Рефераты. Роль Китая, России, Казахстана и Монголии в "Большом Алтае"

Сотрудничество в области импорта энергоресурсов со странами Центральной Азии, особенно с Казахстаном, имеет большое значение для Китая. Если бы ежегодный объем импорта нефти из региона составил 10 – 20 млн. т, его доля составила бы около 10 %. После обеспечения стабильных поставок нефти из России и стран Центральной Азии Китай мог бы считать проблему диверсификации долгосрочного обеспечения энергоресурсами в большой степени решенной, тем самым значительно уменьшив свою зависимость от рисков, связанных с нестабильностью международной обстановки. В основном был бы сформирован компенсирующий вариант обеспечения энергоресурсами. Однако до настоящего времени эти проблемы не решены. В китайско-российском сотрудничестве в области энергоносителей факторы неопределенности слишком велики, Центральная Азия также еще не стала крупным поставщиком энергоресурсов в Китай. То количество нефти, которое Китай в настоящее время ввозит из Центральной Азии, никак не назовешь стратегическим объемом. Импорт нефти из Центральной Азии в 2003 г. составил лишь около 2 млн. т[32].

В 1997 г. Китай и Казахстан подписали соглашение о сооружении нефтепровода общей протяженностью более 3 тыс. км от г. Алашанькоу на китайской территории до побережья Каспийского моря в Казахстане. Планировалось завершить его в 2005 г.[33] Однако оказалось, что затраты на строительство не окупятся объемами перекачиваемой нефти, и проект был отложен. В июне 2003 г. во время визита в Казахстан председателя КНР Ху Цзиньтао было решено продолжить строительства. Оно должно быть завершено в три этапа. Первая очередь нефтепровода протяженностью 449 км от Атасу до Кенкияка была построена в 2004 г. В сентябре 2004 г. началось строительство второй очереди от Алашанькоу до казахстанского поселка Атасу. Общая длина этого участка – 1300 км, завершилось строительство в 2005 г. После этого началось сооружение третьей, завершающей очереди от Атасу до Кенкияка, построенной в 2006 году. По этому нефтепроводу уже на первом этапе ежегодно перекачивается 10 млн. т нефти. В дальнейшем этот показатель будет увеличен до 20 млн. т и более. Таким образом, уже в недалеком будущем Казахстан может стать одним из крупнейших партнеров Китая в области энергического сотрудничества[34].

В последние годы нефтедобыча в Казахстане уверенно растет, эта тенденция наверняка сохранится и в будущем, что создаст необходимые предпосылки для обеспечения бесперебойных поставок.

Внедрение Китая в Центральноазиатский регион является естественным результатом обретения независимости государствами Центральной Азии. После того как эти страны сделались самостоятельными, Китай стал пользоваться определенным влиянием в регионе. Во-первых, это объясняется географической близостью. Пограничный вопрос – важнейший во взаимоотношениях между Китаем и странами Центральной Азии. Эти государства получили независимость как раз во время китайско-советских переговоров по пограничным вопросам. Во-вторых после решения проблем границ сохранились тесные контакты между Китаем и центральноазиатскими республиками в сфере обеспечения безопасности в пограничных районах. В-третьих, национальные меньшинства северо-западных районов КНР тесно связаны с Центральной Азией в этнической, религиозной, культурной, исторической и прочих сферах. В этом плане между Китаем и Центральной Азией тоже образовались определенные специфические взаимоотношения. В-четвертых, в история Китая и Центральной Азии много общего. За последние полвека в естественных связях Китая и этих стран произошел разрыв. Но сложившиеся отношения оказались настолько прочны, что они не были разорваны вовсе, а лишь глубоко законсервировались. Когда страны региона обрели независимость, историческая память стимулировала сближение Китая и Центральной Азии. Великий шелковый путь начал восстанавливаться в умах людей. Все указанные причины привели к тому, что сразу после выхода центральноазиатских государств на международную арену Китай естественным образом оказался державой, приобретшей значительное влияние в регионе[35].

По экономическому положению центральноазиатские страны в бытность свою в составе Советского Союза относились к сравнительно отсталым территориям. После распада СССР и разрыва экономических связей на всем постсоветском пространстве начался экономический крах. Так как экономическая основа центральноазиатских республик и без того была слаба, последствия кризиса для жизни народов этих стран оказались наиболее глубокими, происходило обнищание населения. В такой обстановке товары китайского производства благодаря низкой цене стали активно распространяться на центральноазиатском рынке, превратившись в очень важный источник удовлетворения потребностей простых людей. Постепенно набрала силу торговля Китая с центральноазиатскими странами, особенно в приграничных районах. Развитие торгово-экономических связей стало важным каналом вхождения КНР в Центральную Азию. По мнению директора Института стратегических исследований при президенте Казахстана М. Ашимбаева, именно торговля потребительскими товарами позволила Китаю укрепиться в Центральноазиатском регионе[36].

Таким образом, преимущество географической близости и протяженность общих границ придают СУАР не только транзитное, но и самостоятельное значение для многосторонних отношений в политическом, экономическом и военно-культурном сотрудничестве. Усиливающаяся государственная поддержка Синьцзяна открывает горизонты перспективного сотрудничества для всех стран СНГ.

Через Синьцзян у стран Центральной Азии есть выход во внутренние и экономически развитые приморские районы Китая, а также в страны Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. Это может стать прочной основой для экономической интеграции Синьцзяна и государств Центральной Азии. Торгово-экономическое сотрудничество имеет огромные потенциальные перспективы.


1.3 Отношения с Россией


История взаимоотношений России и Китая насчитывает много столетий. В ней были страницы позитивного сотрудничества и жесткого противостояния. Причины спада и взлета во взаимоотношениях двух стран кроются в особом отношении китайского и российского государств к миропорядку.

Современный этап развития диктует разработку новых моделей взаимоотношений между Россией и Китаем с учетом не только этнокультурных особенностей, но и международных принципов, отражающихся на характере их взаимодействия. Кроме того, наблюдаемая тенденция к большей значимости восточной культуры в мировом сообществе дает основание научного осмысления китайской философии, сформированной еще в древности и в средние века, в целях гармонизации дальнейших отношений.

В силу объективных причин Россия и Китай оказались на пороге новых проблем, диктуемых мировыми геополитическими процессами. Соответственно, равно насущным для двух стран становится взаимодействие в перечисленных ниже областях.

- Демографическая сфера, вызывающая много тревог и опасений. Как Россия, так и Китай должны найти точки взаимовыгодного сотрудничества в сфере иммиграционной политики.

- Экономическая сфера, основу для сотрудничества в рамках которой могут предоставить торговые отношения двух стран.

- Политическая сфера, требующая взаимно толерантного отношения к внутренней политике двух стран.

- Геополитическая сфера, в которой Китай стал играть значимую роль, а Россия должна восстановить свое положение[37].

Сегодня Россия поставляет в Китай современные истребители, эсминцы и подлодки с уникальным вооружением, две страны единым фронтом выступают на внешнеполитической арене и сетуют на не слишком большой, по их мнению, товарооборот в $11 млрд. (для сравнения: с другим стратегическим азиатским партнером России, Индией, товарооборот составляет $1,5 млрд.). И хотя потепление в двусторонних отношениях формально началось до прихода к власти в 1989 году Цзян Цзэминя, нынешние успехи во многом стали заслугой именно этого политика, неплохо говорящего по-русски и стажировавшегося в свое время на ЗИЛе.

В середине ноября 2002 г. прежний лидер Компартии Китая Цзян Цзэминь, который летом 2001 г. заключил с Россией договор о дружбе, уступил свое место новому генсеку Ху Цзинтао. Весной 2003 г. Ху Цзинтао сменил Цзян Цзэминя и на высшем государственном посту председателя КНР. Как заявил после встречи министр иностранных дел Игорь Иванов, Ху Цзинтао заверил российского президента, что, несмотря на смену власти в КНР, российская политика Пекина не изменится и будет направлена на укрепление дружбы и добрососедства[38].

После смены руководства в Китае Вице-премьер РФ Виктор Христенко заявил, что Китай подтверждает все действующие между странами проекты в области оборонно-промышленного комплекса. КНР – крупнейший покупатель российской военной техники, и российский министр обороны Сергей Иванов прямо заявляет, что китайские заказы позволяют сохранить на плаву российский оборонно-промышленный комплекс. Только в 2002 году российские оборонные предприятия заключили контракты на поставку военной техники в Китай на сумму прядка $3,3 млрд. Действующие проекты в области ОПК Христенко оценил в $2,5 млрд.[39]

В 2007 г. вновь существенно повысилась динамика прироста двусторонней торговли. По официальным данным китайской таможенной статистики, её объем достиг 48,17 млрд. долл., что на 14,77 млрд. долл. (или 44,3 %) больше по сравнению с 2006 г. Российский экспорт в Китай составил 19,68 млрд. долл. (+12,1 %), импорт – 28,49 млрд. долл. (+79,9 %). Товарооборот увеличивался при ускоряющемся значительном опережающем приросте объемов поставок китайских товаров, следствием чего стало формирование, достаточно значительного, отрицательного сальдо в торговле с Китаем до 8,81 млрд. долл. по сравнению с положительным сальдо в 1,72 млрд. долл. в 2006 г.[40]

Россия заняла седьмое место среди стран и территорий – крупнейших торговых партнеров Китая (см. Таблицы 1 – 3 в Приложении А).

Темпы роста двусторонней торговли на 20,8 процентных пункта были выше соответствующего показателя увеличения товарооборота Китая в целом, в результате чего удельный вес России во внешней торговле Китая повысился с 1,90 % в 2006 г. до 2,22 %.

В то же время по некоторым позициям, в основном относящимся к сырьевым товарам и отдельным видам промышленной продукции, доля поставок из России была существенно выше. В частности, Россия лидировала в поставках деловой древесины – 68,46 %, морепродуктов – 41,05 %, удобрений – 40,21%, импорт из нее также занимал значительное место во ввозе никеля – 20,47 %, нефтепродуктов – 14,56 %, бумажной массы и целлюлозы – 12,12 %, сырой нефти – 8,91 %[41].

В 2007 г. сохранялась в целом поступательная динамика развития российско-китайского инвестиционного сотрудничества. Темпы притока прямых китайских инвестиций в экономику России оставались примерно на уровне 2006 г. (см. Таблицу 4 в Приложении А) По данным Минкоммерции КНР, за 2007 г. объем накопленных китайских прямых инвестиций в Россию составил 438 млн. долл. против 470 млн. в 2006 г. (-6,81%).

На конец 2007 года суммарный объем прямых китайских инвестиций в Российскую экономику достиг 1 млрд. 374 млн. долл.[42]

Основные приоритеты инвестиционной деятельности китайских предприятий в России существенных изменений не претерпели. Ими по-прежнему оставались заготовка и переработка леса, разработка полезных ископаемых, торговля, легкая и текстильная промышленность, бытовая электротехника, связь, сфера услуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.