Рефераты. Проблемы включения России в мировое хозяйство

Вторая причина того, что глобализация способствует усилению неравенства, - несовершенство глобальных рынков. Классический пример «провала» рынка – загрязнение окружающей среды, в результате которого виновный получает выгоды, не неся полного бремени издержек. На глобальном уровне высокая эмиссия парниковых газов в США возлагает дополнительные издержки на бедные страны.

В развивающихся странах оказание помощи попавшим в тяжелое положение в результате финансового кризиса банкам приводит к увеличению государственного долга (доходящего до 10 – 40% годового ВВП по сравнению с 2 – 3% в среднем для развитых стран). Из-за больших размеров государственной задолженности процентные ставки остаются на высоком уровне. Это ограничивает инвестиционную активность, замедляет экономический рост и процесс создания новых рабочих мест, что негативно сказывается прежде всего на положении малообеспеченных слоев населения. Страны с формирующимися рынками вынуждены проводить политику обеспечения первичного профицита бюджета, что в долгосрочной перспективе уменьшает их возможности осуществлять крупные инвестиции в развитие здравоохранения и образования и расходовать больше средств на программы поддержки безработных и других социально уязвимых слоев населения.

Наконец, третья причина, по которой глобализация ведет к неравенству, — то, что на глобальном уровне режимы торговли, миграции и охраны прав интеллектуальной собственности естественно отражают большую рыночную власть богатых. Показательным примером служит развернувшаяся в настоящее время борьба за снижение размеров сельскохозяйственных субсидий и тарифов в богатых странах, ограничивающих доступ производителей из бедных стран на их рынки. Проблема здесь заключается не в наличии какого-то заговора, а в том, что в ходе переговоров учет требований внутренней политики в странах ЕС, США и Японии оказывается важнее, чем проблема неравенства рыночных возможностей для фермеров, выращивающих хлопок в странах Западной Африки.

Поскольку глобальные рынки приносят пользу прежде всего уже богатым (странам со стабильными и прочными институтами), для решения проблемы неравенства в мире нужно заключить нечто вроде глобального социального контракта, цель которого — увеличить возможности получения образования для бедных и социально уязвимых слоев населения и помочь странам в создании надежных институтов. Вследствие несовершенства глобальных рынков требуется создание мировой системы договоренностей и правил, с помощью которых можно было бы управлять глобальной средой (Киотский протокол и другие соглашения), помогать странам с формирующимися рынками противостоять глобальным финансовым рискам (МВФ и другие международные финансовые организации), бороться с коррупцией и иными проявлениями антиконкурентного поведения (например, учреждение глобального антимонопольного ведомства).

Поскольку глобальные правила в большей степени отражают интересы богатых, необходимо увеличить представительство бедных стран и народов на глобальных форумах – в МВФ, Всемирном банке, Совете безопасности ООН, Базельском комитете по банковскому регулированию, «большой восьмерке» и т.д.

 Для увеличения богатства и повышения уровня благосостояния народов существует очень мощный инструмент — глобальная экономика. Но глобальное политическое устройство не соответствует ее возможностям. Серьезный вызов, с которым сталкивается человечество в XXI в., - необходимость укрепления и реформирования институтов, правил и обычаев, посредством которых страны и народы пытаются решить политическую по своей природе задачу дополнения преимуществ глобального рынка возможностями коллективного управления проблемными ситуациями, включая наличие укоренившегося и несправедливого неравенства.


3. Участие России в мировом хозяйстве

Как часть мирового сообщества и мирового хозяйства, раскрывшаяся миру после многолетней замкнутости и изоляции, Россия все больше интегрирует в современные мирохозяйственные процессы. Мировая экономика сегодня уже становится не просто внешней средой для российской экономики и бизнеса. Сейчас это геоэкономика, или глобальная экономическая система. Крайне важно отслеживать и анализировать основные тенденции развития мирового хозяйства. Ошибки в оценках могут не только приостановить процесс вхождения нашей экономики в мировую, но и тормозить как рыночные реформы, так и экономическое развитие страны в целом.

Сегодня российская экономика стоит перед сложной задачей эффективного включения и функционирования как единый национальный комплекс в глобальной мирохозяйственной системе. По существу, российская экономика уже включена в процесс глобализации и является частью этой целостной системы. Современное же положение России в мировом хозяйстве характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, она располагает значительными природными, трудовыми ресурсами, крупным производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в производстве и экспорте многих важных товаров (в основном топливно-сырьевой группы), обладает мощным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным уровнем населения. С другой стороны, экономический спад 90-х гг., обусловил существенное ослабление позиций России в мировом хозяйстве: доля страны в совокупном ВВП мира снизилась с 3,6% в 1990 г. до 1,7% в 1997 г. (по последним данным Госкомстата России, до 3%), а в мировой промышленной продукции - с 4,6 до 1,8%. Будучи среднеразвитой страной, по ряду параметров она занимает промежуточную позицию в мировом хозяйстве между развитыми и развивающимися странами. Включение России в процесс глобализации - это одновременно и появление нового, дополнительного ресурса в нашем экономическом и общественном развитии.

 

3.1 Основные черты социально-экономической модели

В период с начала 30-х до конца 80-х гг. в СССР господствовала административно-командная система, отечественная модель которой предполагала тотальное господство государства в экономике и директивное планирование всей хозяйственной деятельности. Смягчение негативных черт этой системы в 60—80-е гг. не могло предотвратить нарастания кризисных явлений в советской экономике (прежде всего исчерпания возможностей наращивания производства за счет дополнительного вовлечения природных и трудовых ресурсов).

С целью выхода из охватившего экономику СССР системного кризиса в конце 80-х гг. начался переход к рыночной системе. Этот переход стал определяющим фактором трансформации экономики после распада СССР и начала рыночных преобразований в России с 1992 г.

Системные реформы постсоциалистического периода в России прошли длительный путь. Радикальные реформы 1992-1993 гг. под влиянием нарастания социально-экономической напряженности сменились эволюционным развитием рыночных институтов в последующие годы. Среди преобразований переходного периода главное место занимают изменение роли государства, макроэкономическая стабилизация (преимущественно в сфере финансов), приватизация, формирование рыночной инфраструктуры, интеграция в мировое хозяйство.

 

3.2 Внешние факторы развития

Современный этап является переломным для России с точки зрения роли внешних факторов и ее экономике. Обширные и разнообразные природные ресурсы, масштабный и слабо насыщенный внутренний рынок, значительный государственный спрос на промышленную продукцию - все эти обстоятельства еще в Российской империи обусловили сравнительно невысокую вовлеченность страны в мирохозяйственные связи. В советский период к этим факторам добавилась длительная экономическая изоляция от мирового рынка. Лишь с переходом в 90-х гг. к рыночной экономике начинается интеграция России в мировое хозяйство.

К потенциальным конкурентным преимуществам России относятся:

а) крупные природные ресурсы (минеральные, земельные, водные, лесные), имеющие по некоторым видам мировое значение;

б) многочисленные трудовые ресурсы с высоким образовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;

в) значительные масштабы накопленных основных производственных фондов народного хозяйства;

г) наличие в некоторых отраслях промышленности (главным образом в военно-промышленном комплексе) уникальных передовых технологий, опирающихся на достижения российской науки.

Однако реализации этих преимуществ препятствует целый ряд конкурентных слабостей российской экономики:

а) преобладание в большинстве отраслей народного хозяйства отсталых, неконкурентоспособных по современным стандартам технологий, концентрация основной массы передовых технологий в ВПК;

б) чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность производства;

в) огромный износ основных фондов;

г) весьма ограниченные возможности внутреннего накопления, что влечет за собой сильную зависимость модернизации экономики от притока иностранного капитала;

д) значительная политическая, экономическая и социальная нестабильность;

е) засилье бюрократии и криминализация экономики;

ж) резкая неравномерность в экономическом и социальном развитии регионов России.

В 90-х гг. сравнительные преимущества российской экономики либо использовались в недостаточной степени, либо вообще не использовались. В условиях системного кризиса многие конкурентные преимущества России были ослаблены: отмечен крайне низкий прирост или сокращение разведанных геологических запасов; ускорилось физическое старение основных фондов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, ведущее к их; массовому выбытию; отток специалистов из науки и производства в банковскую, торговую сферы и за рубеж; утрата позиций на ряде освоенных ранее рынков.

Переход России к открытой экономике в начале 90-х гг. привел к разделению народного хозяйства страны на три группы отраслей в зависимости от их конкурентоспособности на внешнем (а также на внутреннем) рынке.

Первая группа - по мировым стандартам конкурентоспособные ресурсные отрасли (нефтяная, газовая, лесная, алмазная промышленность, отчасти энергетика, черная и цветная металлургия). В этих отраслях работают 4% всех занятых в экономике и 17% - в промышленности. Но в них создается около половины добавленной стоимости в индустрии и примерно 15% ВВП, если считать во внутренних ценах. Ресурсные отрасли обеспечивали в середине 90-х гг. свыше 75% всего российского экспорта.

Эти отрасли могут развиваться на основе самофинансирования с использованием иностранных инвестиций и выходом на внешние рынки.

Вторая группа - отрасли обрабатывающей промышленности, имеющие большой научно-технический потенциал, способные производить продукцию, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. К ним относятся авиакосмическая, атомная промышленности, отчасти энергетическое машиностроение, тяжелое станкостроение, биотехнологии, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. На долю этих отраслей в 1996 г. приходилось около 20% промышленной продукции, но всего 12% экспорта России.

Данная группа отраслей нуждается в протекционистской политике государства для поддержания конкурентоспособности на внутреннем рынке.

Третья группа - это отрасли, которые вряд ли могут быть конкурентоспособными на внешнем рынке, но в состоянии удовлетворить значительную часть спроса на внутреннем рынке. К таким отраслям относятся автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность, производство строительных материалов. Все эти отрасли, вместе взятые, дают около 18% промышленной продукции, но почти не поставляют свою продукцию на экспорт.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.