Рефераты. Проблемы ядерного разоружения Индии и Пакистана

страна намерена создавать и развивать потенциал минимального разумного сдерживания;

Индия провозглашает принцип неиспользования ядерного оружия первым - ядерное оружие может быть применено только в качестве ответа на ядерное нападение на территорию Индии или индийские силы где бы то ни было;

ответный ядерный удар будет массированным, с расчётом нанести неприемлемый ущерб;

ответный ядерный удар может быть нанесён только с санкции гражданского политического руководства страны;

ядерное оружие не может быть применено против неядерного государства;

в случае широкомасштабного военного нападения на Индию или индийские силы где бы то ни было с применением химического или биологического оружия Индия оставляет за собой право ответа ядерным ударом;

Индия подчёркивает свою приверженность цели полного всеобщего ядерного разоружения.

Этот документ является основополагающим для современной индийской атомной программы. Существование его дает определенную возможность переговоров мирового сообщества с лидерами этой страны о возможном разоружении.

Перейдем к Пакистану. Пакистанская ядерная программа в первую очередь была ответом на аналогичную программу Индии. Началась она значительно позже индийской (формально в 1972 году) и была сопряжена с большими трудностями технологического характера[13].

Неизбежность создания индийской атомной бомбы, для лидеров Пакистана была понятна несколько раньше, чем произошло испытание "Улыбающегося Будды". В 1972 году Премьер-министр Пакистана Зульфар Бхутто ставит задачу перед своими учеными разработку "исламской атомной бомбы". Такое решение было принято, во многом под влиянием сокрушительного поражения пакистанской армии в войне 1971 года. В то же время испытание 18 мая 1974 года стало неприятной неожиданностью для Исламабада.

Пакистанское руководство, шокированное новым фактором региональной политики, ставит задачу быстрейшего создания атомной бомбы перед своими учеными. Начинается строительство завода по обогащению Урана в городе Кахута, ведутся активные переговоры с Францией о совместной постройке завода по переработке Урана. Однако "Великие державы" не стремились помогать Пакистану в его разработках. Работы велись достаточно медленно, и все это время пакистанское руководство ощущало себя "под ударом" со стороны Индии. Отношения между двумя странами были напряженными, однако до открытого противостояния не доходило.

Первый орудийный плутоний Пакистана был получен лишь в 1995 году. Испытания атомного оружия были проведены 28-30 мая 1998 года на полигоне Чагай. Здесь было испытано, по различным данным от 3до 7 боеголовок. В настоящее время Пакистан владеет от 65 до 120 атомных боеголовок (по различным данным) и имеет, в этом плане, своего рода паритет с Индией.

Пакистанские испытания 1998 года стали новым значимым фактором для региональной безопасности. Пакистан, на протяжении практически четверти века не предпринимал новых попыток овладеть индийским Кашмиром. Однако практически сразу после испытания атомного оружия - в 1999 году в регионе начался уже упоминаемый пограничный инцидент - т. н. "Каргальская война". По сути - пограничное противостояние Индии и Пакистана в Кашмире, официально не признанное ни одой из воющих сторон. Война окончилась "вничью" однако с довольно серьезными политическими последствиями для Пакистана, которого мировое сообщество обвинило в террористических методах войны.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что основой атомного противостояния в регионе служат рассмотренный выше "Кашмирский вопрос", а также политические, экономические и культурные последствия тех военных конфликтов, которые имели место быть между Индией и Пакистаном после второй мировой войны. Разработку атомного оружия первая начала Индия (первое испытание 1974 год), за ним последовал Пакистан (испытания проведены в 1998 году).

В настоящее время обе страны имеют практически равные атомные потенциалы, что, однако в качестве факта сдерживания не рассматривается - в 2000-е годы между странами продолжали возникать конфликты, в ходе которых имелась возможность применения атомного оружия[14].

Обе страны не присоединились к договору о "Нераспространении атомного оружия" и исследований в этой области не сокращают. Это является значимым фактором региональной политики, и становится предметом многочисленных консультаций руководства Индии и Пакистана с представителями Великих держав (США, России, Великобритании, Китая и Франции). Атомное разоружение этих стран - одна из приоритетных задач международного сообщества. Разоружение позволит снять напряженность в регионе, где и без того хватает политических проблем.

В дальнейшей части нашего изложения мы рассмотрим вопросы, связанные с вопросами атомного разоружения Индии и Пакистана в настоящее время.

2.2 Индия и Пакистан: современные взаимоотношения. Перспективы разоружения


В настоящей части изложения мы изучим современные взаимоотношения Индии и Пакистана, а также рассмотрим наиболее значимые шаги мирового сообщества, направленные на атомное разоружение региона.

Индия и Пакистан, в настоящее время остаются потенциальными противниками. В то же время можно заметить, что после "Каргильского конфликта" 1999 года между двумя странами наметилась тенденция к снятию напряжения.

После Каргильского конфликта 1999 года, когда войны удалось избежать благодаря вмешательству Билла Клинтона, страны осознали, что заинтересованы в диалоге. В результате начатого в январе 2004 года мирного процесса, руководство двух стран установило четко структурированные контакты, давшие конкретные результаты[15]:

индийскую и пакистанскую части Кашмира связала автобусная линия;

улучшилось межгосударственное железнодорожное сообщение;

наметился определенный прогресс в торговой и культурной сферах.

Небольшой "ложкой меда" являлся тот факт, что на протяжении всех 2000-х годов в индийском Кашмире продолжали действовать многочисленные террористические группы, причем индийская сторона неоднократно заявляла о своих подозрениях, о том, что их деятельность поддерживается и финансируется Исламабадом. Однако конкретных доказательств не предоставлялось и отношения между новыми атомными странами продолжали развиваться в сторону улучшения.

"Оттепель" во многом закончилась в 2008 году, после терактов индийском городе Мумбаи. Дели открыто обвинил Исламабад в подготовке террористических групп. Пакистан начинает демобилизация, сосредотачивая одновременно на границах с Индией около 100 тысяч солдат.

Ситуация в 2008 году была очень напряженной и многие эксперты-международники заявляли о том, что есть непосредственная опасность атомного конфликта между странами. Однако конфликта в очередной раз удалось избежать.

В целом, еще раз можно подчеркнуть тот факт, что атомное оружие, имеющееся у Пакистана и Индии - это не сдерживающий фактор двухсторонних отношений, а крайне дестабилизирующий факт. Мировое сообщество неоднократно, декларативно, заявляло о том, что заинтересовано в атомном разоружении региона. Рассмотрим подробнее переговорный процесс по этому поводу.

В Южной Азии давно звучат призывы начать процесс сокращения наступательного ядерного вооружения, аналогично тому, что было между Москвой и Вашингтоном в годы холодной войны. Тем не менее, эти призывы пока не увенчались успехом. Большую активность в этом вопросе, в качестве посредника проявляют Соединенные Штаты - давний союзник Пакистана, который к тому же имеет серьезные интересы в современной Индии[16].

Рассмотрим подробнее действия этой великой державы в регионе. США, на настоящий момент имеют определенные договоренности с каждой из сторон конфликта. Начнем с рассмотрения американо-индийских договоренностей.

В первую очередь они базируются на так называемом "соглашении 123" 2005 года. Согласно этому документу США получает возможность сдерживать атомную Индии и устанавливает полный контроль (посредством МАГАТЭ) над работой индийских атомщиков. Этот документ, по сути, является первым сдерживающим фактором для увеличения индийских атомных запасов. До подписания этого соглашения Индия, как правило, ограничивалось устными заверениями о нераспространении атомного оружия и об исключительных случаях его применения против вероятных противников[17].

Многие аналитики, как в самой Индии, так и за рубежом отмечают несколько несправедливый, по отношению к Индии, характер этих договоренностей. Действительно, действия США по отношению к Пакистану (как мы рассмотрим ниже) не ставят таких серьезных ограничений для Исламабада. В то же время еще раз подчеркнем, что в свете не подписания Индией договора о нераспространении атомных вооружений, это единственный документ, который, хотя и декларативно, но имеет определенные рычаги воздействия на индийское руководство.

Перейдем к американо-пакистанским соглашениям. Тих необходимо в целом рассматривать как союзнические (тот факт, что США ввела эмбарго на поставки вооружения в конфликтующие страны, после второй индо-пакистанской войны, не мешал развитию двухсторонних политических контактов). Пакистан является одним из главных союзников США в Азии по контртеррористической коалиции и основной базой снабжения американских войск в Афганистане. В то же время, касательно атомных арсеналов Пакистана, США выдерживает скорее выжидательно-осторожную позицию. В начале 2000-х годов США предоставила Пакистану свои разработки по защите атомного оружия от захвата террористами, а в середине 2000-х годов был подписан ряд двухсторонних документов, которые фактически признавали Пакистан еще одной атомной державой (эти документы были приняты во многом вразрез официальной позиции Совбеза ООН). Здесь же надо отметить, что США, в отношении атомной проблемы Пакистана в первую очередь направляет свои действия таким образом, чтобы недопустить появления атомного оружия у боевиков "Аль-Кайеды" многочисленные районы, базирования которых расположены в соседнем с Пакистаном Афганистане[18].

В целом США остается значимой силой сдерживания в регионе. Ее действия направлены на нераспространение атомного оружия в Юго-восточной Азии и на сдерживание возможных конфликтов между Индией и Пакистаном.

В контексте нашего изложения, также необходимо отметить и тот факт, что и в Пакистане и в Индии, в последние годы все большую популярность обретают идеи сближения двух стран. В Пакистане это так называемая группа "Балуса" во главе с генералом в отставке М. Дурани. Некоторые специалисты замечают, что на фоне этих инициатив возможны новые переговоры по "камню преткновения" в отношения двух стран - Кашмиру, что в свою очередь снимет большинство вопросов во взаимоотношении двух стран[19].

В целом, перспективы разоружения Пакистана и Индии, напрямую связаны с решением кашмирского вопроса. В случае прогресса возможных переговоров, обе страны могут присоединиться к договору о нераспространении атомного оружия, что в свою очередь послужит очередным шагом к атомному разоружения региона. Однако это всего лишь предположение, и результаты его можно лишь только предугадать. В настоящее время складывается такая ситуация, что Индия и Пакистан имеют примерно равнозначные атомные потенциалы и единственной сдерживающей силой, которая хоть как-то гарантирует неприменение атомного оружия в ходе возможного очередного конфликта между Индий и Пакистаном, спровоцировать который может что угодно, остается лишь США. Это государство единственное имеет определенные договоренности с обеими сторонами конфликта, а интересы США в регионе, в настоящее время, самая значимая величина сдерживания возможного конфликта.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.