном невмешательстве в военные действия. Президент принял это предложение [24, с.218].

Решительная дипломатическая борьба Советского Союза позволила нейтрализовать усилия США, направленные на оправдание агрессора.

Говоря о политике США во время "Шестидневной войны" можно смело утверждать, что политика была отступнической. Сам факт того, что на начальных стадиях кризиса американское правительство гарантировало свою помощь Израилю в открытии проливов, в июне за несколько дней до начала войны Америка оставила Израиль на поле боя в гордом одиночестве. Не только этот факт, принесший разочарование тем израильским министрам, которые продолжали полагаться на переговоры и международную акцию, но и другие события усилили позицию сторонников действия.


2.2 Резолюция СБ ООН №242. Роль США в ее принятии


Много говорят о том, что, Израиль должен выполнить решения международного сообщества, предписывающие ему отдать арабам Иудею, Самарию, Газу и Голанские высоты. Как правило, эти утверждения основываются на резолюции Совета Безопасности ООН №242, принятой вскоре Шестидневной войны. Израиль, как известно, согласился с условиями этой резолюции. Однако сегодня мало кто помнит оригинальный текст резолюции №242 и тот смысл, который был вложен в нее ее авторами. Как и во многих других случаях, форма этой резолюции, обсуждаемая в прессе всевозможными “экспертами", больше соответствует интерпретации врагов Израиля, нежели действительным фактам.

После окончания Шестидневной войны СССР потребовал созыва чрезвычайной сессии ГА ООН для обсуждения создавшегося на Ближнем Востоке положения в надежде на то, что и на этот раз ему удастся, как и после Синайской компании, потребовать при поддержке США одностороннего отвода израильских войск с занятой ими территории. Однако на созванной чрезвычайной сессии США заняли теперь иную позицию, которую поддержало большинство стран Европы и Америки и ряд других государств.

Президент Джонсон представил свой план урегулирования ближневосточного конфликта. Этот план, отрицая аннексию Израилем новых территорий, предусматривал заключение мирного договора между сторонами и обеспечение свободы мореплаванья на водных путях.

Выдвинув вопрос об ограничении гонки вооружений на Ближнем Востоке, Джонсон отвлекался от главной причины этой гонки - курса США и других западных держав на оказание всемерной военной помощи Израилю как оплоту империализма в этом районе.

Доктрина Джонсона была провозглашена в дни начала пятой Чрезвычайной специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (17 июня - 21 июля 1967 г.), созванной по инициативе Советского Союза для рассмотрения положения на Ближнем Востоке и принятия решения, направленного на ликвидацию последствий агрессии и на безотлагательный вывод израильских войск за линии перемирия. Вместе с Израилем США выступили против обсуждения этих вопросов на Чрезвычайной сессии, за созыв которой высказалось более 100 государств [22, с.210].

Резолюция Совета Безопасности от 22 ноября 1967 г. является реальной основой урегулирования положения, однако она может быть выполнена лишь при наличии доброй воли всех членов Совета, в том числе США. Попытки разрешить ближневосточный кризис путем вознаграждения Израиля за агрессию обречены на провал. В Нью-Йорке проходят четырехсторонние консультации между СССР, США, Англией и Францией по изысканию путей выполнения этой резолюции. Но они продвигаются вперед чрезвычайно медленно вследствие того, что США практически отказываются обсуждать на этих консультациях существенные вопросы политического урегулирования ближневосточного кризиса.

Американская дипломатия приложила немало усилий к тому, чтобы сорвать обсуждение на XXV сессии Генеральной Ассамблеи вопроса о положении на Ближнем Востоке, внесенного в ее повестку дня по инициативе арабских, афро-азиатских и социалистических стран. Когда это не удалось, США попытались навязать Ассамблее решение, обходящее принципиальные вопросы урегулирования в данном районе. Однако и здесь их постигла неудача: 4 ноября 1970 г. Генеральная Ассамблея приняла резолюцию, в которой указывается на необходимость возвращения всех территорий, оккупированных с помощью силы, и вывода оттуда израильских войск, а также уважения прав народа Палестины как необходимого элемента установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке. Ассамблея призвала к скорейшему осуществлению резолюции Совета Безопасности от 22 ноября 1967 г. [12, с.269].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.