На взгляд экспертов, успеху сигнификации ЮВА во многом способствует демонстрируемая Пекином позиция «благожелательного и ответственного гегемона». Фундаментально она подкрепляется политической мощью, в которую конвертируется экономическое, демографическое, идеологическое превосходство на региональной арене. Однако окончательные масштабы политического лидерства Пекина на современном этапе еще не определены. Тем не менее, контуры будущего политического лидерства КНР видны уже сейчас. Поэтому в среднесрочной перспективе Китай выйдет на уровень крупной региональной державы, а в дальнесрочной – обретет статус глобального контрдоминантного центра силы.
Таким образом, политическая составляющая региональной стратегии Китая, целью которой является достижение к середине XXI века статуса «державы первой степени», занимающей доминирующее положение в АТР и равной по политическому влиянию, экономической и военной мощи США, направлена на обеспечение всесторонних и мирных условий реализации национального проекта развития.
Осуществление этой стратегии в Китае связывают, прежде всего, с усилением совокупной комплексной мощи, главными элементами которой являются внутриполитическая стабильность, динамичный и устойчивый экономический рост, подъем уровня развития науки и технологий, обеспечение доступа к региональным и мировым источникам сырьевых ресурсов и энергии.[14]
В отношении стратегии международных отношений основной целью Китая является долгосрочная стабильность, мирное развитие, которое поможет разрешить внутренние проблемы; охрана суверенитета и стабильности, целостности, осуществление единства страны, расширение международного влияния, защита и расширение сфер и пространства интересов государства. Таким образом, можно сделать вывод о том, что защита, расширение сфер и пространства глобально регионализирующегося китайского государства является приоритетной.[15]
Глава II. Внешнеполитические позиции КНР в новом веке
II.1 XVI съезд КПК и стратегия развития Китая
XVI съезд дал четкое толкование международной ситуации и китайской внешней политики. Съезд провозгласил, что Китай намерен твердо придерживаться независимой и самостоятельной внешней политики «мирного возвышения» и развивать дружественные отношения со всеми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования (невмешательство во внутренние дела, уважение суверенитета и политического выбора, добрососедство, сотрудничество для взаимной выгоды, равенство сторон) и других общепризнанных норм международных отношений. В конкретном плане это означает, во-первых, осуществление активной, мирной внешней политики и создание долгосрочной мирной международной обстановки для экономического развития, реформ и открытости внешнему миру, для модернизации страны. Мирная внешняя политика не только предусматривает неприменение военной силы против любой третьей страны, но и активную роль в деле сохранения мира и безопасности в регионе и во всем мире. Китайское правительство выступает за то, чтобы каждая из великих держав не стремилась к военному превосходству, отказалась от политики военных союзов и прилагала усилия для утверждения всесторонней и всеобщей безопасности нового типа. В сфере безопасности следует определять и осуществлять новую концепцию безопасности на основе взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства и сотрудничества. Соответственно, Китай будет стремиться посредством сотрудничества и координации действий эффективно сохранять и расширять свои государственные и международные интересы, принимать активное участие в международных делах и деятельности международных организаций, а в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН в полной мере играть позитивную роль в отстаивании мира, справедливости и равноправия. Во-вторых, осуществление всесторонней внешней политики. КНР будет активно развивать отношения с развитыми, сопредельными и развивающимися странами, поддерживать многосторонние дипломатические отношения со всеми странами, вести многоотраслевой, многоступенчатый диалог и укреплять сотрудничество на основе пяти принципов мирного существования. И, в-третьих, создание нового международного порядка на основе общепринятых норм международных отношений. Для этого необходимо способствовать установлению мультиполярной мировой структуры, осуществлять демократизацию международных отношений. Любая держава не должна стремиться к гегемонизму и проведению политики силы. Правительство КНР полагает, что ООН как универсальная международная организация должна продолжать играть ведущую роль в поддержании мира и развития во всем мире.[16]
Вместе с тем в соответствии с изменениями, произошедшими в развитии современной международной обстановки, приняты и некоторые новые обобщения и формулировки относительно внешней политики китайского государства, некоторые положения обрели более систематизированный характер. Мирное возвышение и мирная внешняя политика Китая. Возвышение Китая является одним из самых значительных процессов в мировой экономической системе 21 века, важнейшей основополагающей концепцией его внешнеполитической стратегии. В истории мира возвышение какого-либо государства чаще всего осуществлялось путем войн и конфликтов. В современном мире сотрудничества и развития главной особенностью пути своего возвышения Китай выбирает мир и стабильность. Путь развития мирного возвышения Китая – это независимая и неконфликтная внешняя политика, установление партнерских отношений в сфере политики и экономики.[17]
Взгляды Китая на международную ситуацию, в общем, таковы: мир и развитие по-прежнему являются лейтмотивом современной эпохи. Стремление к многополярности и глобализация экономики создают благоприятные условия для всеобщего мира и развития. Новая мировая война в обозримом будущем не должна разразиться. Однако умножаются факторы неопределенности, оказывающие влияние на мир и развитие; взаимно переплетаются факторы угроз традиционной и нетрадиционной безопасности, растет опасность терроризма. Таким образом, человечество стоит перед множеством суровых вызовов.
В этой связи на XVI съезде говорилось, что Китай выступает:
• за создание справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка;
• за многообразие мира, многовариантность моделей развития;
• за демократизацию международных отношений;
• за решение взаимных споров путем диалога и сотрудничества;
• за неприменение силы или угроз ее применения.
Это подразумевает взаимное уважение всех стран в политическом плане, взаимное содействие в сфере экономики, взаимное заимствование культурных достижений, взаимное доверие в сфере безопасности, утверждение новой концепции безопасности на базе взаимного доверия, взаимной выгоды, равноправия и сотрудничества и т.д.[18]
На рубеже XX–XXI веков руководство КНР пересматривает собственное место и роль в мировых процессах, происходит заметная эволюция внешнеполитических принципов Китая. В интересах КНР – создание хороших соседских отношений с пограничными государствами, главная цель которых – «стратегическое партнерство, направленное на мир и процветание». Для Китая остается важным и основополагающим признание государствами Центральной Азии пяти принципов межгосударственных отношений, выдвигаемых КНР. Центральная Азия является точкой пересечения двух приоритетных направлений китайской внешней политики – в рамках двух мировых тенденций – регионализации и глобализации. В КНР выделяют два уровня отношений в регионе: с одной стороны – отношения с «великими державами», с другой – с «пограничными государствами». Отношения КНР с государствами Центральной Азии также имеют два уровня. Первостепенное значение носят отношения с пограничными государствами, с остальными же поддерживается необходимый уровень официальных контактов.
Многие черты современного внешнеполитического курса Китая сходны с его внешнеэкономической политикой. Для последней характерны постоянная игра на противоречиях между конкурентами, рассредоточение зависимости от критически важных поставок (стратегического сырья, топлива, технологий) по максимально широкому кругу контрагентов. Внешнеполитический курс КНР нередко отражает ту же логику, регулируя уровень и плотность связей с отдельными государствами. В целом, процесс двусторонних и многосторонних отношений между Китаем и государствами Центральной Азии является примером эволюции китайской политики и роста ее опыта. КНР больше не устраивает прежняя позиция в международных отношениях. С 1992 года роль КНР в мировой политике неуклонно повышалась. В настоящее время период правления Ху Цзиньтао уже назван «периодом перехода от пассивной к активной внешней политике». КНР обозначила приоритеты – стабильность в пограничных районах, устранение имиджа «китайской угрозы» для мира, а также более конструктивная роль в международных отношениях.[19]
В области внешней политики новая стратегия развития Китая отличается максимальным прагматизмом, отказом от державно-имперских и интернационалистических лозунгов. И в уставе КПК, и в Конституции КНР провозглашается отказ Китая от сверхдержавности и гегемонизма даже тогда, когда он станет высокоразвитым государством. Все действия Китая в области внешней политики определяются единственным критерием - созданием максимально благоприятных внешних условий для экономического развития и роста совокупной мощи Китая. От международных событий, которые не связаны непосредственно с этой главной целью, Пекин стремится дистанцироваться.
Значимым фактором развития Китая в последнее десятилетие стало все более активное включение страны в мировую экономику, в процессы глобализации и регионализации. Это свидетельствует о том, что в результате политики реформ и открытости взаимозависимость Китая и внешнего мира углубляется.
Активная внешняя политика способствует успеху курса «реформ и открытости» Китая внешнему миру и модернизации страны. Она означает не только отказ от применения силы, но и активное участие в поддержании мира, как на региональном, так и на глобальном уровне. Правительство намерено эффективно защищать и расширять сферу государственных интересов Китая посредством укрепления сотрудничества с другими странами, активно участвовать в деятельности международных организаций.[20]
II.2 Основные цели внешней политики КНР
Оценивая международную обстановку, руководители Китая считают, что ключевым пунктом мировой политики в наше время по-прежнему остается проблема мира и развития. Китай исходит из того, что в настоящее время международное положение в целом демонстрирует тенденцию к разрядке, отношения между ведущими державами развиваются в сторону стабилизации, основа политического диалога и сотрудничества постепенно укрепляется. С учетом новых реалий ЦК КПК в конце 2003 г. разработал и в 2004 году официально выдвинул новую внешнеполитическую концепцию мирного возрождения страны («Хэпин цзюэчи»). Долгосрочной целью внешней политики китайского правительства является сохранение мирной международной обстановки, необходимой для успешного продвижения модернизации страны.
Осуществляя всестороннюю внешнюю политику, Китай активно продвигает вперед межгосударственные связи с развитыми державами, строит добрососедские отношения с сопредельными государствами и активно сотрудничает с развивающимися странами.
Опираясь на принципы многосторонней дипломатии в АТР, китайское правительство полагает, что ключевое звено стратегической концепции «мирного возвышения» – развитие китайско-американских отношений. Необходимо, чтобы сотрудничество с единственной сверхдержавой было поставлено на приоритетное место. Именно США, с одной стороны, могут стать инициаторами формирования антикитайской коалиции и изоляции КНР, с другой — являются естественным источником капитала, технологии и наиболее значительными торговыми партнерами. В процессе мирного возвышения в ближайшие 20-50 лет Китаю следовало бы эффективно использовать американские инвестиции, возможности выхода на американский рынок, передовые достижения науки и техники, опыт экономического развития. Китаю крайне невыгодно превратить США во враждебное государство, и это является определяющим фактором в китайской политике. В то же время нельзя закрывать глаза на такие существенные препятствия для улучшения отношений между КНР и США, как политико-идеологические разногласия, торгово-экономические трения, разногласия по проблеме Тайваня. Это, безусловно, не может не омрачать перспективы улучшения китайско-американских отношений.[21]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5