В рассматриваемую группу неконкурентоспособных отраслей входит также сельское хозяйство.
Переход России к открытой экономике и широкое проникновение (вплоть до финансового кризиса 1998 гг.) на внутренний рынок страны импортных товаров привели к резкому падению производства в неконкурентоспособных отраслях. По отношению к данной группе отраслей, вероятно, следует, во-первых, активно использовать защитные импортные тарифы и другие законные протекционистские меры (сохраняя в то же время разумную конкуренцию) и, во-вторых, всемерно поощрять внутренний спрос на их продукцию (например, через систему государственных закупок).
3.3 Проблема вступления России в ВТО - современное состояние и перспективы
Несмотря на то, что членами ВТО являются 147 государств (в том числе уже 7 бывших республик СССР - Грузия, Армения, Молдова, Латвия, Литва, Эстония и Кыргызстан), Россия на 2007 г. официально не принята в ВТО. Однако Россия с 1993 г. является претендентом на вступление в эту международную организацию.
Процесс вступления России в ГАТТ/ВТО продолжается уже более 10 лет. Это достаточно долгий срок - для большинства стран срок вступления в ВТО длился примерно вдвое меньше. В то же время, длительность данного процесса объяснима:
- на протяжении многих десятилетий Россия имела принципиально иную экономическую систему, которую сложнее привести к стандартам ВТО, чем экономику других стран;
- экономика России слишком многофункциональна, в отличие от ряда небольших стран, которые специализируются на производстве и торговле отдельных видов товаров, Россия производит почти все, что продается на мировом рынке, и необходимо больше времени на то, чтобы достигнуть соглашений с ВТО по каждой из ключевых отраслей;
- вступление России в ВТО с ее колоссальным рынком, производственными и коммерческими возможностями, природными ресурсами может значительно повлиять на экономику других стран, а также на деятельность ВТО в целом - поэтому ВТО и страны, входящие в данную организацию, желают согласования максимального количества вопросов, вызванных вступлением России в ВТО.
Межу тем с присоединением России к ВТО возможности проведения политики развития будут существенно ограничены как обязательными нормами этой организации, тек и условиями вступления в нее. Несмотря на то, что соответствующие переговоры близятся к завершению, адаптации экономической политики государства к требованиям ВТО практически не ведется. Даже федеральный бюджет-2007 составлен без учета планируемых условий присоединения, которое, между тем, может состояться уже в текущем году; некоторые из предусмотренных бюджетных мер поддержки отечественных товаропроизводителей и стимулирование экономического роста прямо противоречат нормам ВТО и, по-видимому, будут отменены.
Наиболее широко обсуждаемым требованием ВТО к России является снижение ставок импортных пошлин. В настоящее время средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины по всей товарной номенклатуре оценивается в 13% по сравнению с 3–5% по странам-членам ВТО. Думается, что снижение импортного тарифа на несколько процентных пунктов, ожидаемое по условиям присоединения, едва ли станет максимальной опасностью для конкурентоспособности большинства отечественных товаропроизводителей.
Гораздо серьезнее на отечественную промышленность повлияет выполнение системных и дополнительных условий вступления России в ВТО. Среди основных условий наибольшее значение имеют обязательные для всех членов соглашения по системным вопросам, требования по отмене экспортных пошлин, а также навязываемые России отдельными членами ВТО дополнительные соглашения по торговле гражданской авиационной техникой, правительственным закупкам и информационным технологиям.
Ликвидация экспортных таможенных пошлин приведет к существенному снижению соответствующих ежегодных доходов госбюджета, которые в 2005 г. составили 618,2 млрд. руб., или 20,6 млрд. долл., т.е. 18,5% всей суммы бюджетных доходов. Серьезным следствием отмены экспортных пошлин станет рост внутренних цен на энергоносители, которые будут стремиться к мировым (за вычетом транспортных издержек).
Поскольку вследствие климатических условий энергоемкость производимых в России товаров в среднем втрое выше, чем при производстве аналогичных товаров в Евросоюзе, приближение внутренних цен на энергоносители к мировым станет системным фактором снижения конкурентоспособности российской промышленности: согласно самым оптимистичным прогнозам, энергоемкость российского ВВП будет более чем вдвое превышать уровень развитых стран[7]. В максимальной степени, естественно, пострадают самые энергоемкие отрасли: металлургическая и химическая промышленность, в которых издержки производства в этом случае превысят мировой уровень. Если учесть, что в структуре материальных затрат предприятия химической промышленности 10%, а черной и цветной металлургии – 15%, приходятся на энергию, последствия для цен их годовой продукции предсказать нетрудно; рост же этих цен усугубит положение в машиностроении и металлообработке.
Кроме общеобязательных норм ВТО возможности торговой и промышленной политики будут ограничены «добровольными соглашениями», на присоединение к которым пойдет Россия. К наиболее серьезным из них относятся Соглашение по торговле гражданской авиатехникой и Соглашение по правительственным закупкам. В случае присоединения к первому из них почти все практикуемые сегодня и планируемые на будущее формы господдержки отечественного авиастроения придется отменить. Кроме того, соглашение, о котором идет речь, предусматривает ликвидацию всех тарифных и нетарифных барьеров при ввозе в страну воздушных судов гражданского назначения, а также комплектующих и других компонентов.
Вследствие отсутствия механизмов кредитования производства отечественных самолетов в последнее десятилетие произошло падение количества выпускаемых воздушных судов с 150–180 до 4–5 в год. Выполнение обязательств, предусмотренных Соглашением по торговле гражданской авиатехникой приведет к окончательному вытеснению отечественных воздушных судов иностранными самолетами. Особо опасным для нашего авиастроения будет беспошлинный ввоз зарубежной техники, передаваемой в аренду авиаперевозчикам по бросовым ценам.
Соглашение по правительственным закупкам предусматривает осуществление последних исключительно в виде открытых тендеров с обязательным участием иностранных производителей и при исключении каких-либо преимуществ перед ними отечественных поставщиков. Присоединение к этому соглашению повлечет за собой отказ от важной формы защиты перспективных для российских товаропроизводителей рынков наукоемкой продукции.
Выполнение обязательных соглашений ВТО потребует отмены или пересмотра ряда практикуемых сегодня мер господдержки отечественных товаропроизводителей и развития экономики. Кроме того, не соответствующими нормам ВТО могут быть признаны меры бюджетной политики, направленные на финансовое оздоровление предприятий, включая реструктуризацию их доходов по налоговым обязательства.
Да, объем перечисленных мер в настоящее время невелик, и ассигнования на сомнительные с точки зрения норм ВТО меры господдержки не превышают 7% расходной части федерального бюджета, в том числе ассигнования, прямо противоречащие этим нормам, - не более 1,5% расходной части бюджета[8]. Но это вовсе не означает, что их отмена не окажет серьезного негативного влияния на динамику промышленного производства. Даже небольшая по объему поддержка, исходящая от государства, для ряда отраслей незаменима. Критически важной для сохранения и развития сельхозмашиностроения является бюджетная поддержка лизинга сельскохозяйственной техники. При всей незначительности ассигнований, выделяемых на субсидирование процентных ставок, для многих использующих их предприятий это единственный способ привлечение кредитов на модернизацию производства.
Присоединение к ВТО затруднит наращивание государственного стимулирования модернизации и развития промышленности. Между тем, без резкого усиления поддержки государства инновационной и инвестиционной активности российской индустрии обречена на дальнейшую деградацию. Средства, выделяемые из федерального бюджета на стимулирование модернизации экономики и научно-технического прогресса, явно не достаточно: они в совокупности затрагивают около 10% потенциальной мощности высокотехнологических отраслей промышленности, которые загружены примерно на 20%. В отношении большей части отраслей наукоемкой промышленности, находящихся в упадке, стимулирование вообще не предусматривается. Присоединение же к ВТО существенно ограничит возможные формы государственной поддержки научно-технического прогресса и затруднит продвижение отечественной промышленности на потенциально перспективных направлениях.
Таким образом, без применения адекватных мер государственной политики стимулирования научно-технического прогресса и освоение новых перспективных технологий присоединение России к ВТО может привести к закреплению сырьевой направленности развития экономики и усилению тенденции свертывания производства товаров с высокой добавленной стоимостью, к утрате имеющегося потенциала развития в наиболее перспективных направлениях. Сохранение же и тем более наращивание этого потенциала требует активной государственной политики с учетом ограничений, накладываемых обязательными для исполнения нормами ВТО. Развертывание инструментов такой политики необходимо осуществить до вступления России в эту организацию, предусмотрев их сохранение после присоединения.
В последние годы отмечается резкая активизация зарубежной деятельности российских компаний. По данным Банка России, характеризующим международную инвестиционную позицию, на 1 января 2006 накопленные прямые инвестиции российских резидентов за рубежом составили 138,9 млрд. долл., что почти в семь раз превышает аналогичный показатель на начало 2001 г. Только за 2005 г. их объем возрос на рекордные 31,6 млрд. долл.
В результате увеличения официального вывоза капитала, особенно в 2004 - 2005 гг., уменьшилась роль нелегального оттока капитала, объем которого, однако, остается значительным (см. табл. 2).
Таблица 2 - Значение нелегального вывоза капитала в общем оттоке капитала из России, но данным платежного баланса (млрд. долл.)[9]
Годы
Ошибки и пропуски (1)
Официальный вывоз капитала частным сектором (2)
Общий отток капитала (3)
Доля (1) в (3), %
1994
0,0
16,6
-
1995
9,1
9,4
18,5
49,2
1996
7,7
28,4
36,1
21,3
1997
8,8
31,1
39,9
22,1
1998
9,8
14,5
24,3
40,3
1999
8,6
13,5
38,9
2000
9,2
19,0
28,2
32,6
2001
10,0
11,4
21,4
46,7
2002
6,5
19,6
26,1
24,9
2003
9,7
25,6
35,3
27,5
2004
6,3
40,6
46,9
13,4
2005
11,9
61,5
73,4
16,2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9