В рамках второго направления действий правительство Германии, поддерживаемое большинством государств – членов ЕС, усиленно работало над решением проблем, препятствующих ратификации конституционного договора, путем согласования всех позиций, снятия противоречий, достижения консенсуса. Было сформировано компромиссное решение о создании «Реформирующего договора» (Reform Treaty) на основе внесения поправок в существующие «Договор о Европейском союзе» (Treaty on European Union) и «Договор, учреждающий Европейское сообщество» (Treaty establishing European Community). Договор не имеет характера конституционного, и правительство Германии включило в проект «Реформирующего договора» (Reform Treaty) основные институциональные аспекты, необходимые для дальнейшего эффективного функционирования Европейского союза. В частности, данный договор должен воплотить в реальность три существенных элемента для будущего ЕС.
Первый элемент, по словам А. Меркель, позволит укрепить способность ЕС действовать как внутри Союза, так и за его пределами. Это будет достигнуто посредством следующих нововведений:
Новый договор предусматривает принятие c 1 ноября 2014 г. Системы «двойного большинства» (double majority voting), согласованной в рамках межправительственной конференции в 2004 г.
Предполагается введение нового института Верховного представителя Союза по международным отношениям и политике безопасности (High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy), срок полномочий которого начнется в ноябре
2009 г. с формированием новой комиссии. В его компетенцию будут входить координация общей внешней политики и политики безопасности, координация внешней политики и европейской дипломатической службы, что является значительным шагом вперед для общей внешней политики ЕС.
Кроме того, согласовано создание нового института президентства ЕС. В соответствии с новым подходом система ротации полугодовых председательств будет заменена более длительным сроком президентства – 2,5 года. Президент будет избираться Европейским Советом квалифицированным большинством и может быть переизбран один раз, что даст возможность Европейскому Совету более эффективно реализовывать долгосрочные программы и обеспечивать преемственность и последовательность по всему спектру повестки дня Совета.[4]
Содержание второго элемента связано с реализацией цели Европы стать ближе к своим гражданам, достижению которой должен содействовать новый инструмент – Инициатива европейских граждан (European citizens initiative). В рамках инициативы намечены меры по совершенствованию социальных гарантий, укреплению системы юстиции. В частности, реализация данной инициативы будет проходить на основе Протокола об услугах общего экономического интереса, который позволит органам власти различных уровней принимать решения о предоставлении, учреждении и организации услуг общего экономического интереса как можно ближе к интересам потребителя.
И наконец, третий элемент, содержащийся в «Реформирующем договоре», связан с расширением прав европейских парламентариев. Это касается и Европарламента, и национальных парламентов. Согласно новому договору, Европейский парламент будет запрашивать мнение национальных парламентов о новых законодательных инициативах относительно соответствия последних принципам субсидиарности и пропорциональности.
Правительство Германии включило в проект нового договора также ряд вопросов, изначально не предусматривавшихся Конституционным договором. Такими вопросами стали защита климата, энергетическая политика, более четкое разделение компетенции между региональным уровнем ЕС и национальными правительствами, вопросы правосудия и внутренних дел.
Текст нового договора, учитывающий внесенные изменения, был согласован в ходе межправительственной конференции в рамках Португальского президентства в ЕС во второй половине 2007 г. Таким образом, Лиссабонский договор был подписан 13 декабря 2007 года в Лиссабоне, а 1 декабря 2009 года вступил в силу.
Таким образом, несмотря на достаточно напряженную повестку дня и одновременное председательство в «Группе восьми», правительству Германии удалось достичь значимых результатов по основным приоритетным направлениям программы и успешно выполнить функции президентства.
3. Основные институты Евросоюза
Европейский совет
Высший политический орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств стран-членов и их заместителей - министров иностранных дел (Ангела Меркель). Членом Европейского Совета является также председатель Еврокомиссии. В основе создания Европейского Совета лежала идея французского президента Шарля де Голля о проведении неформальных саммитов лидеров государств Европейского союза, что призвано было препятствовать снижению роли национальных государств в рамках интеграционного образования. Неформальные саммиты проводились с 1961 г., в 1974 г. на саммите в Париже данная практика была формализована по предложению Валери Жискар д`Эстена, занимавшего в то время пост президента Франции.
Совет определяет основные стратегические направления развития ЕС. Выработка генеральной линии политической интеграции - основная миссия Европейского совета. Наряду с Советом Министров Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Его заседания проходят не менее чем дважды в год - либо в Брюсселе, либо в председательствующем государстве под председательством представителя государства-члена, возглавляющего в данное время Совет Европейского союза (Испания с 1 января 2010 года). Заседания длятся два дня.
Решения совета обязательны для поддержавших их государств. Европейский Совет следует отличать от Совета ЕС и от Совета Европы. Европейский совет - формально не входит в структуру институтов Европейского союза. В его рамках осуществляется так называемое «церемониальное» руководство, когда присутствие политиков самого высокого уровня придаёт принятому решению одновременно и значимость и высокую легитимность.
Европейская комиссия
Европейская Комиссия - высший орган исполнительной власти Европейского союза. Состоит из 27 членов, по одному от каждого государства-члена, от Германии - Гюнтер Оттингер с 2010 года. При исполнении своих полномочий они независимы, действуют только в интересах ЕС, не вправе заниматься какой-либо другой деятельностью. Государства-члены не вправе влиять на членов Еврокомиссии.
Еврокомиссия формируется каждые 5 лет следующим образом. Совет ЕС на уровне глав государств или правительств, предлагает кандидатуру председателя Еврокомиссии, которая утверждается Европарламентом. Далее, Совет ЕС совместно с кандидатом в председатели Комиссии формируют предполагаемый состав Еврокомиссии с учетом пожеланий государств-членов. Состав «кабинета» должен быть одобрен Европарламентом и окончательно утвержден Советом ЕС. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующее подразделение (так называемый Генеральный Директорат).
Комиссия играет главную роль в обеспечении повседневной деятельности ЕС, направленной на выполнение основополагающих Договоров. Она выступает с законодательными инициативами, а после утверждения контролирует их претворение в жизнь. В случае нарушения законодательства ЕС Комиссия имеет право прибегнуть к санкциям, в том числе обратиться в Европейский суд. Комиссия обладает значительными автономными правами в различных областях политики, в том числе аграрной, торговой, конкурентной, транспортной, региональной и т. д.
Комиссия имеет исполнительный аппарат, а также управляет бюджетом и различными фондами и программами Европейского союза.
Штаб-квартира Европейской Комиссии находится в Брюсселе.
На сегодняшний день в Еврокомиссии председательствует Жозе Мануэл Баррозу (Португалия).
Совет ЕС
Совет Европейского союза, или, неофициально, «Совет Министров», наделён рядом функций как исполнительной, так и законодательной власти, а потому нередко рассматривается как ключевой институт в процессе принятия решений на уровне Европейского союза.
Был создан в 1952 г. и призван был уравновесить Европейскую Комиссию. Однако компетенции этих органов чётко поделены. Если Европейская Комиссия играет в большей мере административную роль, то Совет Министров ЕС осуществляет политическое лидерство. Совет играет ключевую роль в тех областях европейской интеграции, где принятие решений происходит на межправительственном уровне. Совет ЕС входит в корпус институтов законодательной власти Европейского союза. Фактически любой правовой акт Евросоюза должен получить одобрение Совета, однако ряд правовых актов, а также бюджет Европейского союза подлежат совместному решению Совета и Европейского Парламента.
В Совет входят министры иностранных дел государств-членов Европейского союза, от Германии Гидо Вестервелле который занимает эту должность с 28 октября 2009. Однако получила развитие практика созыва Совета в составе иных, отраслевых министров: экономики и финансов, юстиции и внутренних дел, сельского хозяйства и т. д. Решения Совета имеют одинаковую силу вне зависимости от конкретного состава, принявшего решение. Президентство в Совете министров осуществляется государствами-членами ЕС в порядке, единогласно определяемом Советом (обычно ротация происходит по принципу большое - малое государство, основатель - новый член и т. д.). Ротация происходит раз в шесть месяцев.
В первые периоды существования Европейского сообщества большинство решений Совета требовали единогласного решения. Постепенно все большее применение приобретает способ принятия решений квалифицированным большинством голосов. При этом каждому государству принадлежит определенное число голосов в зависимости от его населения и экономического потенциала.
Под эгидой Совета действуют многочисленные рабочие группы по конкретным вопросам. Их задача - готовить решения Совета и контролировать Еврокомиссию в случае, если ей делегированы определенные полномочия Совета.
Начиная с Парижского договора, существует тенденция селективного делегирования полномочий от национальных государств (напрямую или через Совет Министров) к Еврокомиссии. Подписание новых «пакетных» соглашений добавляли новые компетенции Евросоюзу, что влекло за собой делегирования больших исполнительских полномочий Еврокомиссии. Однако, Еврокомиссия не свободна в осуществлении политики, в определённых сферах национальные правительства имеют инструменты контроля над её деятельностью. Другая тенденция - усиление роли Европарламента. Следует заметить, что несмотря на проделанную Европарламентом эволюцию от сугубо консультативного органа до института получившего право совместного решения и даже одобрения, полномочия Европарламента по-прежнему сильно ограничены. Поэтому баланс сил в системе институтов ЕС по-прежнему в пользу Совета Министров. С 1 января 2010 года председателем Совета Евросоюза является Хосе Луис Родригес Сапатеро(Испания).
Европейский парламент
Европейский Парламент является собранием из 736 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Члены Европейского парламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической ориентацией.
Основная роль Европарламента - утверждение бюджета ЕС. Кроме того, практически любое решение Совета ЕС требует либо одобрения Парламента, либо по крайней мере запроса его мнения. Парламент контролирует работу Комиссии и обладает правом ее роспуска.
Одобрение Парламента требуется и при принятии в Союз новых членов, а также при заключении соглашений об ассоциированном членстве и торговых договоренностей с третьими странами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5